На дне. Второй размышлизм о Луке

Лука - верующий человек или нет?
Настоящая вера – это не та внешняя образцово-смиренная форма, в какой верующий человек традиционно предстаёт перед нами, а перманентное внутренне состояние беспокойной по-своему и по-своему ищущей души. Вера бескорыстна и истова, самозабвенна и трепетна. Есть ли хотя какие-либо признаки этого у Луки? Я не нахожу. Он не глупый человек. Он прекрасно понимает сиюминутность его утешений и полную их долговременную несостоятельность. Сам он ни во что сказанное им же не верит. Всё происходящее для него не более, чем отдельный эпизод, к которому он случайно оказался причастен, задержавшись немного на этом дне на своём пути в Малороссию – поглядеть-подивиться на «новую веру». Я даже задавать не стану вопрос, нужна ли «новая вера» адепту старой христовой веры. Лука мне чем-то напоминает Пистимею Морозову = Серафиму Клычкову в романе «Тени исчезают в полдень».
И вот ещё какие крамольные мысли посетили в ночь на воскресенье. Кто и где обсуждает вопросы о справедливости, человеческом достоинстве, о свободе, о смысле жизни, правде и вере? Где – понятно. На самом дне общества. Кто? Не самое главное, что это именно те люди, к кому жизнь была особенно несправедлива, те, кто фактически потерял человеческое достоинство, кто забыл, что такое свобода, и потерял смысл жизни, те, для кого вера возможна лишь в иллюзии Луки, и все это вместе и есть их правда. Главное – это то, что самый ходовой глагол, употребляемый ими самими и о них, глагол «есть» в прошедшем времени. Были, был, была…. Одно прошлое. Настоящего нет. То, что есть, не жизнь. Будущее....???
"Солнце всходит и заходит...."
Главное – это то, что о музыке рассуждают глухие, слепые – о живописи…. О целомудрии говорит девица лёгкого поведения, пьяницы мудрствуют об абстиненции, воры и шулера рассуждают о порядочности, тунеядцы – о трудолюбии… Кто в пьесе изрекает фразы о том, «человек – это великолепно… это звучит гордо», ставшие ключевыми классическими? Такой же сикамбр, как и все остальные, Сатин.
И какой «человек звучит гордо»?
Человек вообще или какой-либо конкретный??
Представьте себе совершенно пьяного, опустившегося человека, лежащего в придорожной луже и рассуждающего о величие человеческого духа…
О чём я хочу сказать? Горький не мог не понимать полную парадоксальность вложения высоких слов о высоких материях в уста опустившихся людей. Но вложил, тем самым подчеркивая самое главное. Содержание сказанного никак не зависит от того, кто это говорит. И именно эта парадоксальность, невероятный контраст облика говорящего с содержанием сказанного им максимально подчеркивает и обостряет это содержание.


Рецензии