Конкурс 41. Лепестки сакуры. Возраст в хайку
Продолжаем долгий разговор на тему малой формы, позаимствованной у японцев. Только ли заимствована форма? Много чего ещё, кроме того, что мы не в силах понять, а значит, вынести с пользой для себя. Рассматривая определённую деталь мы обязательно раскрываем нечто важное, ускользающее от нас, даже если она периодически и появляется. По наитию мы ищем некоторые точки опоры, которые позволят раскрутить смысловую спираль так, чтобы увлечь нашего читателя, или зрителя. Последнее названное будет правильнее. Потому что зритель способен увидеть и прочувствовать. А читателю надо это всё сначала прочитать, а потом представить. Процесс ускоряется, если один намёк раскручивает спираль так, что увиденное выходит за рамки представленной картины. А это уже жизнь, и не только одномоментная, а ещё и весь багаж прожитого. Воспользуемся некоторыми работами из прошлого конкурса, чтобы наглядно увидеть, как моментально вживаешься в ситуацию и переносишься во времени - или в детство, или в настоящее, а может быть, и в будущее, потому что тебе ещё не так много лет.
старик на лавке
караулит ворона
пустую урну (автор Борисова Наталия)
старушка утром
крошит хлебную булку
следы на снегу... (автор Эдуард Мельник)
дети с лопаткой
раскрывают секреты
листья подо льдом (автор Шик Арина)
Обратите внимание, что во всех упомянутых хайку присутствует непосредственно человек с упоминанием возраста. И именно на него работает всё остальное: природа, включая сезон, животный мир...
А вот другие конкурсные работы, где человек не упоминается, и тем более его возраст, но его мир присутствует таким, каков он есть, но много говорящим о том, кому он принадлежит. Он может вызывать грусть, досаду и другие чувства /просто в прошлый раз мы работали над светлой грустью в хайку, отсюда везде грусть/. И при этом она располагает к созерцательности, размышлению больше, чем суетливость или какое-либо движение. Даже порыв ветра может утомлять. А уже порывы во множественном числе вообще не желательны! Статичность в хайку располагает к концентрации, даже если сопоставляются два далёких образа, такие как машущее рукавом пугало и летящие журавли. Всё помещается в одной картинке.
платок крест-накрест
возле кресла-качалки
танец пауков (автор Шик Арина)
ворохи листьев
на садовой скамейке
семейный альбом (автор Кофе Мания)
летят журавли
скрипучее пугало
машет рукавом (автор Борисова Наталия)
В хайку мы стремимся избегать прямых высказываний в отношение как сезона, так и времени суток. Всё окружающее одним намёком даёт знать когда и что происходит. Отрываясь от сиюминутного момента, выхваченного из жизни мы погружается в увиденный мир собственными глазами, и автор нам в этом не мешает. Он не навязывает своих оценок: осень, вечер... Мы избегаем тавтологии, если в сапожной лавке вдруг упомянуть сапожника (а кто там ещё может быть?), или вмещаем в один текст торговку с прилавком, наводняя текст лишними словами. Каждое слово - на вес золота! Помним об этом всегда. И на этот раз давайте поработаем над такой деталью, как возраст человека, который может просто косвенно присутствовать. Его мир вещей, какие-то подмеченные особенности, детали обстановки могут о многом сказать читателю и вызвать ряд воспоминаний о родных, или из нашей жизни. Достойная задача? Уверенно можно сказать - да, особенно, если филигранно подойти к этому процессу. Убегающая тропинка в запущенном саду, крошки хлеба на причале, следы на снегу возле крылечка... забытый кем-то веер в беседке. Да мало ли что может быть той отправной точкой спирали, которая способна раскрутить перед нами всё действо и уклад жизни, близкий и уже ставший далёким, знакомый и такой, к которому стремишься, или который уже почти забыт, но вдруг вспомнился, и на душе стало как-то по-особому тепло, как после чашечки горячего чая под увлекательную беседу...
================
Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над передаваемой атмосферой в хайку, которая соответствует определённому возрасту без его упоминания.
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
Итак, задание для конкурса «ВОЗРАСТ В ХАЙКУ»:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ АВТОРУ ПЕРЕДАТЬ АТМОСФЕРУ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА, ХАРАКТЕРНОГО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЁННОГО ВОЗРАСТА, БЕЗ ЕГО УПОМИНАНИЯ. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда. Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю.
Для настроения рекомендуется тема «ВРЕМЕННАЯ ОТТЕПЕЛЬ»,потому что именно она иной раз позволяет чуть по иному взглянуть на холодное время года и навеянные им человеческие отношения, но совсем не обязательно. Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом сезоне, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.
ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:
ignattur@gmail.com
Внимание! Личные сообщения странички ведущей и Маллар Ме работают НЕУСТОЙЧИВО!
Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.
Заявка принимается на почту ведущей по форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.
Призовой фонд:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
С теорией хайку на основании прошлых конкурсов проекта "Лепестки сакуры" можно ознакомиться на личной страничке ведущей в виде отдельных статей-конспектов с примерами призовых работ-победителей конкурсов в разделе "Учимся писать хайку. Лепестки сакуры" - с 1- 32 конкурсы. http://stihi.ru/avtor/ignattur
С 33 по 40 конкурсами можно ознакомиться в папке "Пишем хайку. Лепестки сакуры" на нашей конкурсной площадке Маллар Ме.
Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до конца месяца 31 ЯНВАРЯ 2024 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование! Не упустите свою возможность!
Принято на данный момент: 31 хайку! Всё.
Принимаю только неопубликованные хайку!
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.
Свидетельство о публикации №124011500235
Маллар Ме 22.01.2024 21:56 Заявить о нарушении
Бабка Ёшка 22.01.2024 22:08 Заявить о нарушении
Маллар Ме 23.01.2024 01:12 Заявить о нарушении