Дискуссия на одном форуме учителей

Я: Великие умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события, а мелкие - людей. Элеонора Рузвельт
 Ответ мне: Тема интересная, но обсуждать придётся личность учителя, т.е. людей. Не рискуем ли мы попасть в категорию мелких умов, исходя из приведённой Вами цитаты?
Я: Представляет определённый интерес не только проникнуться содержанием слов Элеоноры Рузвельт, но и посмотреть на её слова немного с другой стороны. Блестящее высказывание! Исключительно содержательное и критериальное высказывание, необычайно активное и острое.
Последствия любых попыток обсуждения автора высказывания и характеристика человека, предпринимающего их, уже  заключены в самом высказывании.
Дефиниция интеллектуальной резервации для тех, кто склонен рассматривать само высказывание как событие и попытается поговорить именно об этом, тоже предельно конкретна.
Элеонора Рузвельт одним росчерком «Parker 51» сумела увековечить в одном предложении и блестящую идею, и основанный на ней критерий определённой классификации. Будучи аутологичным, критерий в применении к самой госпоже Рузвельт однозначно и неоспоримо определяет её атрибут.
Погрузившись в обсуждение, мы можем ничем не рисковать. Причин несколько. Одна, лежащая на поверхности, заключается в том, что для тех немногих, которые могут продолжить участвовать в дискуссии, лишь опустившись с вершин идеи Учительства через конкретные события и до равнин персоналий, указанная цепочка интересна лишь в той степени, когда можно полить чем угодно или славословить конкретную Марьванну или Аннупалну. В остальных случая интерес очень быстро угасает. Обсуждение героев стендов «Не проходите мимо», «Их разыскивает милиция» или  «Страна должна знать своих героев» актуально и зажигательно, но всегда, как и показывает практика нашего форума, превращается в беспросветный базар. Восхождение же от личностей через события к вершинам идей требует не только хороших легких, но и определенных навыков отделения зёрен от плевел.
Вторая и более существенна причина тоже прекрасно сформулирована незабвенной госпожой Рузвельт: «Всегда помни, что у тебя нет права быть личностью. У тебя есть обязанность». Проще безлико копаться в чужом белье, показывая все его дырки и грязь. Личность всегда ищет причины поражений в себе, а истоки побед – в других. Личность – это всегда позиция, персональная ответственность, вытекающая из обязанностей.
Позволю себе высказать мысль, может быть, крамольную с точки зрения словесников. Любой литературный герой через свою сопричастность к определенным событиям становится героем значимым и запоминающимся в той степени, в какой в его образе фокусируется определенная идея. Изреченные слова могут содержать ложь или вербальным венком сопровождать её, но в любом случае они уже принадлежат вечности и в этом смысле они попадают в её анналы не в качестве букворяда, но в качестве идеи. Период полузабвения идеи зависит от её содержательности, хотя какое дело вечности до времени?!
Совершенно такая же крамольная мысль всегда возникала у меня, когда я читал взахлёб озвученные растяжки через улицы
«НЕ МОЖЕШЬ ДЕЛАТЬ КАЧЕСТВЕННО - НЕ БЕРИСЬ ВООБЩЕ»!
или
«ТОЛЬКО НАЙДИ СВОЁ ДЕЛО И СТАРАЙСЯ СТАТЬ САМЫМ ЛУЧШИМ»!
И ещё массу аналогичных гимнов порядочности, чистоте, стремлению к самым высоким высотам. Позволю отнестись к этим  акафистам как к определенной модели жизненной позиции резко отрицательно.

Причина.
Мы говорим о людях в основном уже состоявшихся, определившихся в жизни. Такие люди и профессию выбирают под себя. И оставаться они должны всегда самими собой. Учительство в этом плане абсолютно не отличается от других занятий. Ничем! Разговоры о том, что учитель имеет дело с человеческими судьбами, принимает участие в их формировании, несет свет знаний, сеет то самое «разумное, доброе, вечное», поэтому особенно ответственен перед человечеством, - суть разговоры демагогические и рассчитанные на наивных. Все мы несем ответственность за наших детей. Иной взгляд на проблему воспитания – взгляд не просто ущербный, а вредный.
Основа любого воспитания – воспитание личности. А личность не может быть совсем серой или других оттенков серости. У личности есть всего несколько фундаментальных атрибутов. Быть лучшем не в их числе. Не можешь – не берись – не в их числе. И вообще те мудрости, какие были озвучены параллельно с этими, не в их числе. Горение – для личности исключительно важно.
Не буду мудрствовать. Поднимусь из своих болот до мелочности и вспомню Юнну Мориц.
 Терпи, мой родной, терпи!         
 Страдай, мой родной, страдай!
 В чужой постели не спи,
 Кусок чужой не съедай.
 
Не зарься на скарб чужой,
 Не пачкай чужую честь -
 Не будешь горбат душой,               
 А будешь такой, как есть.
 
Надежды чужой не гробь,
 Досады чужой не множь.
 Ты - человек, ты - дробь,
 Правды и кривды дрожь!..
 
Пестуй детей чужих,
 Падок не будь на месть -
 Будешь не дрянь мужик,
 А будешь такой, как есть.
 
Храмов чужих не хай,
 Веры чужой не пни,
 С нищим дели сухарь,
 Родине долг верни.
 
В худшие дни не трусь,
 В лучшие не наглей, -
 Может быть, я вернусь
 Матерью быть твоей....

И если эти святые истины не находят отзвука в душе, это беда для этой обделенной души. Если «правды и кривды дрожь» не стучится, как пепел Клааса, в сердце учителя – это трагедия для общества.
Мне нечего больше добавить.
Совсем нечего.


Рецензии