Дом Озириса на тростниковых полях. Шиннейд Морриси

Перевод с английского

Сорокалетие. Мой день рождения уже совсем скоро
(осталась пара недель), но это «скоро» тянется уже много месяцев.
Это похоже на ауру мигрени – тягучая разобщенность, которая поражает мозг
задолго до того, как начнется боль, подобная стуку молоточка
И я забываю свое имя и даже имя своего мужа
В преддверии полномасштабного нервного срыва.


Всю прошлую зиму каждый день
мне приходилось выдерживать боль надвигающейся потери.
Скоро это прекратится. Худенькие девушки,
устраивающие пикник в парке, в странных платьях
благотворительных фондов, слушающие the Smiths,
уже давно собрались и ушли, затерялись навсегда


в высокой траве вдоль тропы, растаяли в криках грачей, в дыме сигарет.
Я больше не помню их лиц, не помню того, что
небо Дублина записало иероглифами морщин на моей коже,
в тот год, когда я бросила свой дом,
не помню даже своего первого настоящего секса,
который развернул, наконец, мои детские пеленки.


Это сорокалетие неумолимо изгоняет мою молодость.
в каменные катакомбы на отшибе, нежилые, жаркие, кишащие мухами, Подобие Города Тету на Ниле, который стал Потусторонним Миром
Для Древнего Египта, и я уже не могу перебраться назад через реку.
В те времена смерть была, конечно, гораздо ближе.
В свои сорок я была бы уже мертва или, по крайней мере, стала бабушкой;

если бы я была богата, я бы уже подготовила заказы
для изготовителя саркофагов, для резчика Шабти,
для ткача савана; я бы выбрала заранее
заклинания для крышки моего гроба, амулеты, необходимые
для того, чтобы миновать опасности на входе в загробную жизнь,
Включая сложное испытание с перышком и сердечками


О изгнанник, чтобы ты мог укрыться от жара
и оцепенения этого бесплодного места, и отправиться в Рай
на Тростниковых Полях, и не заниматься там никогда никакой работой,
о, найди же под погребальными одеждами точную копию себя,
Исполненную в бирюзовом фаянсе, украшенную корзиной.
Видишь, здесь сказано. Я сделаю это. Возьми меня.

Пояснения к тексту:

Стихотворение из сборника "Параллакс".

* Героиня переживает приближение сорокалетия и рассуждает о том, что 40 лет в Древнем Египте - это преклонный возраст, когда уже пора серьезно готовиться к смерти.  Богатые состоятельные люди Египта заранее заказывали саркофаг, посмертные одеяния и прочее. Один из важнейших предметов культа смерти - Ушебти (или Шабти). Это фигурка (чаще всего из бирюзового фаянса) человека в полный рост, иногда с корзинкой для переноски зерна или овощей на спине. Чем больше ушебти мог себе позволить египтянин разместить в погребальной камере - тем лучшее для души после смерти. Умерший нуждался в том, чтобы сущности потустороннего  мира позаботились о его душе, дабы она не  застряла в мертвом теле, ей надлежало переселиться в фаянсовую копию. По пришествии в рай, если тест Анубиса на взвешивание сердца против пушинки проходил успешно, ушебти опять же были необходимы как слуги, рабы души своего хозяина, которые готовы сделать за него на том свете любую работу, дабы он мог бездельничать вечно на райских тростниковых полях.

** В конце третьего - начале четвертого шестистрочия Морриссси предается воспоминаниям об ушедшей молодости и вспоминает безвкусно одетых худощавых девушек, которые увлекались, как и сама Моррисси, песнями группы Smiths. ( певец и вдохновитель этой британской группы - однофамилец Моррисси) Тексты группы совершенно фантасмагоричны (дым сигарет и чего похуже, культура хиппи, романтика смерти и прочее...) и искать песню, на которую, возможно, ссылается автор - это уж слишком сложно:  "listening to the Smiths,
have long since picked themselves up and vanished
down the tall-grass corridor of rooks and smoke."
Поэтому я предложила образный, подходящий по смыслу, но не дословный перевод этих строк: "...слушающие the Smiths,
уже давно собрались и ушли, затерялись навсегда
в высокой траве вдоль тропы, растаяли в криках грачей, в дыме сигарет". Может, если раскопаю смыслы - переделаю впоследствии.

*** Последнее шестистрочие - это молитва за душу усопшего, традиционная для Древнего Египта, начертанная на Ушебти.



ОРИГИНАЛ

The House of OSIRIS in the fields of reeds

I'm turning forty. Not on my birthday
 (still, as I write, six weeks away) but over months.
It's like a migraine: that sludgy disconnectedness
 starting in the brain, hours before the hammering.
I've forgotten my name and my husband's name
in the run-up to the full-scale meltdown.

All through last winter, each day
made to bear the pressure of impending loss.
Soon it will no longer be like this. The lean girls
picnicking in the park, their haul of charity-shop
dresses at their feet, listening to the Smiths,
have long since picked themselves up and vanished

down the tall-grass corridor of rooks and smoke.
I can no longer remember their faces, or what
the sky over Dublin inscribed on my skin
the year I'd just left home, or even the impact
of first-time, proper sex, of being unwrapped.
But turning forty banishes my younger self

to a separate outhouse, somewhere stony
and impassable, hot, fly-infested, like the city
of Tetu on the Nile, which became the Otherworld
for all of Egypt, and I cannot get across.
Death was so much closer then, of course-
I'd be dead already or at least a grandmother;

if rich, I'd have my orders pre-prepared
for the sarcophagus maker, the Shabti carver,
the weaver of the shroud; I'd have selected
the spells for my coffin-lid, the amulets required
to survive the guarded entrances of the afterlife,
the tricky test with hearts and feathers.

O exiled one, so you may escape the heat
and torpor of that barren place, and pass instead
to the Field of Reeds, and do no work there,
discover by your grave cloths a replica of yourself
in turquoise faience, fashioned with a basket.
Here, it says. I'll do it. Take me.


Рецензии
Культ древнего Египта (как и культ др.Греции), на мой взгляд, основопологающий в нашей идентичности. Сквозь него причудливо прорастает ранние или поздние корни славянства и все это даёт такие крепкие стволы лиственницы с гибкость ивы что остаётся наслаждаться и удивляться этим.
парадокс истории в том что письменности позволила "запечатать время", но она же лишила нас устной традиции, ибо если не записано, то как-бы и не было.
спасибо за погружение.

Баль Сергей   18.01.2024 10:00     Заявить о нарушении
И позволю ещё одну ссылку на интересную работу. Надеюсь мозаика мира станет подробней 😉
http://onoprienko.ru/pismennost-i-imperii-1-egipet-vs-shumer/

Баль Сергей   18.01.2024 10:03   Заявить о нарушении
Слушай, Сергей, отличная статья!
Идентичность... Сейчас это дело не массовое. А индивидуальное. Доступна многое а что ты из этого слепишь - в этом доме и будешь жить. А общий Дом - МЫ - это не о культурном наполнении чудесами иных древних цивилизаций.Это о гражданской позиции и об обратной связи с властью. Это о коммунальном хозяйствк и здравоохранении. О домах инвалидов. О принятом в обществе уроня прессинга друг на друга. О том, научили ли нас быть людьми социальными, слышать лруг друга и бороться за себя как за целое. Слово идентичность и слово скрепы не особо то и нужны в лексиконе...

Арнаутова Мария   18.01.2024 11:21   Заявить о нарушении
:) Не скажи, "Я" ростёт из того что оно "съело". А вот чем кормят (или что выбираешь сам) это уже и есть поле для манёвра.
Собственно все "традиции" это образец заученного поведения = автоматическая программа (даже дыхание), 99% даже не осознают этого, работая в режиме биоробота. Т.к. если делать реально осознанно, то никаких выч.ресурсов мозга не хватит или будет как в том анекдоте: ёжик забыл как дышать и умер (у нас же операционка в голове с вытесняемой многозадачностью:(. Т.к. если их заставить произвести разбор, то выяснится что они имели ввиду другое или вообще ничего не имели ввиду.
Даже здесь б0льшая часть авторов топит за эмоцию (приемы на контрастах), не осознавая что это самое простое, условные рефлексы Павлова.
Дальше больше "чужие образы", например на поверхности для "нас" это другая "версия" христианства (простое у "католиков" главный праздник "Рождество", у "православных" "Воскресение"), а есть ещё мусульманство (в вариантах) и восток с его многообразием. Тут вообще через окна овертона плавно заливают всё что хотят.
Кстати у мусульманства "защита" текста от извращения зашита в способе кодирования = арабский, без права перевода на другие языки (в отличии от христианства где это делают нон стоп), но эту защиту успешно нивелировали несколькими вариантами списков, где суры записаны по разному.
Так что "мы" это набор "скрепов" с чёткими критериями свой/чужой. Иначе не отличить кто волк, а кто баран (или Агнец) - как зазвучало, не так обидно?
По поводу востока, для меня было потрясением вот этот цикл (оно того стоит):

размногословился... умолкаю

Баль Сергей   18.01.2024 11:56   Заявить о нарушении
не дало ссылку вставить Лю Цысинь цикл Память о прошлом Земли («Задача трёх тел» (2006), «Тёмный лес» (2008), «Вечная жизнь Смерти» (2010))

Баль Сергей   18.01.2024 12:04   Заявить о нарушении
Я об уровнях организации разумной ноосферы. Личность не эквивалентна обществу. Личности сложно абстрагироваться от своего уровня контента и осознать проблемы и специфику общества. Как правило с точки щрения оичности общество оценивается исходя из понятного и главное доступного личности контента. А это весьма и весьма управляемый процесс. Чтобы избежать всевозможных манипулятивныз техник надо смотреть на общество как на устройство территории для дизни людей. Все. Всевозможные эзотерические прострации насчет исторической миссии народа - это размазывание картины реальной, цель которого - нарушение здоровой обратной связи. Общество, мы, наши профсоюзы и общественные организации - это должно быть противовесом, как типа народные патриции в римском сенате. Несогласие с этими очевидными вещами большинства людей (а вместо простых выводов прокачивать некие удивительные концепции из эзотерики)как раз говорит о развале общества и о тупике, в который зашла общественная эволюция на какой либо территории. Собственно, мой памфлет - не антитеза к твоему тезису. Но он уместен, ибо все мы в шорах и по кругу лишь до ...определенного момента

Арнаутова Мария   18.01.2024 12:58   Заявить о нарушении
*зрения *личности

Арнаутова Мария   18.01.2024 13:00   Заявить о нарушении
Китайцев учитываю) С удовольствием пороюсь)))

Арнаутова Мария   18.01.2024 13:01   Заявить о нарушении
Какая содержательная у Вас беседа, дорогие собратья по духу и перу. Есть чем вдохновиться. С благодарностью.

Влад Светлый   08.03.2024 21:35   Заявить о нарушении
Да, мы такие) Заходите, Влад, на огонёк)

Арнаутова Мария   09.03.2024 01:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.