Палка-копалка, или Артефакт

Термин "артефакт" имеет несколько значений, такие как:
1). Искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое, символическое содержание.
2).В науке - недостоверный результат научного исследования, возникающий из-за дефектов метода исследования или ошибок экспериментатора.
               
                I
Как туземец из прерии жаркой,
Словно маори или апач,
Вооружённый палкой-копалкой,
На охоту выходит врач.

Этим древним орудием жалким,
В век компьютерных наносхем,
Он пытается палкой-копалкой
Докопаться до наших проблем.

Как вещунья или астролог,
Жизнь предсказывая невпопад,
На приёме мне патопсихолог
Протянула колоду карт.

За свою многолетнюю службу
В скольких ты побывала руках?!
Сколько ты искалечила судеб,
Замусоленный артефакт!

А психолог, как бабка-гадалка,
Предлагает колоду разбить,
Чтобы методом палки-копалки
Мой диагноз определить.

Злая шутка, но так уж вышло,
Что простая игра для детей -
Этот метод, "Четвёртый лишний",-
Беспощадно фильтрует людей.

Для того, чтоб о вашем дефекте
Однозначный ответ получить,
Вам предложат четыре предмета
И попросят один исключить.

                II
Я сижу, словно школьник, за партой.
- Я готова. Приступим. Ваш ход.
- Хорошо. Вот вам первая карта:
"Роза, клевер, ромашка и кот".

Здесь, конечно, всё ясно и просто:
- Кот. - (А в чём же подвох, не пойму?)
Но психолог дотошным вопросом
Хочет выведать: "Почему?"

- Чем же вы объясните свой выбор?
Почему ваша мысль так проста?
Вы уверены, нет здесь ошибок?
Вы за что обделили кота?

- Безусловно, ответ очевиден, -
Скрыв улыбку отвечу всерьёз.
Но, как вышло, не так безобиден
Этот будто бы детский вопрос.

И психолог, почуяв удачу,
И добыча почти что в руках,
Вопрошает:" А можно иначе?
Можно сделать свой выбор не так?"

Ах, какая простая уловка!
Ах, вопрос, будоражащий мысль!
Аналитику только позвольте
Поискать всюду скрытый смысл!

И пустилась безудержной рысью,
И вошла в спортивный азарт,
Как на волю вырвалась мысль,
На анализ колоды карт:

"-На ромашке гадают девчонки
На любовь; роза - нежность и страсть;
Котик - ласка. Остался в сторонке
Только клевер - его и убрать!

Котик колется, роза - тоже,
Листья клевера в форме когтей.
Вот, ромашка на них непохожа,
Значит, лишней надо быть ей!

Или можно сказать иначе,
Почему лишний клевер тут:
Котик - Костя, Ромашка - мальчик,
Так всех Ромок в детсаде зовут.

- Ну а роза? - вопрос, как угроза.
(Понимаю я дикий абсурд.)
- Роза? Это Сябитова Роза
Или тёзка её - Люксембург!

Продолжаем. - Ещё есть идеи?
- Да, давайте попробуем так:
Роза - знать, остальные - плебеи,
Ведь ромашка - дворовый сорняк.

Только роза одна - королева,
Украшенье роскошных дворцов.
Кот - мещанский уют. - Ну а клевер?
Ну а клевером кормят коров!

В продолженье дворцовой темы
О геральдике поговорим:
Логотипах, гербах и эмблемах
И значеньях, присвоенных им.

Кошка-лев из семейства кошачьих
На английский герб нанесён,
Символ власти, а это значит,
Из виндзорской династии он.

Роза - Йорки, и цвет белый, чистый -
Благородство, отвага и честь.
И, мне помнится, клевер-трилистник
На эмблеме Ирландии есть.

Кошка, роза и клевер ирландский -
Они быть в одной группе должны,
Потому что они все британцы,
Этим признаком объединены.

А ромашка в России - это
Символ верности и семьи.
Праздник есть в середине лета,
И о нём точно знаете вы."

И в таком полушуточном стиле
Мы продолжили наш разговор.
А в финале мне врач огласила
Свой безжалостный приговор.

                III

И верховная жрица-весталка
Огласить приговор поднялась
Со священною палкой-копалкой,
Означающей полную власть:

- Отвечают так только больные!
Надо, чтоб здравый смысл победил!
Эталонная шизофрения! -
Это был её строгий вердикт. -

Однозначно вам нужно леченье!
Вам теперь не сносить головы!
Это мудрствованье на мелкотемье!
- Так ведь тему придумали вы!

                IV

Мне, наверное это снится, -
Этот психоделический сон.
Помню: на двадцать первой странице
По учебнику Петерсон,

Математики (вовсе не высшей)
Учат школьников мыслить в игре
Под названьем "Четвёртый лишний",
Первоклассников, в сентябре.

На картинках - четыре предмета.
Для того, чтобы их отличить,
С разной формой, размером и цветом,
И вам нужно один исключить.

Выбрать просто, но автор задачи,
Предлагая продумать свой шаг,
Побуждает: "А можно иначе?
Можно сделать свой выбор не так?"

                V

- Вам, скажите, известно об этом?
В вашем методе грубый просчёт:
Математики и поэты
Вами не были взяты в расчёт!

И у всех, у кого есть смекалка,
В ком пытливая мысль живёт,
Ваша древняя палка-копалка
Непременно её отобьёт!

Математика приговорили!
За анализ - клеймо и тюрьма!
Дискредитация психиатрии -
Дискриминация склада ума!

В играх разума разнообразных
Математик - эстет и гурман!
Интересно, какой бы диагноз
Вы поставили Пьеру Ферма?

В аналитике - наша сила!
Только с помощью ваших карт
Получил бы позорную стигму
Аналитик Рене Декарт!

Впрочем, думать- не ваша забота,
Ваша мысль - в клещах клише!
Как вам тема дипломной работы:
"Есть ли базис в пространстве Фреше?"

Да, наверно, звучит странно это,
Непривычно для ваших ушей!
Меня спросят: "С какой вы планеты?"
Я скажу: "Из пространства Фреше!"

Словно путники ищут оазис
Средь пустыни, чтоб жажду унять,
Математики ищут базис,
Чтобы суть мирозданья познать.

Математик решает задачу,
И ответ уже найден и так,
Сомневается: "Можно ль иначе?
Можно сделать свой выбор не так?"

                VI

Я учитель, свободный и вольный,
Репетитор - моё призвание!
Не наёмный служака школьный,
Я служитель святилища знания!

Не диктатор и не оратор, -
Добрый друг, приносящий знания, -
Внесистемный администратор,
Вне системы образования.

Каждый день, и в жару и в холод,
Я в забитых маршрутках качу.
Я учу математике город,
Не волшебник, я только учу.

Я учу никогда не сдаваться,
Сомневаться, искать, рассуждать,
Кропотливым трудом добиваться,
Силой разума побеждать,

(Ошибается тот, кто блефует),
Убеждениям верность хранить.
Математика мысль шлифует,
Математика личность гранит!

Я учитель, а это значит,
Проявляя терпенье и такт,
Направляю: "А можно иначе?
Можно сделать свой выбор не так?"

                VII

Ученик и учитель - знак равенства,
Вместе с ним я учусь и учусь.
Мы вдвоём совершаем таинство,
С глазу на глаз, плечом к плечу.

В этом творческом акте познанья
Достижима тогда глубина,
Когда чувствуешь рядом дыханье,
Когда суть человека видна.

Путь познанья даётся непросто,
Но рождает движение в такт,
Человечества гордую поступь -
Человека несмелый шаг.

                VIII

Путь познанья многообразен,
Но закон мирозданья таков:
Мы приходим к Тому, Кто есть базис,
Кто и есть основа основ.

Он по милости бесконечной,
По любви необъятно большой
Человека для жизни вечной
Освятил неприметной душой.

Это хрупкий, звенящий, хрустальный,
Драгоценный невидимый шар.
Пронося через все испытанья,
Мы должны сохранить этот дар.

Мы грешны, значит, каждый - предатель,
Каждый ядом греха повреждён.
Но Учитель, Судья, Врачеватель,
К нам, ко всем обращается Он,

Тот, Чей лик поцелуем означен,
С всепрощением на устах,
Он взывает к нам: "Можно иначе!
Можно сделать свой выбор не так!"

Можно жить, словно сёстры и братья,
Так должно быть, и каждый бы мог,
В гармоничном триумвирате:
Я, душа и всевидящий Бог.

Я в ответе перед Всевышним,
Только ваш бог - жестокий `Молох,
Значит, вы здесь - "четвёртый лишний",
Горемыка-парапсихолог.

И найдёт своё место на свалке,
И осмеяна будет в веках
Архаичная палка-копалка -
Исторический артефакт!


Рецензии
Те, которых мир считает безумцами, в итоге сами посмеются над безумием мира. Вдохновения вам; пишите дальше, не останавливайтесь на достигнутом. Свеча таланта должна разгонять окружающий мрак

Геннадий Нищенко   13.03.2024 20:07     Заявить о нарушении
Геннадий,спасибо за добрые слова.

Ольга Верменская   14.03.2024 20:22   Заявить о нарушении