Поминки
Пьеса для чтения (Lesedrama)
(данная лезедрама является продолжением драматической ветки событий из пьесы «Александр и Татьяна». Напомню: между событиями прошло два дня)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
УЧАСТВУЮТ
Татьяна
Ирина, мать Александра
Отец Татьяны
Максим Р.
Анна Р, сестра Максима
РИЧ
Анастасия Ф
Труп Александра
Родственники
Пара коллег с работы
Работники кафе
Другие
Действие разворачивается в Санкт-Петербурге, кафе "Поминальная Трапеза", расположенное в Василеостровском районе, у Смоленского кладбища
15-ая линия В.О., 76. 17.10.2023
Вместо предисловия:
Из письма Тургенева Боткину:
16 января я начал было пьесу следующими (столь новыми) словами: "В один прекрасный день" — потом вымарал "прекрасный" — потом вымарал "один" — потом вымарал всё и написал крупными буквами: ***** мать! да на том и покончил. Но я думаю: что читатель этим не удовлетворится. (Шуточная переделка)
(Посреди сцены под углом, примерно, 45-60 градусов стоит гроб с двухстворчатой крышкой на колёсиках, чтоб удобно было катать по сцене. А. в нём. Темно. Луч света освещает лицо. Звучит фонограмма. Губы, естественно, не шевелятся)
А.: Не думал, не гадал,
На Васильевский остров, пусть, посмертно,
Но всё-таки попал.
Хотя, завидя памятник один, желание померкло.
Надеюсь, хватит им ума -
Не декламировать ни Осю, ни, тем более, меня?!
Ай...
Пускай...
Главное, что б в день второй,
Тогда и будет мне покой,
Ну а поминки, если захотят,
То до того, как комья почвы полетят.
Наверно, так всегда!
Как жалко уходить, когда нам есть, что потерять.
Иначе же - пустяк и ерунда!
Милая Танюша... толком даже не успел обнять.
А жизнь, любая, только миг.
Миг и чьи-то слёзы вздрызг.
Смерть это то, что бывает с другими.
Всё верно. Не нужно быть благими,
Не будьте подлецами и того довольно.
Хм, а мне бы было больно?
Если бы никто так и не пришёл?
Наверно, всё же нет. Трамвай ушёл.
Но кажется, придут,
Иначе для чего тогда торчать мне тут?
Светлеет за окном.
Скоро ангел мой впорхнёт в сей дом.
Как ни крути, но Боги или случай?
Решили пошутить в своей манере, (читай - помучать)
Высшего блаженства каплю дав
И тут же отобрав!
(Загорается свет. Начинают ходить работники кафе. Что-то расставлять. Кто-то из них откатывает гроб на край сцены.
Входят мать Александра., отец Татьяны [в чёрном, но в строгих одеждах, пиджак у отца и т.д. Возрастные родственники также одеты строго], остальные же, более молодые люди, в чёрном, но в свободном стиле, вплоть до кроссовок и чёрных джинсов: Татьяна [в руках сложенный нож А], Максим, РИЧ, Анастасия, пара-тройка родственников и коллег по работе А.)
Лукаво сердце человеческое более всего
и крайне испорчено; кто узнает его?
Книга пророка Иеремии 17:9
Анастасия: Так странно это всё!
Ещё
Вчера мы не были знакомы.
Ещё вчера спокойно хлопотали дома.
Сегодня же ужасная причина всех вместе
Нас свела. Соболезную Ирине и невесте.
Ирина: Да, спасибо. Я благодарна, что пришли,
Дела, спасибо, отчасти разгребли.
Татьяна (отстранённо): Ага. Спасибо вам.
Максим: Сказал бы матом, если б не было тут дам.
Чем так знакомиться, то лучше бы никак.
(Рассаживаются за стол. Т. медленно идёт к гробу. Молча гладит по щеке. Начинает плакать. Отходит и присоединяется ко всем за столом. Максим продолжает)
Отличный был товарищ. Ну что же за дурак!
Вот взял бы трубку. Я б уговорил его не делать столь поспешный шаг!
Виню себя порой...
Ах если бы, ах если бы... то был бы он живой.
РИЧ: Но если на минутку вдруг забыть зачем мы здесь.
Скажите, а счастлив кто-нибудь из вас? От головы до пят. Кто счастлив весь?
Уверен, что никто! И пусть всего три дня,
Соболезную, конечно, и скорблю, дослушайте ж меня,
Но был счастливей всех. Утешимся хоть этим.
Многим и того на этом свете,
Не было дано.
Мне кажется, что даже, если бы он будущее знал,
То всё равно Татьяну замуж бы позвал!
Отец Т: Как и многим, мне безмерно жаль,
Что так сложилось. Могу добавить от себя -
Я дочь такой не видел, как в те дни, что провела его любя!
Как бабочка она порхала дома, то в пляс, то песни наугад!
Сияла, улыбалась, говорила радостно и невпопад.
Никто ж не пьёт из вас? Тогда водой?
(Начинают разливать воду, сок по стаканам)
И жизнь глупа порой,
А в жизни - ритуалы.
Как будто бы без них хлопот у человека мало.
Родственник 1: Помянем!
Родственник 2: Покойся с миром.
Анастасия: Вечная память.
Максим: Стоя ж вроде?
Хотя он презирал устои, правила и моду.
Давайте сидя!
Мне кажется, что друг наш улыбнётся, сверху видя.
(Выпивают. Ставят стаканы. Приступают к поминальной трапезе. Чуть позже встаёт Ирина)
Ирина: Мне тяжко говорить
Кому-то друг, кому-то брат и муж.
Но ближе матери и нет, наверно, душ!
(Разливают воду)
Человек для каждого он свой.
Одному он - добрый. А другому - злой.
Кому как, но мы дружили.
Прощаться с сыном, ни одна не заслужила.
Ни к чему шарады все словесные
Прощай, любимый сын. Царствие небесное.
(Выпивают. Ирина садится. Поминают. Беседуют.)
Анастасия: а славно, вы, Максим, сказали про устои!
Ведь ничего они не стоят!
Слева? Справа? Подойти?
А может, отойти?!
Главное ж не забывать,
Чтоб в сердце мог хоть ненадолго оживать.
Тем более, а если Сартр* оказался прав?
{"За закрытыми дверями"— одноактная пьеса Жана-Поля Сартра (1943). Впервые поставленная в театре «Вьё Коломбье» в 1944 году, является одной из самых репертуарных пьес Сартра.
Мысль Анастасии в том, что, как и герои пьесы, мы живы, пока нас помнят. И хоть не можем повлиять на события, происходящие на Земле, но есть возможность хотя бы "развлечься" в аду, через воспоминания о себе других}
Максим: Выканье - глупейшая из всех забав.
Давайте же на ты!
РИЧ: Ты
Татьяна: Ты
Анастасия: Ты
Остальные: Ты!*
{Ирония в том, что уходя от одного ритуала/правила сами же сварганили "ритуал отречения" спонтанно}
Максим: Помню, Саня, как-то, "Звук и ярость" почитал.
Рассказывал, как Фолкнер тоже ритуалы осмеял.
Им следовать для идиотов только.
Читать её, конечно, тяжело и горько.
В конце, как не туда поехала коляска,
Устроил Бенджи* мозговую встряску
Всем вокруг: исступлённо зарыдал,
А суть лишь в том, что путь от статуи не справа - слева пролегал.
{Бенджамин "Бенджи" Компсон - умственно-отсталый герой указанной книги}
Анастасия: Мы в универе, кажется, читали.
Или пролистали?
Татьяна: Её ему, когда гуляли,
Предложила среди прочих,
Если вдруг захочет.
(Разливают. Встаёт Максим)
Максим: Меня зовут Максим.
Дружили с детства с ним.
Пока мы тут сидим.
Хотелось бы сказать...
Немного рассказать,
Как весело нам было
Годков чуть больше двадцати назад
С Питером знакомиться, гуляя до утра.
Он уже бывал. А я - впервые.
Гуляли. Выпивали. Тут и там тусили.
Молодые были...
Мы, помнится, тогда с красавицей Лилу,
Сад* у "Зимнего" в углу,
Знакомство завели. Нам было 18 и жизнь, казалось,
Впереди. Но всё песком ушло. И не осталось
Ничего. Надо ей в WhatsApp-e написать.
Что ещё могу сказать?
Покойся с миром, брат!
{Максим ошибся. Дело было чуть дальше в Александровском парке. Лилу - Heloisa, как потом оказалось - итальянка}
(Выпивают. Максим садится. Продолжают. Ходят официанты. Приносят блюда, кувшины с водой, соки... Видя суету, Татьяна встаёт и идёт к гробу, склоняется над ним. Герои продолжают беседу без неё).
РИЧ: Так жаль, что он не с нами...
Жизнь абсурдностью своей, порою, пролегает где-то между снами.
А был бы - мы бы не собрались.
Кто мог бы точно знать? Кто знает?
(Тут Максим встаёт, жестом показывает, что на перекур, чтоб не перебивать, выходит)
Может, где-то из миров сложилось по другому?
Схватить убийцу удалось бы сторожу второму?
И прям сейчас лежат с Татьяной где-нибудь у моря.
Счастливые, не зная горя.
(Татьяна возвращается, как раз, чтобы услышать слова РИЧа и ответить на ходу. Отвечает и садится)
Татьяна: Париж
Анастасия: Что, Тань, говоришь?
Татьяна: Билеты были у него в кармане,
Не пляж, тогда бы где-то в ресторане,
Сидела бы я с ним.
(с грустью) Только с ним одним...
Не могу я воду больше пить.
Придётся в бар за кофе мне сходить.
Ещё кто хочет?
Может, хоть взбодрюсь - бессонны мои ночи.
(Встаёт. Все отрицательно покачивают головами, продолжают пить-есть. Татьяна уходит. Возвращается спустя минутку-две с кофе. Садится).
На чём остановились?
Анастасия: Билеты.
Ты отыскала где-то.
Татьяна: А да! Думаю, то был подарок свадебный для нас.
На родину влюблённых и Марселя*,
После свадьбы мы улетели б на неделю.
{Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст (10 июля 1871, Париж — 18 ноября 1922, Париж) — французский писатель, новеллист и поэт, романист, представитель модернизма в литературе. Получил всемирную известность как автор семитомной эпопеи "В поисках утраченного времени"}
(В этот момент коллеги по работе встают, приносят извинения, сославшись на занятость, расшаркиваются и уходят)
Анастасия: Или, как у Кинга*?! Не параллельные, а есть какой-то главный,
Допустим этот, мир. А там, как после камня волны плавно
Убегают.
Эх... Кто же знает?
{Речь про цикл книг "Тёмная Башня" С.Кинга}
РИЧ (видя, что Настя смолкает): Таня, а почему не улетела?
Развеялась бы. Всё это тяжело душе и телу.
Татьяна: Одна я не хотела.
Мне целый мир не нужен без него. А ты мне про Париж...
(Начинает играть музыка. Громче и громче. Разговоры приглушаются. свет потихонечку меркнет)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
УЧАСТВУЮТ
Татьяна
Ирина, мать Александра
Отец Татьяны
Максим Р.
Анна Р, сестра Максима
РИЧ
Анастасия Ф
Труп Александра
Грузчики 4 шт.
Другие
Действие разворачивается там же, спустя 1 час.
(Луч света загорается. Среди декораций на сцене без изменений. Возле своего стула стоит Татьяна с чашкой кофе. Больше нет никого)
Татьяна: Здравствуйте. Спасибо, что пришли.
А я - Татьяна. Со многими мы видимся впервой.
Но я была его женой.
От горя всё забыла. А речь осталась дома.
Не знаю, что сказать. Мы были не знакомы.
Он тот, за кем душа моя влекома.
(Разворачивается, идёт по сцене, подходит к гробу с А. в руках по прежнему сложенный нож. Касается. Горестно вздыхает. Отступает.
Ходит туда-сюда по тёмной сцене. Лишь луч за ней).
Октябрь. Месяц счастья. Месяц горя.
Мгновение для радости слезой утроя.
А впереди зима, сугробы…
Погиб поэт, невольник злобы.
Поэт не тот, кто складно пишет,
А тот, кто дальше носа слышит.
Он был красив, забавен -
Шуткою коварен.
В глазах его я видела себя
Сильней и лучше, чем в своих.
Порой мне кажется: его сердца хватило б на двоих.
Не привечая глупых трений,
Он не чурался чужих мнений.
Мог выслушать всегда.
Его же вам не слышно, господа.
Не знаю что сказать? А толк сегодня в слове?
Что было в нём? А вот того-то не бывало?
Всё это ерунда. Множить звуки не пристало.
Теперь одно лишь горе.
Сказать же можно, особенно готовясь,
И сотни слов: добрых, ярких да поострей.
Но забыть о нём быстрей,
Чем слово стихнет. Ныне только горе.
Не знаю, что сказать? Мы были не знакомы.
Но без него я словно в коме:
Хожу и говорю,
Я говорю, хожу,
А что прошло минутою назад уже вам не скажу.
Скажу люблю -
Вы посмеётесь.
Друг к дружке, прикрывая рот ладонью, повернётесь.
А кто-то даже ухмыльнётся.
К чему теперь слова и все рассказы
Он был таков иль не такой?
Он лучше всех, он был Самой Судьбой.
Ушла б за ним я, не прощаясь и строкой,
Да в сердце мысль, что тем покой
Его же я разрушу.
Клялась любить! И клятвы не нарушу.
Дышу - люблю.
Когда-нибудь умру,
А всё равно продолжу.
Но это всё для вас пустое.
Ведь что не доллары, то злое.
Для многих, к сожалению.
Мир не любит! В нём нет прощения.
Вы все давно не живы.
Все страсти ваши о наживе.
И кто кого сегодня проводить
Пришёл? Так вы к нему? А, может, всё-таки, наоборот? Кому водить?
(Протягивая невидимым людям нож)
И слава Богу, что Саша не богат,
А то вот эти вот ножи вы превратили бы в кинжалы.
И первой мне. Оно и к лучшему, пожалуй.
Вы саван человечности, небрежно кинутый на плечи,
Отбросили б в момент, забыв про всё на свете.
Но это всё не важно,
Поймёте вы однажды.
А важно то, когда он улыбаясь,
Смотрел в глаза, то загоралась.
Мне казалось, что время замирало.
Весь умер мир.
Душа как решето из дыр.
Тут нечего мне делать без него,
Без Саши моего.
В горле же не ком, а Гималаи.
Одно желание: упасть на пол, завыть, залаять.
От горя захрипеть.
Он песня для меня, теперь не спеть.
Забрал он Солнце, уходя.
Теперь нет дня.
Сплошная ночь и горе.
Как словами описать такое?
Как мне сказать о том, что он струна
На скрипке у моей души.
И он же был скрипач.
Теперь хоть стой, хоть плачь.
Многое сама пока не осознала,
Пытаясь для всего, навешать ярлыков
И слов,
Мы всё порой теряем,
Опошляем.
Заборы терминов возводим,
А сами, как бродили по пещерам*, так и бродим.
{Миф о пещере — знаменитая аллегория, использованная Платоном в 7 книге диалога "Государство", для пояснения своего учения об идеях. Считается краеугольным камнем платонизма и объективного идеализма в целом. Пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. Об истинном мире идей они могут судить только по смутным теням на стене пещеры. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно ставя вопросы и находя ответы. Однако сделать это знание достоянием всего общества невозможно: толпа не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия}
Мы птицу ангельских эмоций словами гоним в клетку,
И от того, они не будут больше петь в отместку.
Загнали. Что теперь?
Закройте крепче клетки дверь!
Ты не летишь и не дрожит нутро, и не темнеет всё в глазах:
Теперь: лишь клёво и по фану.
Наверно, потому
И говорят, что счастье любит тишину?!
Когда же кто-то скажет слово "стол".
Ведь кто-то видит покосившийся советский,
Кому-то мил журнальный шведский
А кто-то нарисует длинный-длинный стол для карликов душой и телом.
Рисуйте смело:
С прислугой и со скатертью красивой, белой-белой.
И люди там,
Сидя в торцах, не любят. И даже
Перестали делать вид для слуг и стражи.
Но верно и наоборот!
Рисовать уже не надо.
Предположим, сделать фото с нами.
Задача: что видишь ты, что можешь выразить словами?
И постороннему отдать на суд.
Что скажет он?
Стол праздничный. Но вяло-вяло, еле-еле, наверное, зажрались
Второй услышав слова тень и бегло посмотрев:
Осудит: стол праздничный. А лица красные. Отрежет: пережрали.
А третьему смотреть уже не надо,
Он, поспешив, кричит: там свадьба пела и гуляла!
(Продолжает ходить. Играет с ножом А)
Конечно же, не только я в печали.
Ну вот опять. "Печали"... -
А чувство, воздух давит так, как будто бы слоны по мне бежали.
Я не знаю где я?!
Спросить не смея.
Вороны-секунды отрывают от меня кусочки тела,
Не шевельнуться, даже если бы хотела.
А день в целом?
Как лев, что раздирает яростно добычу.
Так день дерёт меня. Нет сил уже. Нет даже клича.
Сказать, что добр был и мил?
А кто спросил?
Сказать мне то, что я хочу?
Или всё то, что общество желает слушать?
Всё то, что не мешает спать и кушать,
Всё то, что не порушит вам миры?
А сами не устали от словесной мишуры?
Я помнится читала,
Повторю не точно, без деталей.
Как Гоголь в письмах говорил:
Чтоб узнать другого, узнай себя сперва,
И времени останется едва-едва.*
{"Для того, чтобы советовать другому, надо слишком хорошо узнать этого другого. Но это трудно, ибо для того, чтоб узнать другого, нужно прежде узнать хорошо себя, а для того, чтоб узнать себя, потребно столько времени, что некогда узнавать другого, а тем более судить его".
Письмо матери Марии. Гоголь, апрель 1843 г.}.
И сказано же было: не сотвори себе кумира.
Я любила. Не творила. Я любила.
Ушёл. Унёс все части мира.
Прости же нас Ирина, Ира.
(Свет гаснет. Через время загорается.
Все сидят на своих местах. Татьяна стоит с чашкой кофе. Готовится говорить. Даже через грусть чувствуется, что немного волнуется)
Здравствуйте. Спасибо, что пришли.
А я - Татьяна. Со многими мы видимся впервой.
Но я была его женой.
От горя всё забыла. А речь осталась дома.
Не знаю, что сказать... Мы были не знакомы.
Помянем. Как бы глупо это слово не стучало по ушам.
(Садится)
Ирина: Всё сказали, кто хотел? Да?
Зовите грузчиков тогда,
Они в соседнем зале ждут,
Когда их позовут.
(РИЧ встаёт)
РИЧ: Не беспокойтесь, я схожу.
(Уходит. Возвращается с 4 выпившими грузчиками-носильщиками,
один даже, скорее, пьяный. Идёт позади всех, шатаясь. Все встают)
Максим: Если хоть кто-то видел трезвыми подобных
Персонажей, то я готов съесть шапку, хоть и не съедобна.
(Анастасия фыркает. Начинает смеяться. Все оборачиваются на неё. Грузчики подошли к гробу. Встали по местам. Ждут команды)
Анастасия: Ну что вы?! Смешно же!
(Труп А. садится в гробу)
А(со смехом): Мы в России, кто ж тут смеётся*?!
(Татьяна оборачивается. Со стоном оседает на пол и теряет сознание)
Godot`s Grin 16-17.01.2024
* гр. «Порнофильмы» - Россия для грустных.
(Альбом В диапазоне между отчаянием и надеждой)
* Анна Р, сестра Максима! Добавлю, что твои речи слишком непредсказуемы, импровизируй, подруга. Можешь опоздать или вовсе не приходить. Хозяин - барин :)))
Внимание!!!
Данная пьеса несёт исключительно ознакомительный характер,
а также не имеет цели кого-то оскорбить или унизить. Любые совпадения - случайны. Все сцены выполнены профессионалами. Мы не советуем повторять прочитанное в данной пьесе.
Если пьеса задела ваши чувства или жизненную позицию, то автор приносит свои глубочайшие извинения.
Данная пьеса не несёт в себе призыва к межнациональной розне, употреблению и производству наркотических веществ, изготовлению и использованию взрывчатых веществ, употреблению алкоголя и курению сигарет, а также призыва к насилию и суициду!
Настоятельно не рекомендуется читать данное произведение лицам не достигшим 18-летнего возраста!
Все персонажи и описываемые события являются вымышленными. Любое совпадение с реальными людьми или событиями - случайно.
Ограничение по возрасту 18+
Свидетельство о публикации №124011700449
Как же тонко все разлили.
Сколько чувств другим вы дали.
Сколько тайн других достали.
Получилось замечательно.
Можно целый спектакль разыграть.
Но хоть вы и написали, что все события вымышленные
все-таки как-то грустновато.
А почему бы вам не написать что-то веселое.
Может грустного достаточно!!!
Алла Логинова 2 18.01.2024 15:06 Заявить о нарушении
Александр Черемисинов 18.01.2024 15:24 Заявить о нарушении
Я восприняла как самостоятельное произведение, где собрались люди, которым "умерший" был не чужд. Им жаль его. А что потом это переросло в фарс,
это даже обидно для собравшихся. Так разве шутят!
Алла Логинова 2 19.01.2024 15:11 Заявить о нарушении
Александр Черемисинов 19.01.2024 15:42 Заявить о нарушении
Александр Черемисинов 19.01.2024 15:46 Заявить о нарушении