Подставь щеку, пусть радуется враг...

         "Сто раз тебе говорил!" - часто слышим мы эту фразу, прекрасно понимая, что это лишь образное выражение, какие часто используют для внушительности, яркости речи и т.п.. Это один из литературных приемов - гипербола, то есть преувеличение. Гиипербола - слово древнегреческое, во времена Христа смысл фазы "подставь другую щеку" никто не понимал буквально. Именно так, не буквально, смысл сказанного Христом понимали и первые толкователи Евангелие апостолы Петр и Павел.
Так же истолковал смысл этой фразы Б.И. Гладков (1847-1921гг.), русский адвокат, присяжный поверенный, духовный писатель и общественный деятель, мнение которого высоко ценил Иоанн Кронштадтский (1829-1908гг.), богослов, в которого верили как в целителя.

           Более того, фраза по поводу "другой щеки" часто излагается не полностью, поэтому смысл ее толкуют как кому вздумается. В Евангелие сказано:  «Вы слышали, что сказано: „око за око и зуб за зуб“. А Я говорю вам: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...» (Мф 5:38-41). Христос говорит здесь о частном случае -
о мести, используя при этом стилистический прием, гиперболу. Продолжая фразу, после "щеки" Он приводит несколько примеров противления злу добром: "кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду...".
 
           Кровная месть - обычай, сложившийся в глубокой древности как способ обеспечения безопасности  - чтобы посягатель помнил о неотвратимости наказания. Тогда не было структур, защищающих людей, и обычай мести существовал у многих народов, в том числе на Ближнем Востоке, но не везде он получил распространение. Кровная месть - одна из форм анархии и варварства, из-за нее страдают невиновные, вражда может длиться годами и втягивает все большее число участников, не имеющих отношение к изначальной ситуации.

           Когда же речь идет о защите ближнего своего, Отечества, то сказано Христом однозначно: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Ин 15:13)


Христос щеки не подставлял врагу,
Он призывал вражду не множить местью.
Но кто с мечом придходит к очагу,
Мечом повержен будет повсеместно. *
 
Нельзя на разграбление отдать   
Ни дом, ни землю, где пахали деды.
Где миром возводили города,               
Во Храмах знали верности обеты.

Русь во Христе богата добротой,
В беде не бросит доброго соседа  -
Встает за брата брат! Таков устой,   
Не зря слагались Отчие Заветы.
   
Но меч-Булат наш также верный щит,
Он Слово Божье, что звучит веками.      
Несём добро, Господь благословит!
Да будет светел мир под облаками.


* Мф.26:51-52 - «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» - Христос.


Рецензии
Замечательные слова! Проникновенные! Пусть так и будет!

Ирина Александровна Баева   02.02.2024 20:20     Заявить о нарушении
Да будет светел мир под облаками! Спасибо, Ирина Александровна! Добра Вам! С уважением,

Марина Чигра   03.02.2024 00:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.