Песню, дорогой, бери с собой!

Когда слушаю песни, слушаю слова. Заметил, что, как мне показалось, вот вчера на России 1 в Голубом огоньке по крайней мере до 4-5 утра песни были с положительным контекстом, когда думают, желают и поют о хорошем, и в итоге такое приятное расслабление в мозгах, отдохнули они, а я с ними заодно. При этом я уже не помню, о чем пели, если честно. Склероз нельзя ввлечить  о нем иожно только забыть. А бывает так, что, вроде, отличная песня, очень популярная и любимая, о хорошем, но в каких-то важных моментах построена на обозначении плюсов через жесткое отрицание плохого, и если вникать, то как минимум удивишься.

Вспомним песни о песнях для баланса, причем не обязательно из звучавших в эти дни.

Например, к первой группе я бы отнес такие еще советские:

1) "Я хочу, чтобы песня звучала, чтоб вином наполнялся бокал, чтоб друг другу мы все пожелали, то, что я вам сейчас пожелал" - Хочу добра, изобилия, и чтобы всем было хорошо, и чтобы все относились друг к другу по-доброму.

2) Катюша. "Выходила, песню заводила про степного сизого орла, про того, которого любила, про того, чьи письма берегла!" - Любовь, явная, яркая, без сомнений (о, я отрицанул сомнения, заметьте..)

3) "А песни довольно одной, чтоб только о доме в ней пелось" - Пусть даже и одна, а и с нею нам будет хорошо, потому что она о том, что мы ценим - о доме, а не о его отсутствии.

А вот вторая группа, тоже еще из советских. Современные даже вспоминать не хочу, кроме хабибовской малинки )) Во второй группе не просто есть отрицание для баланса, но оно помещено в критически важные точки текста:

1) "Этот закон давно известен: НЕ интересен мир без песен... ...Проснись и пой, проснись и пой, попробуй в жизни хоть раз НЕ выпускать улыбку из открытых глаз" - У тебя психологические проблемы, Юстас, ты все время тухнешь, слабовольная редиска. ))

2) Или: "песне ты НЕ скажешь "до саиданья", песня НЕ прощается с тобой" - Два куплета из трех были о хорошем, и тут этот припев. Может, она бы и хотела с тобой попрощаться, да не дадим. )) И "оттудова" же, но уже из последнего куплета: "Тот, кто песни петь и слушать НЕ умеет, тот НЕ будет счастлив никогда!" - Жестковато, по-моему. Гляди, пожалеешь, что родился. ))

Есть еще третья группа, балансирующая:

1) Нам песня строить и жить помогает!.. И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде НЕ пропадет" - Такой отличный инструмент - песня. Но почему такой, все равно объясняется через минуса.

А все же, возьмем Шамана, две песни о русских. Сравните:

"Я вдыхаю этот воздух, Солнце в небе смотрит на меня!... Надо мной летает вольный ветер - он такой же, как и я... Я - русский, я иду до конца!... И мне повезло!" - В этой песне есть где-то отрицание "и меня НЕ сломать", но оно и не в критической точке, и не балансирует, поэтому я отнес ее к первой группе.

и

""Самый русский хит про мою грустную душу, и сердце пусть болит за тех кого я НЕ брошу. Такой я человек - НЕ прячу совесть под кожей..." - Согласен, то же настроение через фразу "у меня есть совесть" или "я готов помогать" сложно передать. Но факт: суть добра через отрицание зла.

И вот думаю.

Свет не отличить от тьмы, если не знать о сути тьмы. Но ходим ли мы каждую минуту к выключателю  чтобы выключить свет, увидеть тьму, потом включить свет и сказать: "Да, в горнице моей сейчас светло". Вряд ли. Мы сравниваем, конечно, но цель при включении света - свет. Поэтому мы заранее выбираем качественные лампы.

В сфере делии эмоций тоже есть свнт и тьма. Отрицание плохого для достижения хорошего, видимо, это часть нашей культуры, менталитета. И это признак развитого национального критического мышления. На дистанции истории способность народа и его лидеров противопоставлять плохому хорошее, четко отделяя добро от зла - отличное качество, которое проявляется то в песнях, то в законодательстве, Конституции и реальных действиях на мировой арене.

При этом, мне кажется, что нам нужно было раньше и нужно сейчас и в будущем уделять больше внимания определению того, чего мы хотим получить в итоге.

И если сконцентрироваться лишь на песнях, то, с учетом того, что песня - это психологический инструмент, средство воспитания, создания у слушателей нейросетей, фиксации соответствующего настроя и настроения, надо учиться вносить больше положительных целей и определений в кульминационные моменты песен, а если уж нужно выдать противопоставление злу, то если сама борьба против него - не предмет песни, то стоит оставлять ему лишь второй план. Тогда людям будет сильнее хотеться жить не только от того, что ритм забойный, а важное для души слово встречается многократно, но и от всего смысла, заложенного в текст песни.

К примеру, проиграла ли бы песня "Песня остается с человеком", если бы третий куплет со словами

"Тот, кто песни петь и слушать НЕ умеет, тот НЕ будет счастлив никогда!",

а потом и припев звучали бы так:

"В лютый холод песня нас с тобой согреет,
В жаркий полдень будет как вода.
Тот, кто в сердце с яркой песней жить умеет,
Будет здрав сегодня и всегда!

Через годы, через расстоянья
На любой дороге, в стороне любой
С песней приходите на свиданья,
Песню, дорогой, бери с собой!"

Это сырой вариант: "вы" и "ты" - неправильно. Но уверен, можно бы было придумать еще лучше.


Рецензии