Задание. Антитезис
О стихотворных размерах стихов сонетной формы, рифмовке, видах, композиции прочтёте сами, этой информации полно.
Хочу обратить внимание на обязательном условии классического сонета (по большому счёту только классический сонет может считаться собственно сонетом, а всё остальное — неправильным сонетом, в лучшем случае — сонетной формой. Напр., А.С.Пушкин никогда онегинскую строфу сонетом не называл).
Тезис – антитезис – синтез – развязка. Такую последовательность развития мысли предполагает классический сонет. И больше никакой!
Каждая строфа сонета – это законченное целое.
На примере английского сонета.
Первый катрен является экспозицией, в нем утверждается основная тема стихотворения.
Второй – развитие темы, но с противоположной точки зрения. Это как бы мнение собеседника, не согласного с первым.
Оба первых катрена – это линия подъёма.
Третий катрен – объединение противоположностей первого и второго высказывания, поиск общего, нисхождение темы.
Последние две строки – быстрое завершение развязки. Это наиболее яркое выражение в сонете, самое сильное место в стихотворении, неожиданный финал, сонетный замок.
Такое построение не даёт автору расслабляться, заставляет искать такие строки и слова, которые не выпадали бы по смыслу и из логики произведения.
Задание для экспромта за 10 минут:
ПРИДУМАТЬ АНТИТЕЗИС ДЛЯ ОДНОГО ИЗ ТЕЗИСОВ:
1
Стоишь спиной, чарующей обманкой,
столпом непонимания.
Кричал я «да!», кричал я «нет!», – молчанка,
ноль на меня внимания.
2
Мне шепчет ласковая трубка
(какой-нибудь колцентр),
что мне нужна мечта-покупка,
на этом ставится акцент.
3.
Как эта оттепель достала!
А мне зимы, зимы так мало!
Снежок растаял долгожданный,
Ручьи бегут, как из вулкана...
ЛАРИСА ЛАБУТИНА
2
Мне шепчет ласковая трубка
(какой-нибудь колцентр),
что мне нужна мечта-покупка,
на этом ставится акцент.
Но миллиона мне не надо,
Хотя б до пенсии дожить,
Ведь отвечают мне не люди,
А роботы или вруны.
Хочу прожить спокойно я
И любоваться мирным небом,
А не скрываться в полутьме
От тех, кто в нашей коже не был.
И не должны надоедать,
Чтоб белый свет не затмевать!
(Лариса решила написать – и успела – весь сонет. Молодец! И второе четверостишье очень близко к антитезису.)
АНТОНИНА РЫБАЛКИНА
3
Ручьи бегут, и я им рада!
Кораблик запущу бумажный
Я из газетки той, вчерашней,
Зимы мне больше и не надо!
(Если в тезисе зиму ругают, то в антитезисе зима рассказчику по нраву. Получилось!)
ЛЮДМИЛА ГРОМОГЛАЗОВА
2
Мол, беспроцентно целый год
Могу крутить я мясорубки,
А после... После подойдёт
Машинка закатать вам губки.
(По большому счёту, это – продолжение тезиса, но если забыть об иронии тезиса, то вполне можно принять второе четверостишье за противоположное утверждение. )
2
Поскольку (тут опять акцент)
По истеченья срока
Такой начислят вам процент...
Морока...
(Ещё один вариант, но он больше подойдёт для катрена-синтеза.)
3
А я от лавы грязевой
с кусками льда сапожек-коже
Бегу домой... Люблю сухую
И обувь, и погоду тоже.
(Опять не получился антитезис.)
1
Ты крикни «Люся!»
Я обернуся!
(Наверное, сгодилось бы для замка, но не для антитезиса.)
ВАЛЕНТИНА ШТЕФАНОВА
3
Но всё ж зима в календаре –
Что ж подожду и в январе.
Посыплет долгожданный снег,
Примчится радость и успех!
Пушистый, нежный, кружевной!
Надолго он в душе, со мной!
Морозец щиплет щёки, нос...
Спасибо, дедушка Мороз!
(Валентина написала два четверостишья, второе вполне антитезис. Второе четверостишье, продолжение – это не синтез, а нашлёпка на предыдущее, развитие. Наверное, Валентине не хватило четырёх строк...)
АЛЕКСАНДР ТЮРИН
1
Не всё в нашей жизни пристойно и ладно,
Любовь понимать перестала тебя,
Куражится время над чувством. Досадно,
Когда ты и в жизни не слышишь меня.
(Это четверостишье антитезис не вполне. Скорее, это синтез.)
ГАЛИНА КЛИТОЧЕНКО
2
Послушай, не нужна мне губка,
Не интересен мне ваш... центр,
Мне больше не звони, голубка,
Совсем не нужен твой презент!
(И здесь уже вывод, смахивает на синтез, но на замок не тянет.)
БОРИС ХОРЛАМОВ
3
А нам всегда чего-то не хватало,
То денег, то здоровья, то зимы,
Нам бы душу согреть не мешало,
Не жить по законам кутерьмы...
(И здесь уже вывод, смахивает на синтез.)
НАТАЛИЯ ДЕРЛЫШ
2
Да «Валберрис» сгорел...
Мне радоваться? Плакать?
Ах, плюну я на всё!
Ну, сколько можно хапать?
(И здесь уже вывод, смахивает на синтез. Зато мораль налицо.)
3
Люблю, люблю, люблю я зиму!
Но не могу гулять по снегу:
К зиме порвались сапоги,
А моль поела шубу в среду...
(Наверное, это всё-таки продолжение тезиса. Чем четверостишье противоречит тезису?)
3
Ах, зима, зима, зима
То с дождём, то с мокрым снегом,
Но когда же наконец
Запорошишь белым снегом?
(С натяжкой можно считать антитезисом.)
3
Чтоб морозец лёгкий был,
Смолнышко светило,
И чтоб было на душе
Мило, мило,мило!
(А это продолжение?)
СЕРГЕЙ РУХЛЕНКО
3
Но когда налетают ветра
И дожди ледяные постылые,
Вспоминаю: чудесными были
Потепление, зной и жара.
(Антитезис)
2
А я живу воспоминанием
Разводок и обманов всех
И думаю: какой же грех
Поддаться и «блеснуть» незнанием!
(Антитезис)
1
Учил отец: «Чтоб обратить внимание
На свой порыв, на стать, на ум, на всё,
Ты как собачка делай.» Я учёл:
Нюхнул и спузырнул желания!
(Скорее, это смахивает уже на синтез и даже замок. А что же было в антитезисе?)
14 января 2024
Свидетельство о публикации №124011507585
Всё - тезис, антитезис и замок.
Ну, и про синтез не забыли.
Сергей Рухленко 27.01.2024 23:59 Заявить о нарушении