Возвращение адмиралов

 Барсуков,  получивший флотское образование и воспитание и проходивший службу на кораблях, базировавшихся на Севастополь, прекрасно знал, что во Владимирском соборе покоится прах знаменитых адмиралов, прославившихся и в Наваринском сражении и при обороне Севастополя в 1854-1855 годах  И пусть собор был полуразрушен войной  и стоял с ободранным куполом, моряк был твёрдо уверен в том, что храм отреставрируют, приведут в порядок и адмиралам будет воздано должное.

       Шли годы. Уже исчезли городские руины. На их месте вознеслись новые здания. Город украсили скульптуры Ленина  (1957),  Нахимова (1959), мемориалы в честь героев Великой отечественной войны. Посаженные на комсомольских воскресниках жидкие прутики выросли в роскошные деревья. А Владимирский собор всё ещё находился в руинообразном состоянии, возвышая над городом унылые рёбра купола. Никому до храма не было дела. И только в 1967 году по решению Госстроя УССР (тогда Севастополь входил в состав Украины)  в соборе начались реставрационные работы. К 1973 году собор был восстановлен и передан Музею обороны Севастополя.  Собор освятили в 1991 году. В нём начались службы. Но отдать должное праху знаменитых адмиралов, как мечтал Барсуков, было невозможно. Останки адмиралов в храме отсутствовали. Склеп, где их погребли, был пуст.

         В царское время где только не хаживали русские моряки. И в кругосветки ходили, и                проливы находили, и Антарктиды открывали… А в 1827 году Черноморский флот оказался в Ионическом море. Он совместно с английской и французской эскадрами напал на турок, флот которых стоял в Наваринской бухте (западное побережье полуострова Пелопонес).   Тогда у Европы душа болела за свободу греков от турецкого владычества.

        Морское сражение началось утром 20 октября и длилось около  четырёх часов. Турки были разгромлены. Они потерял 50 кораблей и несколько тысяч убитых и раненых. Союзники не потеряли ни одного корабля. Их потери составили 181 убитый и 462 раненых. Но не это было интересно для Барсукова, а интересно было то, что на одном корабле, а именно на 74-пушечном линейном корабле «Азов», собрались четыре будущих знаменитых адмирала:

Капитан первого ранга   Михаил Петрович  Лазарев, командир корабля,
Лейтенант  Павел Степанович Нахимов,
Мичман Владимир Алексеевич Корнилов,
гардемарин Владимир Иванович Истомин.

   Но больше всего  его потряс тот факт, что и после смерти эти адмиралы были вместе. Их всех похоронили в склепе во Владимирском соборе в Севастополе.  И не в соборе вовсе, а на территории будущего собора, который к 1954 году был  возведён не более чем на один метр. Строительство храма было закончено лишь в 1888 голу.

        Первым в 1851году там был погребён адмирал Лазарев,  командующий
Черноморским флотом. Затем, в 1854 году – вице-адмирал Корнилов,  фактический командующий Черноморским флотом.  Он погиб на Малаховом кургане 5 октября 1854 года во время первой бомбардировки Севастополя.  В 1855 году к нему присоединился контр-адмирал Истомин, возглавлявший оборону Малахова кургана. Ему 7 марта 1855 года  ядром оторвало голову.   В ногах адмиралов был похоронен адмирал  Нахимов. Он 28 июня получил на Малаховом кургане смертельное пулевое ранение.

          Владимирски собор действовал до 1931 года,  а  в 1931 власти закрыли его и здание передали ОСОАВИАХИМу под авиамоторные мастерские. В этом же году произошёл разгром адмиральской усыпальницы.  Коммунисты-активисты в рамках борьбы с  «увековечением в памяти каких бы то ни было лиц, принадлежащих членам низверженной народом династии и ее приспешников»  вскрыли адмиральское захоронение, гробы  и останки выбросили и уничтожили, склеп засыпали землёй и мусором.

          Для сотрудников Музея обороны Севастополя загадкой являлось содержание адмиральского склепа. Чтобы разрешить загадку было принято решение о вскрытии склепа. Летом 1991 года комиссия во главе с директором музея И.Ю. Мазепова, в которую помимо севастопольцев входили и сотрудники ленинградского института Ленпроектрестоврация, вскрыла склеп. 

         Шесть Камазов мусора вывезли из склепа. На дне его обнаружили несколько досок от гроба и 70 костных фрагментов.  Было решено отправить костные останки в Ленинград на экспертизу., о чём свидетельствует следующая справка:: "Разрешается научному сотруднику института "Ленпроектреставрация" тов. Малкиель И.К. вывоз антропологического материала (кости – 70 фрагментов) из г. Севастополя в г. Ленинград для антропологического обследования и проведения научной экспертизы". Фрагменты увезли, но в стране началась рыночная вакхканалия и всем стало не до костей. Со временем о них и вовсе забыли. 

      Об адмиральских останках обеспокоились не власти Севастополя, не черноморское флотское начальство, не московские адмиралы. Тревогу  в августе 1991 года  забил  писатель и исследователь, офицер флота Борис Каржавин, который, случайно находясь в Севастополе , узнал о том, что  из Владимирского собора-усыпальницы великих русских адмиралов в Санкт-Петербург увезены останки адмиралов Михаила Петровича Лазарева, Владимира Алексеевича Корнилова, Павла Степановича Нахимова и Владимира Ивановича Истомина.  Благодаря стараниям Коржавина, адмиральские кости, к счастью,  нашлись.   Они в коробке из под фруктов хранились в кладовке коммунальной квартиры, куда их поместил сотрудник института, а сам уехал на Восток в многомесячную экспедицию.

         Когда из газетных публикаций стало известно об обнаружении адмиральских останков, к Главкому ВМФ России адмиралу флота  В.Н. Чернавину  20 января 1002 года от имени 18 потомков адмирала Истомина обратился его правнук Олег Игоревич Филимонов с просьбой о захоронении  адмиралов в Севастополе во Владимрском соборе.  В феврале такое решение было принято.

            29 февраля 1992 г. состоялось перезахоронение праха четырех великих русских адмиралов. Гробы, покрытые Андреевским флагом, доставили на Апполонову пристань, где они были установлены на корму тральщика, который обошёл все корабли, стоявшие в Севастопольской бухте, после чего их привезли во Владимирский собор. После панихиды в присутствии командующего Черноморским флотом адмирала И.С. Касатонова прах адмиралов был опущен в склеп


Рецензии