Воспоминания моей мамы

   Воспоминания Лидии Ивановны Гузь (Оболонской)

   На хуторе Ильинском жил дед Андрей. У него была дочь Ирина и пятеро сыновей: Егор, Антон, Петро, Андрей и Иван. Семья была набожная.
   Пётр был монахом в Ленинградском монастыре. Когда началась война, он вернулся домой. Жил при церкви.
   Егор жил в Красногвардейске, работал в саду.
   Антон с женой и сестрой делали свечки для церкви.
   Андрей с Иваном занимались землёй, пчёлами.
   Иван с отцом ездили на базар в Красногвардейское - продавать молочные продукты, мёд, сухофрукты. На базаре Иван познакомился с Натальей Мякшиной, 1909 года рождения, жившей в Красногвардейске. Она на базаре продавала бублики, карамельки, петушки, которые её семья делала на дому. Вскоре они поженились. Это мои родители.
   27 декабря 1937 года родилась я. 31 декабря 1941 года родился мой брат Лёня.
   Как и все жители хутора, отец ходил в церковь. Она находилась в 4 километрах от дома на горе. На Водохрестие он пошёл в церковь с ребятами, по дороге вспотел, потом шёл без шапки, простоял всю службу в церкви и заболел. После этого стал глохнуть.
   На Фронт его не взяли, а с одним мужиком послали спасать от войны племенное стадо овец. Дали приказ продвигаться в Казахстан. Но их Красная Армия догнала и забрала овец на пропитание солдатам. Отцу дали документ, что овец забрали. Отца послали на рытьё окопов. После войны он домой не вернулся, говорил: "Вернусь, когда денег заработаю"
   До войны родители жили богато по тем меркам: был дом, амбар, кладовые, огромная клуня, где стояли сеялка, веялка, молотилка и многое другое.
   Во время войны соседские пацаны что-то нашли и начали раскручивать, произошёл сильный взрыв. Пацанов поубивало, сгорели дома на улице и мы сгорели - и дом, и всё подворье. Это случилось на Пасху, когда мама была на работе. Бабушка пришла с церкви, легла отдохнуть. Чуть сама не сгорела.
   В селе было два больших дома. В том доме наши военные держали продуктовый склад, а в нашем доме стояла хозяйственная часть - склад одежды, обуви, шинелей.
   Уходя в бой, солдаты одевали старые сапоги, шинели. Говорили, если вернёмся, оденем новое, а если убьют, то и старое пойдёт.
   Ещё до пожара они ушли вперёд на двадцать километров, а когда вернулись,  отремонтировали наш дом: покрыли крышу соломой, отремонтировали окна и двери.
   Жил в селе замечательный человек Ильинский Иван Иванович - инвалид без руки, работал бригадиром. Когда мы с мамой уезжали в 1946 году в Казахстан к отцу, он не разрешил маме наш дом продавать или пускать в него квартирантов. Он взял дом под свою защиту и ответственность. В нём он принимал молоко от жителей села.
   В Казахстане мы прожили год и вскоре вернулись домой без отца. Мама стала работать в колхозе за трудодни. А на них ничего не платили. Да ещё займы да налоги. Яйца, молоко, шкуры свиней сдавали. Были налоги на яблони и груши. Нечем было печку топить - вырубали сады. Нечего было есть. Ходили по полям, собирали прошлогоднюю картошку и варили из неё кисель. Ели листья клёна, траву.
   Мама много работала по людям - где белила, где сажу трусила.
   В 1953 году я окончила 7 классов. Учиться дальше было не за что. Стала работать в колхозе. В 1955 году я ездила от колхоза в Назию (это под Ленинградом) на торфоразработки -добывать торф для топки паровозов. Заработала плюшку и резиновые сапоги. Как малолетку, в бригаду меня не брали. Я носила для торфодобывающих машин разные масла. Однажды ночью было скользко, я шла по трубам с полными вёдрами и облила себе колени - обожгла чем-то ядовитым.
   Когда приехала домой, стала работать почтальоном.
   Зимой соседи ехали в Харьков продавать свинину и мама меня с ними отправила. Был мороз и я поморозила свои больные колени.
   Стала работать на разных работах. А дома мама больная - сердце.
   К нам в село пригнали молодых тёлок. Нужны доярки. На одну группу доярки нет. Вот бригадир предложил такой вариант: пока тёлки не телились, группу тёлок закрепили за мамой, а мы с братом Лёней за ними ухаживали. Таким образом, мама зимой была дома. Но нам с Лёней досталось!
   Когда начался отёл, стали варить мёрзлую картошку коровам на пойло. Картошку надо было зимой на улице мыть в корытах. Старые доярки мыли её кочерёжками и вынимали черпаками. А я, чтоб побыстрее, мыла и вычерпывала голыми руками. Через год заработала воспаление суставов.
   Одно время нам с мамой пришлось доить две группы коров. Мама дома свою корову подоит и спешит мне помогать. Поэтому мама была в отстающих, а я - в передовиках!
   Доить коров мне запретили врачи. Когда в Ильинском решили создать пасеку, на курсы пчеловодов в Красногвардейское послали меня.
   Занятия в техникуме начинались в октябре. В группе было 23 человека со свей Белгородской области: 4 девочки, а остальные - парни, мужики. Там я познакомилась с парнем Женей из села Луценково. Познакомились мы с ним в первый же день у доски с расписанием уроков. Он был красивый. Он уже отслужил в армии. Мы с ним пошли в магазин, купили тетради, ручки. Потом Женя купил нам булочки с яблочным вареньем, мы сели в парке на скамеечку. Я ему сказала, что у меня с математикой плохо, он согласился помочь. На третий день мы пошли - сфотографировались. Так началась наша дружба.
   Я жила в доме отца и мачехи моей мамы в Красногвардейске. Дом находился возле моста. Стал Женя приходить к нам на выходные. Маме он понравился.
   16 декабря 1958 года у нас бала вечеринка (что-то вроде свадьбы). Приезжала мать Жени - баба Христина и дед Серёга, было человек 20.
   7 января 1959 года мы расписались в Красногвардейске.
   28 августа 1959 года у нас родился сын Володя.
   Осенью, окончив годичные курсы пчеловодов, переехали жить и работать на родину Жени - в село Луценково.
   После смерти отца моей мамы и её мачехи, продали дом в Красногвардейске и купили домик в Луценкове.
   А через два года, по программе переселения, уехали на Дальний Восток, где работали на колхозной пасеке 10 лет.
   Там у нас родились ещё две дочери и сын.



   Это часть воспоминаний моей мамы - только то, что касается жизни моих родителей в Бирюче и в Ильинском.
   Я приезжал с мамой в Ильинское один раз - в середине 70-х годов - навестить деда Ивана - отца моей мамы. Помню его угрюмым и неразговорчивым. А вот жену его не помню. Возможно, он доживал свои дни в одиночестве. А жена у него была англичанка - дочь английского полковника, оказавшегося в России с войсками Антанты.
   Помню в Ильинском Дедова Василия Васильевича. Если он жив, то ему сейчас должно быть под 70 лет. Эта семья - мамины друзья детства или родственники, мне не известно.
   
   


Рецензии
Как интересно читать такие воспоминания... Вроде, как историческое что-то, но такое родное и близкое. И прошло-то с тех пор какие-то полвека, а кажется, будто это уже прошлая жизнь... Потом задумаешься и вновь наваждение: ба, будто всё это было только вчера?!(((

Ковалева Елена   11.02.2024 14:34     Заявить о нарушении