Проза. Светлячки в ночи

Светлячки в ночи

Обыденность. Что мы вкладываем в это слово? Ежедневный подъем на работу или в спешке выпитая чашка кофе. Просмотр вечерних новостей, выкуренная в спешке сигарета. Для каждого это что то свое. Каждый день складывается из мелких фрагментов, секунд, незаменимых и в то же время таких привычных. Время пролетает быстро и часто в спешке не успеваешь подумать о важном. Важном для своей души.
Кто то слушает хорошую классическую музыку, кто то ходит на выставки известных художников. Но в этом ли все дело? И является ли это достаточной пищей для нашей внутренней жизни? Редко кто задумывается над тем, чего искали те отшельники в далеких пустынях, несущие свой молитвенный подвиг. Их часто называют странными, может даже безумными, но почему же к ним практически никогда при их жизни не иссякал поток страждущих и обремененных. Видимо был у этих людей какой то секрет, которых помогал другим.
Всем нам вечно чего то не хватает в этой жизни. Стоит лишь удовлетворить желание, как возникает пустота которую срочно надо затыкать новыми удовольствиями. Однако в итоге все равно мы остаемся до конца неудовлетворенным. Мы неосознанно стремимся к чему – то прочному и вечному. И это «что то» как я считаю можно найти только в Боге. Ведь временное дает лишь временный результат. Я бы не хотел насильно кого то принуждать верить в существование Вечного Творца. Мои размышления в первую очередь направленны на таких же ищущих людей, или даже нашедших, но все равно интересующихся чем – то новым.
Существует множество теорий, относительно происхождения нашего мира и того, что находится за гранью нашего обычного восприятия. Может быть мы с разных планет, а может нас создал Бог из праха земного. У меня нет на это однозначного ответа. Я лишь несколько раз в своей жизни чувствовал Благодать Божию, и до сих пор не смог понять, как к этому относиться.
Посреди нас огромный мир. В нем есть как святые, так и омерзительные вещи. Просто со временем начинаешь привыкать либо к одним, либо к другим. А еще чаще останавливаешься где – то посередине и утопаешь в болоте обыденности. Вот так мысль сделала круг вернулась к себе же. Современное общество многие называют «обществом потребления». Его основная мысль в том, чтобы не задавать лишних вопросов, не включать мозги а покупать как можно больше. Потреблять в сфере материальной, интеллектуальной и даже духовной. А чтобы было меньше времени на «подумать», то нам подсовывают, часто бессмысленную работу, отнимающую много времени. 
В таких условиях расцветают пороки и убывает святость. А может просто уходит куда – то глубже. Дело в том, что смысл не в самой святости. Можно быть приличным человеком и при этом быть далеким от религии. Просто гармоничность и благодатность трудно достичь без Бога, а Он Свят. И если мы к нему стремимся, то и становимся в чем – то на него похожими. При этом нельзя сказать, что с Богом наша жизнь как в сказке становится легкой и приятной. Иногда даже совсем наоборот. Но по крайней мере появляется хотя бы какое – то чувство цели и сопричастности чему – то прочному и постоянному. Ведь большую часть вещей в этом мире мы используем и выбрасываем. А все по настоящему ценное длится вечно или хотя бы долго. Материнская любовь, любовь детей к родителям, настоящая дружба, настоящая любовь между мужчиной и женщиной. Конечно бывают исключения из этих правил, но ведь это лишь примеры, подобие Божьей любви, вечной и неизменной.
В восточной философии есть такое понятие как «колесо сансары». Согласно ему человек вынужден рождается бесчисленное количество раз, до тех пор пока не исправит все свои ошибки и не войдет в вечную жизнь. Но неужели и правда нужно миллионы лет страдать, чтобы потом с горем пополам все же перестать это делать. По какой то причине Творец создал наш мир и позволил им наслаждаться. В нем есть множество прекрасных вещей, но мы же не будем утверждать, что он идеален. Наряду с хорошим есть и плохое. А ведь каждый из нас сам творец своей жизни. Мы можем тянуться к совершенству или же плыть по течению. Просто нам постоянно говорят как нам жить и что делать, но при этом результат нас не удовлетворяет. Может быть потому что нам хочется быстрых решений, а ведь они редко идут нам на пользу.
Если взглянуть на перспективу нашей жизни с точки зрения вечности, то многое можно осмыслить заново. Мудрецы говорят, что нужно искать срединный путь. Здесь я думаю, речь о том, что не стоит впадать в крайности. Ведь правда же, что мало кому из современных людей по силам осуществить подвиг Серафима Саровского. Но идти без цели, то есть без Бога все равно что двигаться по кругу. Но даже пойдя по верной дороге можно легко заблудиться. Мир не хочет отдавать то, что считает своим по праву. То есть нашу жизнь и нашу энергию. Я здесь не говорю о диаволе или бесах. Возможно, что они есть и их роль в этом процессе не последняя. Просто мы сейчас мало, что о них знаем и это не так важно.
Каждая травинка в поле уникально, но гораздо уникальнее человек и его жизнь. Через наше существование, как жемчужные бусинки проходят наши поступки и решения. В итоге получается удивительный, ни на что не похожий во вселенной узор. Просто притупляя свои эмоции, свой взгляд, мы думаем, что все вокруг пресно и не интересно. Моя цель в данных рассуждения просто лишний раз напомнить о том, что за нашим наскучившим бытом лежит нечто большее и занимательное.
Все мы светлячки в ночи для одинокого путника. И все мы этот путник, видящий вокруг себя то затухающие, то вновь загорающиеся звездочки. И это зрелище завораживает, заставляет радоваться и вспоминать детство. Практически каждый может вспомнить чувство при виде елки на Новый Год в пять, шесть лет. С возрастом мы начинаем терять детскую радость и непосредственность, но нам даются другие, тоже ценные эмоции и опыт.
Загораемся на миг и гаснем, однако для кого то это может служить маяком в полной тьме. Ведь в нас же есть сила, мы произошли от Творца, а значит в нас есть способность к творчеству. Во всех сферах жизни, не только писать стихи или книги, но и творчески готовить, убирать, работать. Некоторые говорят о со-творчестве с Богом и в этом есть смысл. Я вижу творчество не только как процесс, но и как некоторую энергию, вроде маленького солнца в глубине человеческого существа. Этот огонь можно разжигать, или по другой аналогии, тренировать. Человечество уже не мало на создавало нам разных технических устройств, домов машин и т.д. Но все это далеко от идеала, к которому стремиться душа. Сейчас происходят самые малые, первые и неуверенные шаги человечества на пути сознательного со-творчества. Предстоит еще огромный путь проб и ошибок, чтобы хотя бы немного приблизиться к совершенному творению Бога. А это и природа и космос и все живые существа.
Пока нас зажимает в тиски обыденность, обволакивая, словно густой раствор, замедляющий движение, мы склонны на все смотреть с пессимизмом. Всякий человек по временам испытывает одиночество, тоску, скуку и другие негативные эмоции. Такое ощущение, что в нашем существе или рядом с ним появилась черная дыра, высасывающая энергию и все хорошее. Я не говорю, что в обыденности нет ничего приятного. Можно наслаждаться своим страданием или просто заедать (запивать) это состояние. Но хороший ли это выход? Думаю, дело в том, что обыденность является лишь частью современной парадигмы, которую можно назвать пост – модерном или обществом потребления. В моей книги «Полет колибри» я уже писал о том, что в наши дни существует слишком много искусственного и разных заменителей. Я не призываю всех выбросить телевизор, компьютер и отправиться прямиком в каменный век. Просто для начала надо научиться хотя бы замечать эти искусственные суррогаты, которые нам подбрасывает реклама и некоторые люди. Следующим этапом надо подумать над тем, что может стать альтернативой этим вещам (и явлениям). А чтобы это определить, можно обратить внимание сначала на природу, а затем на Творца, Царство Божие и святых православной церкви. Я не имею ничего против любых позитивных религий, но мне ближе православие.
После такого ознакомление мы можем вычленить для себя некоторые общие моменты, то есть понять, что существуют вещи реально важные и необходимые, такие как дом или еда. А есть вещи необязательные, такие как дорогая машина, брендовая одежда или дорогие часы. Я думаю, что практически любой человек внимательно посмотрев и обдумав, хотя бы жития святых, поймет для себя эти простые истины. Об этом многие знают, но мало кто задумывается и воплощает в жизнь. Однако расставшись со своими любимыми игрушками, люди чувствуют пустоту, которую надо чем то заполнить. И здесь на мой взгляд следует обратить свой взор на самый верх, или же в самую глубь своего существа. А там как раз и находится Бог, не в прямом смысле, а в плане веры и ощущений. На мой взгляд, лучшим способом общения с Богом, является молитва.
Молитва
Меня иногда спрашивают знакомые, зачем я молюсь. Чаще всего это люди неверующие и далекие от церковной жизни. Что можно на это ответить? Первым в голову приходят мысли вроде – для усиления связи с Богом, получение благодати или чтобы после смерти попасть в рай. Многим это кажется не убедительным.
Я не ставлю своей целью переубедить всех неверующих в пользе или надобности молитвы, но хотелось бы как – то более подробно рассмотреть, этот важным практически для каждого верующего вопрос. Для начала определимся с основными моментами, во первых в том, что я придерживаюсь идеи о существовании Бога. Причем Бога именно как личности, что собственно подтверждается многими православными авторитетами. Если принять это за аксиому, становится немного более понятно для чего нужно молиться.
Изначально Бог сотворил нас по своему образу и подобию. То есть помимо тела дал нам личность, душу и дух. А также наделил нас даром свободной воли. В этих аспектах мы сходны с ним. Хотя телесно Он являлся нам лишь однажды около двух тысячелетий назад. На мой взгляд глупо было бы полагать что если уж мы, создания, можем думать и рассуждать, на это неспособен Всемогущий Творец. Конечно многие говорят и пишут о том, что Он бесстрастен. Но при этом Он способен понимать наши чувства, мысли и эмоции.
Также следует упомянуть о том, что это не Богу нужны наши молитвы. И от того, будем ли мы их регулярно произносить зависит простит он нас на последнем суде или после смерти, или нет. Молитва нужна нам, а точнее нашей душе. Душа – это вечная, невидимая составляющая человека, которая продолжает свое существование после смерти тела. На ее здоровье и благополучие, а, следовательно, на всю жизнь человека влияют слова, мысли, чувства, эмоции. Здесь мы тесно соприкасаемся с понятием греха и страсти.
Грех – это негативное слово, мысль или поступок, наносящий рану душе. Не зря в церковной практике распространено таинство исповеди, в котором человек кается в своих грехах, настраивается на то, чтобы их больше не совершать. Ведь грехи очень опасны, они как паразиты высасывают силы из души и затемняют ее свет. И никто кроме Бога не способен освободить нас от греха. Не достаточно просто прийти к священнику и рассказать ему грехи. Нужно также покаяние.
Покаяние
Сквозь многие книги православной тематики, красной нитью проходит тема покаяние. И хотя умнейшие люди пространно пишут об этом чувстве, понять его не всегда просто. Допустим, человек совершил какую-то подлость, обманул или украл. Первое время он может особо не переживать об этом своем действии. Но через определенное время у него начинает появляться беспокойство, чувство раскаяние в содеянном, некая душевная боль. Это в нем говорит его совесть. Есть люди, у которых она так сильно подавлена, что практически не подает «признаков жизни», но все-таки большинство время от времени чувствует ее укоры.
Все мы подсознательно стремимся к свободе, а рабство греха это одно из самых гнусных и тяжелых видов рабства. Практически каждый хочет быть добрым и ищет для себя вечной радости. Это как раз то, чего мы, как человеческий род, были лишено со времени грехопадения Адама и Евы. В пришествии Господа нашего Иисуса Христа мы обрели надежду и упование на возвращение нам этого обещанного вечного блаженства. Но для того, чтобы обрести спасение нам необходимо просить помощи у Бога, нужно свободное произволение человека к тому, чтобы всеми силами приблизиться к Богу и исполнять его святые заповеди. Первым признаком здравия души является видение своих грехов, бесчисленных как песок морской. Если стараться жизнь по Евангелию и стремиться к духовному совершенству, то через какое –то время начинаешь понимать, что практически ничего не получается. Также присутствует гордость, зависть, гнев и многие другие грехи. Из чувства собственного не достоинства рождается смирение, и оно способствует получению благодати Божией. Без этой благодатной силы не может быть изменение во внутренней сущности души человеческой. Как говорил великий святой подвижник Серафим Саровский, - главный путь к получению Благодати святого духа, есть молитва.
Теперь стало немного понятней для чего собственно и нужна молитва. Без нее мы будем утопать в своих грехах, которые и утащат нас после смерти за собой, в ад. То есть в вечное мучение, а это очень страшная участь. Молитва – это средство получение Божьей помощи и стяжание благодати Святого Духа. Мы обращаемся с Спасителю нашему Иисусу Христу с просьбой о помощи, в наших тяжких внутренних, а подчас и внешних недугах. Мы приобретаем бесценную и неизъяснимую возможность общаться с самим Вседержителем, который создал весь наш мир и нашу вселенную из ничего. Для Него нет ничего не возможного, и Он в силах избавить нас от темной бездны и привести в Царствие Свое небесное, но мы должны для начала сами этого захотеть и начать идти к этой цели.
И тогда посредством покаяния и смирения происходит постепенное изменение в человеке. Даже странно как чтение одних и тех же слов каждый день не надоедает. А ведь это не просто чтение, а живой разговор с Живым Богом, который любит нас и желает всем спасения. Уже на земле нам стоит начать выстраивать отношения с миром невидимым. Мы по сути так и делаем, только вот большой вопрос, с кем мы взаимодействуем при бесконтрольном потреблении и кучей грехов. Молитва – это связь с Богом, когда мы опосредованно познаем эту высшую любовь, в то же время наделённую личностью. Никого нельзя затолкать в рай насильно, если ты здесь предавался сплошным грехам, был жесток, много пил алкоголя, постоянно завидовал и прочее, то ты останешься таким же после смерти. Тебе будет не интересно в месте чистых духов, и ты не найдешь себе среди них места, напротив, ты устремишься вниз к сродным тебе, по твоему образу жизни, существам, демонам.
Но если в процессе твоей жизни, ты все время стремился к Богу, к чистоте и святости. Молился, ходил на службы, читал Евангелие и святых отцов, то у тебя есть шанс после смерти приобщится к небесным обитателям и стать жителем этого светлого града. В конечном итоге, все зависит от милости Божьей. Так как мы не имеем никаких достоинств, кроме тех, которые дарованы Богом, а более того, обезображены и исковерканы различными грехами, только в Божьей воле простить нас или же нет. Важнее всего то, что происходит внутри человека, в его душе. Бог видит наши помышления и несомненно воздаст нам за добро и за зло. При этом Он говорит о том, что все наше добро увеличится многократно, в бесконечное количество раз, в царствии Отца Его Небесного.
Для чего Бог нас создал?
Этот вопрос волнует многих и я в течении своей жизни убедился в том, что можно ответить на него по разному. Хочется все таки взглянуть на него с точки зрения православия.
Изначально, когда Бог творил людей, он создал их чистыми и прекрасными. О чем Он сам говорил – «Это хорошо». Однако после грехопадения люди согрешили и отпали от Бога и Божьей благодати, пожелав самим стать как Бог, на что их соблазнил диавол. Вообще гордыню не зря зовут матерью всех грехов. Она проявляется практически в каждой человеческой мысли или действии.
Правда же заключается в том, что человек не может жить без Бога. Он может его отрицать или не любить, но практически все составляющие нашей жизни, будь то воздух, еда, кров, огонь и т.д. даровано нам от Бога по Его бесконечной милости. Кроме того, в то время, как душа разлучается с телом, она не может больше ничего выбирать как волевое существо и по сродству энергий притягивается либо к благу, либо ко злу. В действительности это не такой просто и линейный процесс, но смысл понятен. И в этих двух альтернативах по сути, только один путь можно назвать жизнью, а именно, попадание в Царство Божие. Потому что, попадание в ад не зря зовут «второй смертью» окончательной.
Но вернемся немного назад. Представим на мгновение, что стало бы с человеком и человечеством если бы Бог не изгнал его из Эдемского сада после вкушения им древа с яблока познания добра и зла. В такой ситуации человек по неопытности и по наветам диавола (который тоже обладает свободной воле в определенных пределах) постепенно стал бы все более склонен к греху, а соответственно не мог бы находиться рядом с Богом, как с вечно чистым и праведным существом, так как ощущал бы свою нравственную и душевную нечистоту. Кроме того он неудержимо бы влекся ко греху (при условии что смерти бы не было).
Теперь вернемся к теме. Бог создал этот мир и нас в человеческих телах, а также смерть, как некий рубеж, для того, чтобы подготовить нас к вечному благому бытию в раю. Чтобы мы по своей свободной воли разделили с ним Его вечное блаженство и праведности, в союзе с ангелами, святыми и всеми небесными силами. Можно сказать, что в этом мире слишком много боли и несправедливости, соответственно Бог не благ. Но все, что происходит, исходит от Его благого промысла, для того, чтобы мы осознали свои грехи и принесли искреннее покаяние. В результате этого нам даруется прощение (прежде всего мы прощаем самих себя) и мы очищаемся от греха.
Бог абсолютно благ и с Его точки зрения нет ничего дороже нашей души и ее вечной участи. Кроме того важна молитва (наше общение с Богом), добрые дела и в целом все предписание Православной Церкви. Некоторые говорят о том, что, мол Богу было скучно и поэтому он нас создал. Другая версия заключается в том, что Творец создал нас для того, чтобы разделить с кем то разумным и свободным, свое величие, славу и блаженство. Без создания волевых существ, в мире бы не было никакой ценности. Но естественно при создании свободных существ возникает опасность отпадения их от своего Творца и, следовательно, печальной для них участи в будущем.  Но милостивый Бог, способен простить каждого, кто искренне покаялся и пришел к Нему в сокрушении сердца.
Этот мир часто кажется нам слишком сложным и жестоким и мы вопрошаем к небесам и Богу, зачем Ты нас создал? Конечно в этом есть определенный смысл, но с другой стороны, как еще можно познать добро и благо, если не существует плохого и болезненного. Как можно «укрепить» свою свободную волю, если не из чего выбирать. И неужели жизнь, миллисекунда по сравнению с вечностью, так уж ужасна (учитывая награду вечного блаженства с Богом). В заключении можно сказать, что Бог создал нас для вечного блаженства в Царствии Своем Вечном, а земная жизнь является всего лишь преддверием к этой цели, через которое должен пройти каждый живой человек.


Рецензии