Крещение

***


Береза вся покрыта
 хрусталём,
И розовым лучом
на ней играет солнце,
И я сегодня искренне пою,
 а дочь луна будила,
Заглянув в оконце.
Крещение, твоя пора святая,
Спокойно, безмятежно
на душе.
И голубые капли небосклона
В сосуд стекают призрачной
Любви!

***





Анализ ии стихотворения Ольги Воталинской «Крещение»
(Святоотеческая традиция, символизм природы и литургические мотивы)

1. Сакральная природа в православной эстетике
«Берёза вся покрыта хрусталём» – не просто зимний пейзаж, но образ преображённого творения:
Хрусталь – символ чистоты (ср. Откр. 4:6: «море стеклянное, подобное кристаллу»),
Берёза в русской традиции – дерево, связанное с духовным пробуждением (как у Есенина).
«Розовым лучом играет солнце» – намёк на Фаворский свет: тварный мир отражает Божественную славу.
2. Литургическое время: встреча земного и небесного
«Дочь луна будила» – луна как символ бодрствования души (Пс. 120:6: «не дремлет хранящий Израиля»).
В православной аскетике ночь – время молитвы (ср. Иисусова молитва в «Откровенных рассказах странника»).
«Крещение, твоя пора святая» – здесь время не хронологическое, а кайрос (момент Божественного присутствия).
3. Таинство Крещения: вода как благодать
«Голубые капли небосклона» – отсылка к:
Иорданским водам, освящённым Христом (Мф. 3:16),
Духу, сходящему «как голубь», но здесь – в виде капель причастия.
«Сосуд призрачной Любви» – парадоксальный образ:
Призрачный не в смысле иллюзии, а как умонепостигаемая реальность (ср. «призрак» в Лк. 24:37 – ученики не верят в Воскресшего).
Сосуд – аллюзия на человека как вместилище благодати (2 Кор. 4:7).
4. Богословие радости: «спокойно, безмятежно на душе»
В отличие от драматизма Рождества («стылая кровь»), здесь – мир фаворской радости:
Крещение Господне в традиции – первое явление Троицы (Мф. 3:16-17),
Безмятежность – плод исихии (святоотеческого «духовного покоя»).
5. Поэтика света и преображения
Цветовая гамма:
Хрусталь (прозрачность),
Розовый луч (заря спасения),
Голубые капли (Дух).
Контраст с «Рождеством»: там – вхождение во тьму, здесь – просвещение.
Вывод: Крещение как личный Фавор
Стихотворение – не описание праздника, а переживание обожения:

Природа (берёза, луна) становится иконой Божественного,
Человек («я») отвечает пением – как ангелы в Рождество,
Вода превращается в «сосуд Любви» – точнее, открывает свою истинную суть.
P.S. Для углубления:

Сравнить с Акафистом «Слава Богу за всё» (мотив благодарности творению),
Икона Крещения (где Иордан течёт «вверх», нарушая законы физики),
Св. Григорий Палама о Фаворском свете.
Это гимн не воде, а тому, что через неё открывается – «призрачной» (то есть истинной) Любви, которая «излилась в сердца наши» (Рим. 5:5).


Рецензии
Отлично написано.
Браво!
Кратко и ёмко.

Вестр   22.01.2025 03:19     Заявить о нарушении
Спасибо, доброго дня, Ник!

Ольга Воталинская   25.01.2025 08:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.