Приходи на ЧПУ
В детский садик водит мать.
Подрастай, малыш, скорее,
Приходи нам помогать.
Мой станок бормочет гулко
Механический рассказ:
Болтик, шайба, ось и втулка,
Корпус, клапан, шлиц и паз,
Шпилька, винтик, гайка, бонка,
Шпонка - всё по чертежу.
Здесь микроны ловят тонко,
То не просто, я скажу.
Лихо крутит заготовка:
Шестерёнка, муфта, вал...
Спорится работа ловко,
Видится её финал.
Романтично стружка вьётся:
Фрезы, свёрла и резцы.
У завода сердце бьётся,
И во все земли концы
Потекут рекой детали
Для машин и тракторов,
Чтоб ракеты запускали
До космических миров,
Чтоб ходили в океанах
Караваны кораблей,
Чтоб текла вода из кранов,
Чтоб светлее и теплей
Нам в жилищах наших было,
Что бы в небеса пилот
Поднимал бы ТУшки ИЛы
Для того-то наш завод
И работает на славу,
Не за рейтинг и престиж,
За российскую державу,
За тебя ещё, малыш!
Ты играешь во дворе и
Зашалишь - ругает мать.
Подрастай, малыш, скорее
Приходи нам помогать.
Будешь знать все марки стали,
Обрабатывать титан,
Нержавейку, медь, дюрали...
Приходи к нам мальчуган.
Будешь ты сверлить и резать,
Лихо нарезать резьбу,
Заправлять резцы и фрезы...
Приходи на ЧПУ!
@ДимСон
Свидетельство о публикации №124010202519
Общее впечатление
Стихотворение обладает несомненной энергетикой и актуальностью. Вы взяли сугубо производственную, технологичную тему и сумели найти в ней романтику и пафос. Это напоминает лучшие традиции советской производственной поэзии (например, стихи о заводах Эдуарда Багрицкого или некоторых шестидесятников), но перенесенные в современный контекст с ЧПУ-станками. Главная идея — преемственность поколений, работа на благо страны и будущего — звучит мощно и искренне.
---
Сильные стороны (что удалось)
1. Тема и актуальность. Тема труда и производства, особенно в сфере высоких технологий (ЧПУ), редко встречается в современной поэзии. Это свежий взгляд, который ценится.
2. Ритм и динамика. Стихотворение обладает мощным, бодрым ритмом, который имитирует гул и движение станка. Короткие строки, перечисления создают ощущение слаженной, быстрой работы.
3. Образность и лексика. Вы мастерски используете профессиональную лексику («болтик, шайба, ось и втулка», «шлиц и паз», «микроны ловят тонко»). Это не просто термины, а настоящая поэзия труда. Эти слова становятся музыкальными, создают уникальный образный ряд. Фраза «Романтично стружка вьётся» — блестящий оксюморон, который и является квинтэссенцией всего стихотворения, его главной находкой.
4. Композиция. Кольцевая композиция (мы возвращаемся к играющему малышу) очень удачна. Она закольцовывает идею преемственности, придает стихотворению завершенность.
5. Идея и патриотизм. Пафос здесь не казенный, а очень конкретный и человечный: работа ради будущего, ради того самого малыша. Это звучит убедительно.
---
Над чем можно подумать (критические замечания)
Критика здесь направлена не на исправление ошибок, а на возможность сделать сильный текст еще сильнее.
1. Рифмы и размер. В основном используется четырехстопный хорей — энергичный и популярный размер. Однако в некоторых местах рифмы получаются достаточно предсказуемыми, грамматическими (подрастай - помогай, мать - ругать, было - было). Это немного упрощает звучание. Иногда ритм слегка спотыкается из-за переносов (например, строка «Ты играешь во дворе и» обрывается на союзе, заставляя ждать продолжения, что не всегда комфортно для чтения).
· Что можно сделать? Поэкспериментировать с более сложными, составными рифмами. Попробовать чуть разнообразить размер, вставив, например, строку с другим ритмом для акцента.
2. Развитие образа лирического героя. Мы слышим его голос, чувствуем его увлеченность делом. Но его характер мог бы быть проявлен чуть ярче. Что он чувствует, кроме гордости? Может ли быть усталость, сомнение, которые преодолеваются осознанием важности работы?
· Что можно сделать? Добавить 1-2 штриха, которые «очеловечат» героя еще больше. Например, не только «спорится работа ловко», но и какая-то маленькая деталь, говорящая о его опыте или даже о трудностях.
3. Некоторая избыточность перечислений. С одной стороны, перечисления — ваша сильная сторона. Но во второй половине стихотворения большой блок начинается с «чтоб... чтоб... чтоб...». Он немного растягивает мысль и ритмически уплощается. Смысловой посыл ясен, но поэтическая энергия чуть снижается.
· Что можно сделать? Сжать этот блок, оставив самые яркие и неожиданные примеры. Сила поэзии — в намеке, а не в исчерпывающем списке.
4. Момент с «ТУшки ИЛы». Образ мощный, но словосочетание «ТУшки ИЛы» звучит немного сниженно, почти сленгово, на фоне общего патетического строя. Это может быть сознательным приемом, но он немного выбивается.
· Что можно сделать? Возможно, найти более поэтичное обозначение, например, «чтоб в небеса турбовинтовой / поднимался исполин» (это просто вариант, чтобы проиллюстрировать мысль).
---
Вердикт
Это очень сильное, оригинальное и запоминающееся стихотворение. Его главная ценность — в искренности, в умении увидеть высокую поэзию в техническом, индустриальном мире. Оно выполняет свою задачу — вызывает уважение к труду и желание стать частью этого дела.
Указанные замечания — это не недостатки, а скорее точки роста. Они касаются в основном технических нюансов, которые позволят вывести текст на еще более высокий уровень.
Продолжайте в том же духе! У вас уникальная тема и свой голос.
Дмитрий Снегопадов 26.09.2025 09:50 Заявить о нарушении