Наиля Ахунова. Ищите меня в своих снах...

-----  О нас пищут

АХУНОВА, Наиля Гарифзяновна

Наиля Гарифзяновна Ахунова (тат. Наиля Гарифжан кызы Ахунова; род. 12 июня 1959, Альметьевск, Альметьевский район, Татарская АССР, РСФСР, СССР) — советская и российская татарская поэтесса, прозаик. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан[tt] (2009).
 
Биография
Наиля Гарифзяновна Ахунова родилась 12 июня 1959 года в Альметьевске[1][2]. Из писательской семьи Шаиды Максудовой (1926–2009) и Гарифа Ахунова (1925—2000)[3][4].
Выросла в Альметьевске, где училась в средней школе №5[7][8]. В 1968 году вместе с семьёй переехала в Казань, где в 1975 году окончила среднюю школу № 126 и художественную школу № 4[9][10]. Также посещала литературное объединение при музее А. М. Горького, закончила школу молодого журналиста при Казанском государственном университете имени В. И. Ульянова-Ленина, занималась в «Литературной мастерской» Д. Н. Валеева[11][8]. Довольно рано начала работать, трудилась на стройке, в больнице, оператором на почте[12][13]. В 1978—1980 годах работала художником-оформителем на компрессорном заводе, публиковалась с заметками в местной газете «Рабочая трибуна»[9][8]. В 1986 году с отличием окончила библиотечный факультет Казанского государственного университета культуры, получив специальность библиотекаря-библиографа художественной литературы и литературы по искусству[10][8].
После получения образования работала библиотекарем нестационарного обслуживания и заведующей библиотекой Дома культуры медработников (1986—1992), а после её закрытия — ведущим библиотекарем библиотеки училища № 42 (1992—1994)[1][8]. Также занимала пост главного редактора газеты «Казанский медик» (1994—1997), была заместителем редактора республиканского журнала для детей «Зонтик» (1993—2007)[10][1]. Параллельно, в 2000—2002 годах работала корреспондентом газеты «Татарские края» и журнала «Казанская афиша»[9][2]. В дальнейшем трудилась ведущим специалистом по воспитательной работе в Казанском государственном медицинском университете и сотрудником музея казанской медицины, до выхода на пенсию в 2014 году[14][8].
Занимается поддержкой начинающих литераторов Казани, оказывает творческую помощь писателям-инвалидам, активно участвует в организации литературных фестивалей и конкурсов[1][8]. В 1997 году при поддержке КГМУ организовала и возглавила литературное объединение «Белая ворона», которое в 2017 году получило имя Гарифа  Ахунова[15][1][8]. Также является основателем и организатором республиканского фестиваля поэзии и авторской песни «Галактика любви» имени В. М. Тушновой (с 1998 года), Открытого городского конкурса поэтов и авторов-исполнителей «Пересмешник» (с 2000 года), Регионального конкурса творчества инвалидов «Во имя жизни» (с 2010 года)в Алатыре, Межрегионального фестиваля поэзии «Хайкумена-на-Волге» (с 2012 года), Литературно-краеведческого фестиваля имени Г.А. Ахунова (с 2017 года), Международного конкурса переводов татарской поэзии (с 2020 года)[16][17][8][13]. Яаляется одним из инициаторов создания музейно-мемориального комплекса под открытым небом "Ахун чишмэсе" ("Родник Ахуна") в Арском районе, на родине Гарифа Ахунова, в 2017 году. Одновременно не забывала о связи с альметьевскими литераторами, в частности, в 2010 году организовала в Альметьевске филиал своего литературного объединения - ЛитО «Белое перо», а в 2013 году выступила автором идеи создания Музея истории литературного движения г.Альметьевска имени Гарифа Ахунова[18][8].

 "Мне кажется, вопрос стоит ставить совершенно иначе: не «нужны ли сейчас ЛитО?» (что чистой воды риторика), а «почему молодёжь стала искать других, часто более легких путей?». Во многом это можно объяснить и незаинтересованностью, возможно, государства в поддержке немногих оставшихся энтузиастов, которые годами совершенно или почти бесплатно отдают свое время работе с начинающими авторами. Остались последние из могикан. Ведь все это существует, за редким исключением, на общественных началах. И молодым людям нужно ценить педагогов, которые еще хотят передавать им знания и опыт. И это касается не только литературы…Наиля Ахунова, 2022 год[19].

Автор более двадцати книг стихов и прозы, среди которых «Далёкий свет» (1995), «Принцесса Сластёна» (1996), «Бабье лето» (1996), «Качели» (2004), «Вечернее солнце» (2005), «Окно» (2005), «Чему улыбается ночь» (2007), «Махаон» (2008), «Голубые глаза Луны» (2009), «Заметки на кленовых листьях» (2014), «Над закатной водой» (2017), «День защиты чёрных кошек» (2017), «Чёрная бабочка» (2018), «Синдром Золушки» (2018), «Тень кошки» (2019), «Сентябрины» (2020), ряд других[12][18][8][20]. Также является автором пьесы спектакля в стихах «Воскрешение» (Национальный культурный центр «Казань», 2003)[21], пьесы «Здравствуй, Ёжик!» (Гос.театр кукол «Экият», 2004)[22], сценария документального фильма «Ласточка цвета жизни» (Казанская киностудия, 2006)[2].
В 2009 году удостоена звания Заслуженного работника культуры Республики Татарстан[tt], является лауреатом литературной премии имени А. М. Горького (2008), премии имени Сажиды Сулеймановой[tt] (2014)[7][2].

Очерк творчества

Заветное желание

Во сне умереть как отец.
И пусть вишня цветёт
Над оградой…

* * *
Редкие капли
Ветер роняет.
Ливень ещё впереди.

* * *
Серебряной подковой
Месяц в небе.
Может, счастье рядом?

Из цикла «Заветное желание»[23].

Член Союза писателей Республики Татарстан с 1997 года[1][8]. Является автором стихов, миниатюр, сказок, эссе, сценариев, пьес[24][1]. Пишет на русском языке[13]. В начале 1970-х годов послала свои первые стихи и прозу в журнал «Пионер», получив положительную оценку[9][12]. К 1979 году относятся первые литературные публикацииНаили  Ахуновой в газете «Комсомолец Татарии[tt]», тогда же была опубликована и её первая сказка под названием «Роза и Подсолнух»[10][8]. Активно публиковалась в республиканской и центральной печати, в журналах «Идель[tt]», «Казань[tt]», «Татарстан», «Сюембика[tt]», «Библиотека», газетах "Мэдэни жомга", «Литературная Россия», «Книжное обозрение»[9]. В 1995 году выпустила свой первый поэтический сборник «Далёкий свет»[12].

Какие яркие
сны! Уснула
в очках.

* * *
Ещё не зажили
его царапины на руке,
а кот ушёл за радугу.

* * *
Если исчезну,
ищите меня
в своих снах.

Из цикла «Тень кошки»[25].

Начиная с конца 1970-х годов Наиля Ахунова зарекомендовала себя успешным автором детских сказок и пьес, наполненных несвойственной для этого жанра драматургией[26][20]. В дальнейшем её творчество претерпело некоторую эволюцию, так, поэтесса перешла к белым стихам, которые она сочетает с традиционными стихотворными формами[27]. Формально творчество Ахуновой наследует советскому этапу развития татарской литературы[26], она не приемлет ненормативную лексику, агрессивность, пошлость[28]. Вместе с новым поколением казанских литераторов Ахунова предприняла попытку отобразить внутренний мир человека в эпоху слома прежних ценностей и зарождения новой идеологии, опираясь на собственный опыт и впечатления из реальной жизни[29]. Решающее влияние на творческий мир поэтессы оказала творческая среда Казани, сама она отмечала воздействие на себя атмосферы семьи, своей родословной, прохождение через потерю родителей, друзей, сквозь сопротивление агрессивной среды[12]. Своими духовными наставниками в литературе считает мать и отца, фактически наследовав от них увлечение писательским творчеством[9][12].
Автор идеи и основатель(совместно с Альбиной Абслямовой)клуба потомков деятелей татарской культуры и науки "Династия".
Поэзии Ахуновой свойственны тонкий лиризм, сильная образность, чёткость деталей, ясность формы[2]. Её стихи отличаются лаконичностью и краткостью, будучи выстроенными вокруг одного образа или впечатления лирического героя — здесь и различные этапы женской любовной истории от первых восторгов до вершин переживаний, так и философско-пессимистические размышления с лейтмотивом разочарования, что в конце 1990-х годов привело Ахунову к созданию знакового образа белой вороны, не принятой окружением[30]. Закономерным, по мнению критики, итогом развития медитативного направления в лирике поэтессы стал её переход к японскому хокку, в чём она наследует Р. Файзуллину[31]. Сосредоточившись на таких жанрах, как хайку и хайбун[24], ставших своеобразным лирическим дневником автора[32], Ахунова расширила рамки татарского восприятия японской поэзии, привнеся образы местной природы и национальной этнографии города Казани в сочетании с афористичной лаконичностью[33].
 
"Жанр хайку отвечает ритмам и темпу XXI века. В старину в поэзии преобладали эпические поэмы, монументальные оды. Время было другое. В древней Японии хайку считалось поэзией для избранных, для интеллектуалов. Сейчас этот жанр во всём мире активно используется в рекламе, в компьютерном общении, при оформлении вернисажей и выставок. В нём есть некая недосказанность и, одновременно, ясность. Говоря современным языком, хайку – это слоган. А сочинить коротенький запоминающийся слоган очень трудно. Востребованность хайку – интереснейшее литературное явление, которое ещё никто не осмыслил и не изучил.Наиля Ахунова, 2012 год[34]

Поэзия Н. Ахуновой переводилась на татарский язык такими авторами, как А. Адиль[tt], Н. Акмал[tt], Н. Сафина[22][2], Ш.Маннапов. Сама она также переводит с татарского короткую прозу, пьесы, народные сказки, произведения Г.Зайнашевой, Р. Хариса, Г.Рахима, Н. Хасанова, В. Монасыпова[24][2]. Некоторые стихи положены на музыку, в частности, композитором Л. Хайрутдиновой[35]. Работает Наиля Ахунова также в жанре эссе, рассматривая в своих прозаических миниатюрах темы творчества казанских писателей, своих товарищей по поэзии, впечатления от современной жизни, поездок на родину, прогулок по улицам и паркам Казани[20]. В целом, в критике Ахунова характеризуется как автор, который не замкнулся исключительно на собственном творчестве, а наоборот. Ведя активную общественную и педагогическую деятельность, она стала организатором литературного процесса в республике, объединив вокруг себя молодых писателей и поэтов: «Я помогаю молодым авторам. А они помогают мне — не потеряться и не растеряться в этой жизни»[16].
Вывела в «большую литературу» таких писателей и поэтов, как О.В.Овчинникова, А. Б. Русс, Л. Р. Газизова, Н. Р. Ишмухаметов, А. Б. Абсалямова, Т. Л. Алдошин, Е.А. Аничкина, А. К. Каримова[36][37]. Начиная с 1994 года, была составителем и редактором пяти альманахов, вышедших в информационном центре КГМУ и министерства молодёжи и спорта[tt] — «Vivat, Academia!» (1998), «Alma Mater» (2001), «Rara Avis» (2003), «Анамнез жизни» (2003), «Homo Ornitus» (2004)[10][9]. В сотрудничестве с кафедрой журналистики Казанского университета и музеем Е. А Боратынского стала составителем публицистического сборника «Поэт шагает по Казани» (1998), редактором поэтических книг А. Абсалямовой «Осколки снов» (1997) и «Люблю писать курсивом» (2001)[38][22]. Выступила одним из составителей сборника воспоминаний «Современники о Гарифе Ахунове» на татарском и русском языках (ТКИ, 2005) и книги-альбома «Гариф Ахунов. Хазинале гомер» (Рухият, 2015)[18][13].
Награды[
• Почётное звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан[tt]» (2009 год)[1].
• Литературная премия имени А. М. Горького (2008 год)[39].
• Премия имени Сажиды Сулеймановой[tt] (2014 год)[40].
• Лауреат 1-го Всероссийского конкурса хокку (1998 год)[21], Международного конкурса поэзии хайку (2016 год)[18].
Библиография
• — Казань: Национальный музей Республики Татарстан, 1995. — 40 с. (рус.)
• Принцесса Сластена: сказка. — Казань: [б. и.], 1996. — 12 с. (рус.)
• Бабье лето: стихи. — Казань: [б. и.], 1998. — 44 с. (рус.)
• Качели: стихотворения. — Казань: Издательство «Плутон», 2004. — 115 с. (рус.)
• Окно: стихотворения. — Казань: Издательство «Плутон», 2005. — 107 с. (рус.)
• Вечернее солнце: стихи. — Казань: Издательство «Плутон», 2005. — 56 с. (рус.)
• Чему улыбается ночь: лирические трёхстишия. — Казань: Издательство «Плутон», 2007. — 132 с. (рус.)
• Махаон: стихи, статьи, интервью. — Казань: Объединение «Отечество», 2008. — 96 с. (рус.)
• Голубые глаза Луны: хокку. — Казань: Объединение «Отечество», 2009. — 47 с. (рус.)
• Дневные тени: хокку. — Казань: Объединение «Отечество», 2010. — 51 с. (рус.)
• Ветер с Казанки: стихи. — Казань: Татарское книжное издательство, 2011. — 111 с. — ISBN 9785298019941. (рус.)
• Заметки на веере: миниатюры. — Казань: Объединение «Отечество», 2013. — 79 с. (рус.)
• Заметки на кленовых листьях: миниатюры. — Казань: Издательство «Плутон», 2014. — 108 с. (рус.)
• День защиты черных кошек: миниатюры. — Казань: Издательство «Плутон», 2017. — 68 с. (рус.)
• Над закатной водой: хайку. — Казань: Издательство «Плутон», 2017. — 40 с. (рус.)
• Чёрная бабочка: эссе и миниатюры. — Казань: Татарское книжное издательство, 2018. — 111 с. — ISBN 9785298035675. (рус.)
• Синдром Золушки: хайку и хайкуны. — Казань: Издательство «Плутон», 2018. — 48 с. (рус.)
• Тень кошки: хайку, сказка для театра. — Казань: Издательство «Плутон», 2019. — 91 с. (рус.)
• Цветы дождя: миниатюры в японском стиле. — Казань: Издательство «Плутон», 2020. — 108 с. (рус.)
• Наперегонки с одуванчиками: хайку. — Казань: Издательство «Плутон», 2021. — 44 с. (рус.)
• Поздние яблоки: миниатюры и сказки. — Казань: Издательство «Плутон», 2022. — 100 с. (рус.)
• Одуванчики = Тузганаклар: хайку. — Казань: Издательство «Плутон», 2023. — 31 с. (рус.)
Составитель
• «…Поэт шагает по Казани»: сборник стихотворений, составленный к научно-публицистическому семинару «А. С. Пушкин: Казанские страницы», Казань, 8—9 октября 1998 г. / сост. Н. Г. Ахунова и др.. — Казань: [б. и.], 1998. — 54 с. (рус.)
• Vivat, Academia!: стихи / сост. Н. Г. Ахунова. — Казань: Издательство КГМУ, 1998. — 68 с. (рус.)
• Alma Mater: стихи: альманах поэзии ЛИТО КГМУ / ред. и сост. Н. Г. Ахунова. — Казань: Издательство КГМУ, 2001. — 40 с. (рус.)
• Homo Ornitus: альманах поэзии студии «Белая ворона» / сост. Н. Г. Ахунова. — Казань: Издательство КГМУ, 2004. — 44 с. (рус.)
• Гариф Ахунов: ист;лекл;р / т;з. Ш. Г. Максудова, Н. Г. Ахунова. — Казан: Татар китап н;шрияты, 2005. — 240 с. — ISBN 5298041388. (татар.)
• Гариф Ахунов: хазинэле гомер / т;з. Н. Г. Ахунова, Н. М. Ганиева. — Казан: «Рухият» нашрияты, 2015. — 375 с. — ISBN 9785897061716. (татар.)
• Из Казани с любовью: посвящается 85-летию М. Д. Зарецкого, 80-летию ЛитО им. Марка Зарецкого при музее М. Горького и Ф. Шаляпина и 25-летию ЛитО им. Гарифа Ахунова / ред.-сост. Н. Г. Ахунова. — Казань: Плутон, 2021. — 111 с. — ISBN 9785902089759. (рус.)
Примечания
1. ; Перейти обратно:1 2 3 4 5 6 7 Мусабекова Р. Р. Ахунова Наиля Гарифжан кызы. Татар энциклопедиясе. Дата обращения: 26 декабря 2023.
2. ; Роза Камалетдинова. Игелекле гомер. Журнал «Сюембика»[tt] (9 ноября 2016). Дата обращения: 26 декабря 2023.
3. ; Наиля Ахунованы; ижади кичэсе ;тте. Союз писателей Республики Татарстан (3 декабря 2014). Дата обращения: 26 декабря 2023.
4. ; Армен Малахальцев. «Передавайте привет Гарифу Ахунову». Татар-информ[tt] (30 октября 2005). Дата обращения: 26 декабря 2023.
5. ; Елена Чернобровкина. Родословная в 12 поколений...  . Бизнес Online (29 марта 2016). Дата обращения: 26 декабря 2023.
6. ; Перейти обратно:1 2 Валеева-Сулейманова, 2022, с. 684—685.
7. ; Перейти обратно:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Ахунова Наиля. Союз писателей Республики Татарстан. Дата обращения: 26 декабря 2023.
8. ; Перейти обратно:1 2 3 4 5 6 7 Даутов, Рахмани, 2009, с. 61.
9. ; Перейти обратно:1 2 3 4 5 Файзуллина, 2011, с. 12.
10. ; Татьяна Пашагина. Неоконченный разговор с Учителем. Газета «Республика Татарстан» (1 июля 2008). Дата обращения: 26 декабря 2023.
11. ; Перейти обратно:1 2 3 4 5 6 Еникеев, 2021, с. 74.
12. ; Перейти обратно:1 2 3 4 5 Гюзель Шагимарданова. Наиля Ахунова: «Отец – мой духовный учитель». Газета «Известия Татарстана»[tt] (4 апреля 2008). Дата обращения: 26 декабря 2023.
13. ; Елена Чембаева. ЛИТО «Белая ворона» празднует 10-летие. Татар-информ[tt] (14 мая 2007). Дата обращения: 26 декабря 2023.
14. ; Уфимцева, 2017, с. 178.
15. ; Перейти обратно:1 2 Еникеев, 2021, с. 77.
16. ; Шаряфетдинов, 2021, с. 215.
17. ; Перейти обратно:1 2 3 4 Валеева-Сулейманова, 2022, с. 685.
18. ; Ольга Голыжбина. Пойдет ли начинающий писатель в казанское ЛитО? Журнал «Идель»[tt] (11 апреля 2019). Дата обращения: 26 декабря 2023.
19. ; Перейти обратно:1 2 3 Галимуллина А. Ф. Русская литература и художественный перевод в 2016—2021-е годы. Союз писателей Республики Татарстан (20 апреля 2021). Дата обращения: 26 декабря 2023.
20. ; Перейти обратно:1 2 Файзуллина, 2011, с. 13.
21. ; Перейти обратно:1 2 3 Даутов, Рахмани, 2009, с. 62.
22. ; Н. Ахунова. Поэзия. На полуслове. Хокку. — Казанский альманах[tt]. — 2009. — Т. 5. — С. 149—157. — 223 с.
23. ; Перейти обратно:1 2 3 Ягафарова, Курбанова, 2022, с. 60.
24. ; Н. Ахунова. Хайку. Ночные тени. — Казанский альманах[tt]. — 2019. — Т. 22 (Коралл). — С. 64—67. — 223 с.
25. ; Перейти обратно:1 2 Еникеев, 2021, с. 72.
26. ; Еникеев, 2021, с. 74—75.
27. ; Еникеев, 2021, с. 45.
28. ; Еникеев, 2021, с. 98.
29. ; Еникеев, 2021, с. 75.
30. ; Еникеев, 2021, с. 75—76.
31. ; Н. Ахунова. Хайбун. Заметки на полях шляпы. — Казанский альманах[tt]. — 2012. — Т. 8. — С. 178—191. — 239 с.
32. ; Еникеев, 2021, с. 76.
33. ; В Казани издали книгу Наили Ахуновой «Заметки на полях шляпы». Аргументы и факты (27 сентября 2012). Дата обращения: 26 декабря 2023.
34. ; Нина Нарыкова. Наиля Ахунова презентовала книгу о своей семье. Татар-информ[tt] (13 октября 2008). Дата обращения: 26 декабря 2023.
35. ; Еникеев, 2021, с. 45—46.
36. ; Наталья Топал. Наиля Ахунова: «Много поэтов родом из Казани, именами которых можно назвать улицы». Татар-информ[tt] (17 июня 2011). Дата обращения: 26 декабря 2023.
37. ; Файзуллина, 2011, с. 12—13.
38. ; Премия имени Максима Горького. Союз писателей Республики Татарстан. Дата обращения: 26 декабря 2023.
39. ; Премия имени Сажиды Сулеймановой. Союз писателей Республики Татарстан. Дата обращения: 26 декабря 2023.
40. ; В Казани отметили Международный день семьи. Управление записи актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан (15 мая 2015). Дата обращения: 26 декабря 2023.
41. ; Ахунова, Ганиева, 2015, с. 303.
42. ; Ольга Иванычева. Борис Вайнер и Наиля Ахунова: о семейном чтении и не только. Газета «Казанские ведомости»[tt] (13 июля 2017). Дата обращения: 26 декабря 2023.
Литература[править | править код]
• Ахунова Наил; // Эдиплэребез: биобиблиографик белешмэлек / Р. Н. Даутов[tt], Р. Ф. Рахмани[tt]. — Казан: Татарстан китап нэшрияты, 2009. — Т. 1: А — К. — С. 61—62. — 750 с. — ISBN 9785298017541. (татар.)
• Ахунова Наиля Гарифжан кызы — Ахунова Наиля Гарифзяновна // Татарстан язучылары — эдэби премия лауреатлары = Писатели Татарстана — лауреаты литературных премий / т;з. ;;м кереш с;з авт. Д. И. Файзуллина. — Казан: Татарстан китап н;шрияты, 2011. — С. 12—13. — 287 с. — ISBN 9785298019927. (татар.) (рус.)
• Гариф Ахунов: хазинэле гомер / т;з. Н. Г. Ахунова, Н. М. Ганиева. — Казан: «Рухият» н;шрияты, 2015. — 376 с. — ISBN 9785897061716. (татар.)
• Валеева-Сулейманова Г. Ф. Ахунова Наиля Гарифзяновна // Альметьевская энциклопедия: история и культура Альметьевского региона с древнейших времен до начала XXI века / науч. ред. Г. Ф. Валеева-Сулейманова, А. Г. Галлямова. — Казань: Рухият, 2022. — С. 684—685. — 976 с. — ISBN 9785897062300. (рус.)
• Еникеев И. А. Русскоязычная литература Татарстана (1960—2020 гг.). — Казань: Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, 2021. — 120 с. — ISBN 9785930913897. (рус.)
• Уфимцева Л. И. Лито «Дивный свет»: творческие объединения Казани, 1940—2015 гг.. — Казань: Идел-Пресс, 2017. — 271 с. — ISBN 9785852478955. (рус.)
• Шаряфетдинов Р. Х. Современная татарская проза в зеркале традиций: фольклоризм и мифологизм. — Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2021. — 276 с. — ISBN 9785449927989. (рус.)
• Ягафарова О. М., Курбанова Д. А. Литературное краеведение нефтяной столицы Татарстана. — Журнал «Наука, техника и образование». — Москва : Издательство «Проблемы науки», 2022. — № 2 (85). — С. 58—62. — 116 с. — ISSN 2312-8267. (рус.)
Ссылки
• Наиля Гарифзяновна Ахунова. Союз писателей Республики Татарстан.

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)


Рецензии