Человек года. Творческая работа Морозова Миши

Городской творческий конкурс ЧЕЛОВЕК ГОДА учащегося 2 гимназии г. Рязани
                Морозова Михаила.
Жизненная и творческая подорожная моего дедушки Филина Николая Ивановича

"Рожденный на границе половинок века,
Средь года, месяца, полуночной порой -
Тем самым слил Господь во мне два человека -
Под знаком Близнецов ступил я в мир земной."

Так описал дату своего рождения мой дедушка, называя ее и необычной, и мифической, а положение во времени и ход событий определили его взгляд на жизнь. После разлома все серое, увядающее уходит в прошлое, а все растущее устремлено к цели, полно энергии. Осознание борьбы противоречий стало основной темой его творчества.
Вспоминая детство и юность, он называет этот период жизни ошеломляющей порой, чудом. Все ему кажется живым: и деревья, и ветер, и дождь - как языческие существа:
В полях весною воздух дышит.
Я трепетным огнем объят.
В саду - заманчивый девичник.
Попробуй усиди , наш брат.
Сам зацвету, как эти вишни.
В душе моей - ведь тоже сад.
Но дар другой мне дал Всевышний:
Цветы стихами говорят.---(Не усидишь!)

Еще мальчишкой ему нравилось находить укромные места в роще, в старинном парке, у огромных водяных заводей и предаваться любимому занятию - записывать в тетрадь впечатления от путешествий. А когда представлялась возможность, изливал душу в  школьных сочинениях. Это первые  творческие опыты, получившие признание - учитель литературы зачитывал их всему классу.
Случайного в жизни дедушки было немало, но он называет его важным. Вот один из примеров. В 10 лет произошла встреча с фотографом, который подарил  мальчику фотопортрет М.Ю.Лермонтова. Верить или нет происшедшему, но с той поры появилась тяга к поэзии. Он вспоминает: "В один из суровых зимних дней, когда нос было страшно высунуть на мороз, я сидел на лежанке у печки, и вдруг меня осенило - и стихи сами потекли строка за строкой. Свет увидела первая приключенческая поэма."
Здесь на лежанке ему некуда деваться.
Огонь прижал - до самых пяток достает.
И в первый раз тот честно захотел признаться:
Во мне поэтом он стеснительным живет. - "Знак зодиака"
Этого таинственного гостя дедушка стал называть своим другом по имени "Я". Итак они пошли рука об руку по жизни. И, конечно, первыми впечатлениями, которые легли в основу стихотворных зарисовок, стали удивительные красоты природы. Это состояние души выражено во вступлении к книге "Очарованная душа":

Я жил далек от пониманья,
Что значит жизнь и жизнь моя,
Плененный чудом мирозданья
От сладких трелей соловья
До ручейкового журчанья.

Все, то слышал в природе, узнавал в себе. Ее неотразимая красота чудесным образом заполняла сердце и душу подростка. И как следствие - первые зачатки глубокого чувства любви к окружающему миру и человеку.

Сказками ночи и сказками дня
Полнилось сердце мое молодое.
Юность - язычество. В чарах огня
К верной волшбе был причастен судьбою.

Эти строки из книги "Очарованная душа" сами говорят за себя. Они станут как бы программой его жизни и творчества...
А школьные годы летели, как птицы. Учиться ему было всегда интересно и всему - он увлекался и математикой, и историей, и литературой, и химией, и рисованием, и пением. Неплохо играл в футбол и шахматы. И это были не просто увлечения, а стремления выразить себя. И результаты не заставили долго ждать. Школу окончил с серебряной медалью , а сочинение на выпускном экзамене по литературе посвятил своему кумиру А.С. Пушкину. Выпускной бал прошел по его поэтическому сценарию...
Послевоенное детство было непростым - проголодь, трудное, травяное, так названо оно в стихотворении "Детство":

Лихое детство, детство травяное!
Ты милости природы очень рад,
Коль перед ней сам не мурло свиное,
А труженик, радеющий за сад.

Нужда скорее выучит, чем школа.
Нужда умней гораздо мудреца,
А с нами милосердна - молодь гола.
Но спросит и за мать, и за отца.

Стремления подростка были настойчивы и терпеливы. Труд стал не испытанием, а достижением цели. А трудиться пришлось сызмала, подрабатывая на хлеб насущный. Лучше всего об этом говорят строки из стихотворения "Первая получка":

Нужда научит и заставит
Труду и чести цену дать,
Когда хоть как-то, что-то справить,
Чтоб накормить больную мать...

И я тогда себе поклялся -
Отдать нужду свою под суд.
А чтоб расчет мой оправдался,
Разумным сделаю свой труд.

Чтоб он и ум в одном союзе
Загнали в угол стыд и срам,
Чтоб труд стал счастьем, а не грузом,
А счастье - мерой по делам.

Из бесед с дедушкой я узнал. что в формировании его нравственных качеств большую роль сыграли учителя литературы и истории. Их он называет духовными наставниками и всегда с благодарностью и любовью отзывается о них.
Время совершило еще один важный поворот. Предстояло выбирать путь в жизни, и юноша остался верен своему душевному призванию...Литературный факультет и студенческая жизнь, полная высоких устремлений. А творческая становилась все плодотворней и совершенней. Первые литературные опыты появились в городской газете. Но специальность учителя забирала больше. И надо было учиться еще одном важному умению - отдавать себя детям. Хорошие наставники встретились по жизни, мудрые педагоги и коллеги. Прислушивался к их мнению молодой учитель, работал, не покладая рук и не считаясь со временем, учил детские души самому важному - умению дать себе оценку и задаваться вопросом: "Кто я в этом мире?" Этот важный жизненый опыт обобщен в книге с одноименным названием. Ведь художественное слово, художественные образы, как волшебная палочка, самым благотворным образом действуют на сознание детей....А жизненные события сменялись, как в калейдоскопе. Настала пора проявить свою гражданскую зрелость. Судьба предоставила щедрый выбор - служба в рядах Советской Армии за границей. Многое увидел, многое узнал, многое осмыслил. Но даже тут в короткие часы отдыха посвящал себя любимому делу - организовывал совместно с сотрудниками библиотеки воинской части поэтические вечера. События этого периода легли в основу поэтического цикла  "Солдатские новеллы". В непростых армейских буднях подобные мероприятия были настоящим праздником. Вот несколько строчек, написанных по дороге из госпиталя в часть, передающих авторское настроение того времени:

...Я поклоняюсь букам, грабам,
Полям, долинам и садам,
Озерам, птицам, небесам -
В пути моем - души прорабам.
Я крепну духом - сгинь недуг!
Я возвращаюсь снова к делу.
..............................................
Я нужен людям. Я - их друг. - (Прощай, госпиталь!)

Но вскоре жизнь возвратила к привычной педагогической работе.Дети большие и малые да еще и учительский коллектив - работать предстояло в новом качестве, директором школы, а потом выдвижение  в партийные и муниципальные органы. Работа с людьми непростая, донести слово правды, вдохновить человека на плодотворный труд, формировать высокие нравственные качества человека - такие организационные задачи предстояло решать в работе с большими трудовыми коллективами. Вот здесь и понадобилось мастерство находить нужные слова убеждать человека как жить и как трудиться. Приходилось осваивать пропагандистские и агитационные формы работы с массами. Действеннее всего били не в бровь, а в глаз передвижные летучие стенгазеты, в которых своевременно освещался опыт передовиков, а нерадивых кололо острое перо сатиры. К сожалению, в литературном наследии этот объемный труд - почти трех десятилетий  не сохранился. И только в начале 2000-х годов снова оживилось поэтическое перо, а когда в 2009 году дедушка вышел на пенсию, стихи полились рекой. Вышло три поэтических сборника -две книги  "Очарованной души" и книга жизненных наставлений, афоризмов и эпиграмм  "Шутки ремесла". А вообще опубликовано более 2200 лирических и сатирических произведений, а также крупные формы - поэмы, сюиты, сборник сонетов.               
Все увиденное и услышанное находит яркое воплощение в творчестве. Одна из важных тем - тема единения природы и человека. Душа природы и душа человека общаются друг с другом, и это общение наполнено проявлением удивительных чувств.
Первый снег, а весну воскресил
Первоцветом и силы, и грез,
И березки фатой нарядил.

Путь осыпал брилльянтами  звезд.  -    (Зимний май)
Или вот из "Древней тайны":
Черных шелков шорох ночи.
Звезд распростертый шатер.
Смежит луна свои очи,
Сходит в расщелины гор.
Живая красота предстает в стихотворении "Яблоня и я":

Ты сияешь снеговой парчою,
И во сне цветном мечтой живешь,
В вешний час открытой головою
Благовонным снегом расцветешь..
Мы - годки, но с разною судьбою.
Мне обряд старения бы твой.
Молодеешь каждой ты весною,
Я же выцветаю сединой.
В жизни, как в сказке, встает животрепетный вопрос - куда идти? И автор пытается ответить на него. Как следствие таких раздумий - цикл стихов с гражданской тематикой, поэма "В пути "  и сатирическая картина нашей действительности - фантасмагория  "Пофигения".

Скрипка души долго занимала воображение поэта, который осваивал высокие ноты глубоких чувств, но голос времени, годы суровых испытаний , выпавшие на долю народа и страны, вызвали и другое, более ритмичое, чеканое звучание стиха. Это уже не лирические песни, а рифмованная мудрость. Обе поэмы изобилуют разговорной речью, пословицами и поговорками. Внутренний голос поэта звучит негодующе:

Все, что сердцу досадило,
Что нарывом наболело,
Ненавистно что, что льстило -
Лире возвестить приспело...
Где безумие творится,
Где правитель - сущий ирод,
Заклеймить не побоится
Зло каленым словом лира.   ( В пути )
Когда с одной стороны кучка сказочно богатых людей, а с другой большая часть народа влачит жалкое существование, автор задает риторический вопрос:
Молились  образам, теперь наш идол - суммы.
Жизнь режиссирует устой:

-Скажи-ка, ежели ты умный,
То бедный почему такой?  - (Афоризмы-офонаризмы)

Тема  родины звучит многопланово. Уже сами названия заявляют, что они - говорящие: Что делать? Деревня, Пока вы живы, Лихолетье, Русское поле, О Родине, Мы - не мы, мы немы. С обостренным чувством любви поэт относится и к истории многострадального народа, к его героическому прошлому, и к его сложной роли в своей судьбе, и к вековой памяти - в назидание потомкам.
Летит Россия ввысь, вперед.
А сколько раз грозила ей пучина?
Подъемный дух народа жив доныне,
И, значит, не кончается полет. - (Сонет народу-духоборцу)
А это уже боль за самое сокровенное - за землю и за душу народа:

Поле русское, русское слово!
Близко к сердцу великий народ вас хранил.
Но не песню я слушал раздолья степного,
А о Родине грустную быль.   -   (Русское поле)

И наконец клятвенная верность Родине:

А в минуты торжеств мы к земле припадаем.
Губы верные трепет сердец отдают.
А ее неизбывную силу впитают,
И на верность Отчизне сыны присягнут.

Обозревая жизненный и творческий путь моего дедушки, можно закончить так - он посвятил себя без остатка борьбе Добра со Злом за торжество Человека. Итог его духовных исканий - сборник лирических наставлений  "Кто я в этом мире?" и Азбука нравословия - рифмованная мудрость нравственных определений. Прислушаемся к   притче и задумаемся.

Какой волк победит?
В далеком-давнем некогда в беседе внуку
Поведал жизненную истину старик:
"Во всяком человеке, вызывая муку
В душе, идет борьба неведомых двоих,
Похожих на волков. Один из них волк-злюка.
То - зависть, эгоизм, досада, спесь и ложь.
Другой - мир, верность, истина, любовь, порука.
Идет меж ними вечный яростный дележ."

Молчанье. Внук задумался. Душа в волненье.
Потом с горячим интересом вопросил:
"Кому же предначертано из них везенье,
Чтоб так случилось, что он все же победил?"
Старик же улыбнулся и ответил:
                "Знаешь,..
Тот побеждает волк, кого ты сам питаешь."

               2019 год
               


Рецензии
Молодец внук! Спасибо ему за "Жизненная и творческая подорожная моего дедушки Филина Николая Ивановича" Такой дедушка достоин большого уважения и любви.
Написано прекрасно.

Валя Песня   13.01.2024 21:59     Заявить о нарушении