песенная поэзия

  Когда-то давным-давно нашему пращуру стало невыносимо жить, неее наоборот, стало невыносимо легко жить.. То есть не совсем невыносимо, а как-то через чур тоскливо, хмм или наоборот, невероятно хорошо и радостно. Самки горестно вздыхали по матриархату и рисовали картины, кстати, уже учеными доказано, что две трети наскальных рисунков, сделано женщинами, а вот выть на луну от невыносимой тоски вечером начали мужики, ну природного спиртного не хватало или еще чего, это не доказано, но подразумевается. В принципе, первые сочетания звуков были ритуальными. Боевая песня, шаманское камлание, повизгивание и подхрюкивание, не суть. Главное другое.
Человек спел первую песню.
   Что вроде “вувувувувувувувувввувувввввууууувввввууувоооооовооооооо” и повторял эти созвучия множество раз неосознанно. Магическую, боевую, грустную, неважно. Важно другое. Мамонт валялся рядом, самки увлеченно рисовали на стенах, а он стоял и поставив на голову мамонта ногу, увлеченно выл, одновременно что-то созвучно выкрикивая, в перерывах своего воя. Так и родилась первая на свете песня товарищи. Музыка интернациональна, она не несет смысла, она одинаково воспринимается любыми народами мира. А вот слова, это уже другой вопрос. Языков множество, и иностранные песни нам нравятся в основном благодаря созвучиям (фонетическому или по звучанию слов)  плюс музыка. Только так и никак иначе. Что первично и вторично в песне, неизвестно точно, иногда текст, стихотворение, иногда музыка. Главное другое. Самкам понравился вой самца, и они завыли ему в унисон. Видимо так родилось хоровое пение. История умалчивает о хоровых продолжениях этих песнопений. Итак:
А в принципе, первые песни-гимны в истории человечества пелись именно в религиозных обрядах. Но первый был именно он. Самец у головы мамонта. Он выл песнь-победу своим богам, смотрел в небо и выл. Потом выл, когда ему было грустно, часто выл от наскальных рисунков, от ужаса. И это тоже не важно. Главное то, что его вой несся по просторам матушки Земли и его подхватывали и подхватывали различные народы. Так появлялись гимны. Вот с этого момента поподробнее:
   Слово « гимн » происходит от греческого hymnos, то есть песнь в честь божества, а божеств у древних греков было непередаваемое количество. Сейчас   гимн уже  – хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение даже и без слов. Гимны  имеют древнюю  историю .  Первые   гимны  появились в Древнем Египте и Месопотамии, но суть нашего рассказа не об этом и не о истории возникновения поэзии вообще. Мы говорим о песенной поэзии. То есть о словах с созвучиями произнесенными, спетыми под мелодию.
Так вот первыми были религиозные гимны. Это уже потом появилось великое множество песенных направлений. И в конце концов по миру прокатилась “попса”. Да товарищи, от того самого некультурного слова, шучу конечно, но суть практически перешла к нему. Можно спорить и не спорить, о песенных жанрах, мы говорим о песенной поэзии в России.
  Первые  церковные  гимны  на Русь пришли из Визан¬тии. Князь Владимир, крестившийся в Корсуни, привез оттуда с собой и певцов, которых ему прислали византийский император и Константино¬польский патриарх. Как и в Византии, на Руси были известны церковные песнопения различных видов. Наиболее известны акафисты и кондаки (славословия в честь святых), богородичные песни (в честь Богородицы). Мелодии древнерусского церковного пения в  первые  века существова¬ния христианства на Руси также были заимствованы из Византии. 
Но суть не в этом, народ всегда разбирался в словах и собирал кирпичики лексики по-своему. Обычные окающие песни божествам дошедшие из языческих песен древних славян, смешивались с церковными гимнами в России и превращались во что угодно, но в основном самая распространенная форма начиная с семнадцатого века для дворян – романс, для народа- частушка. Эхх.. а ведь и классики ей не брезговали. Не буду углубляться и в классическую музыку и оперу, мы говорим о песне товарищи.
Например, романс “Утро туманное, утро седое”, написал Тургенев. Он самый друзья товарищи.
  Но суть то тоже не в этом, суть в том, что песенная техника и началась с воя пращура. Вой в принципе повторение звуков. Созвучие на созвучие. Если вы добавите к созвучиям слов немного смыла, музыки, тогда и получится песня.
Но, получится ли она хорошей? Совсем не обязательно. Даже, скорее всего если она не будет как у Высоцкого или Окуджавы пронизана созвучиями, то есть почти полностью прорифмована.  Совсем не обязательно.
Кстати романсы из стихотворений классиков и Золотого века и Серебряного русской поэзии великое множество. Начиная от Пушкина и заканчивая Мандельштамом. “ведь мы все встречали и “чудное мгновение” и “изучали “науку расставаний”.
  Хит у Вертинского был “сероглазый король” Ахматовой.
  Или в чем гениальность Есенина? Он ничего нового в поэзии не написал, но он именно гений фоники товарищи. Он набрал, по новому, всем знакомые ноты народных песен.
  Даже Пастернак к концу жизни и то написал “МЕЛО МЕЛО по ВСЕей земЛЕ во ВСЕ предЕЛы.. одни созвучия в одной строфе.
  Примеры можно приводить до бесконечности, но поговорим о технике. Именно песенной, а не поэтической технике. Технике песенной поэзии.
Чтобы написать хорошую песню желательно знать и законы версификации, хорошо владеть языком, иметь обширные знания и словарный запас, чувствовать созвучия, уметь набрать мотивы близкие народу, да любому человеку в принципе. Да вообще, очень много всего требуется. С помощью голоса конечно можно вытянуть рваный ритм. Но товарищи? Но.
С помощью голоса плохой текст не заиграет, не станет песенкой.
“в лесу родилась елочка” хит всех времен и народов, например.
Так там тоже одни созвучия товарищи. Созвучие на созвучие и созвучием погоняет.
  Дело еще и в том, что далеко не любые слова напевны. Очень многие спеть почти невозможно. В основном в песне применяются слова, в которых много гласных и “простые по значению” чаще всего и не особо длинные. Почему?
Да просто потому, что слово “конституция” прости Господи, не особо то и споешь, а вот “путана” запросто.  В русском языке всего десять гласных букв. Увы. Легче поются именно гласные звуки. То есть, товарищи, поются легче какие?  Гласные звуки, которые по-другому называют «ртораскрывателями», а согласные – «ртосмыкателями» Мычать тоже можно, но не всегда это интересно слушателю.
И вот эти хитросплетения звуков, созвучий, лучше я объясню на примере “хорошей песни”.

  Вот  простой пример, даже авторов приводить не буду, все знают одну из лучших песен написанных про военное время. Но в ней есть настоящая тайна поэзии. А техника? Хмм тут другая техника, с точки зрения поэтической техники и версификационного мастерства, песня сделана из рук вон плохо. С точки зрения созвучий и внутренней рифмы – просто отлично. Гениально.

мНЕ КАЖЕтся ПОРОЮ, что солДАТы
С кРОВАвых не ПРИШЕдШИе ПОЛЕЙ
НЕ в зЕмЛю наШУ ПОЛЕгЛИ КОГДАТо
А ПРЕВРАтиЛИСЬ в беЛЫХ жуРАвЛЕЙ
Видите сколько совпадений звуков в словах?
Если брать версификационную технику, то это катрен ПЛОХ.. точно плох товарищи. От слов паразитов (типа НАШИ, до ужасных инверсий))
“Не в” и так далее, так далее, так далее.
Поясню – даже кРОВАвых и пРЕВРАтились – практически приближенная или асонансная рифма.
Созвучные слова по сути. Например Шершеневич любил баловаться такими созвучиями и вообще использовал их как рифмы.
То есть товарищи, кроме смысла, в катрене зарифмовано практически все перекрестной внутренней рифмовкой на ассонансных и приблизительных рифмах.
Попробуйте так написать? Созвучно, осмысленно, красиво, просто, понятно, интересно, без пафосу, метафорично, легко, трогающее, так, чтобы в сердце отозвалось?
  Легко думаете? Нет, очень нелегко. Половина таких песен тяжелая работа или талант, возможны все варианты составления или придумывания текста.
Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Добавлю последнее, я хорошо помню слова Бродского, после смерти Высоцкого:
“Ушел поэт, настоящий поэт, я всю жизнь считал, что песенная поэзия ерунда, разминка для поэта, и только к концу жизни понял, что хороший песенный текст – тяжелая и кропотливая работа”.
Я бы добавил, еще и талант. Некоторым от рождения дана удивительная созвучность слов. Человек говорит, а кажется, что он поет.
Вот так вот товарищи.
С Крещением однако.

  автор не претендует на абсолютность своего мнения, и будет рад интересным дополнениям.
 «Простота – это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности…» Жорж Санд


Рецензии
Вам бы с трибуны лекции читать)
Написано легко и понятно, с юмором, что очень ценно в наше время. Я тоже думаю, что хороший песенный текст непросто создать. И не каждое, даже очень хорошее, стихотворение можно спеть.
А поставьте ваш песенный текст, интересно же)

Елена Бородина 13   13.01.2024 18:10     Заявить о нарушении
Ох Елена , уже все это настолько хммм старое, старое
Даже Бродский под конец жизни, признал стихи Высоцкого.
Сказал умер поэт
Ну а я обещал своим друзьям . Я вам напишу в личку что мое пели 😀
Но уже тоже все кажется ерундой
На самом деле.

Алексей Рудов 69   13.01.2024 18:49   Заявить о нарушении
Написал 😀

Алексей Рудов 69   13.01.2024 18:53   Заявить о нарушении
Ну сегодня бывают у реперов неплохие
И они немного другие уже

Вот мне нравилось баста
————
Медленно плывут автомобили
Или сели на мель пробки на мили
Мобила лениво пропускает звонки
По нужным номерам, увы — длинные гудки
Близость раскрывает тайны чужих душ
Кто знает мои — ответь, прошу
Глушит городской шум — я задыхаюсь
Лечу слабость, укутываясь в парус
Они не знают меня — я научился скрывать
Себя от глаз, открытость открывает тетрадь
Муза, устав от перегрузок,
Выдаёт вместо ярких узоров юзанный мусор
Когда нет сил быть стойким
Когда всё, что строил, стало руинами, осколками
Когда плевать на то, что там за окнами
И хочется бежать от всего — но ничего не происходит
Тот, кто может помочь — вне зоны доступа
Я в центре мегаполиса, как на краю пропасти
И хочется закричать всему вопреки
Спаси меня — мне не встать без твоей руки!
Обернись, мне не встать без твоей руки
Не услышать биение сердца
Обернись, мне не встать без твоей руки
На холодных ветрах не согреться
Обернись…
Среди миллионов людей совсем один
Ночи перетекают в дни, меняя календари
Вместо того, чтобы помочь тому, кто влип
Проходим мимо, спрятав себя под грим
Лабиринт загоняет людей в тупик
Городская тоска в отсеках пирамид из бетонных плит
Всё это как хорошо смонтированный клип
Финал очевиден, но ничего не изменить
Разместив в сети аватар и забавный ник
Моделируется параллельный иллюзорный мир
Он, затупив, вечером не вышел в эфир
Она, вспылив, удалила себя, нажав delete
Всё это как полотна Сальвадора Дали
Ищешь ответы снаружи, но ответы внутри
Некого в этом винить — безумный трип
Ждешь, что кто-нибудь позвонит и спросит:
Ну как ты, старик?
Мимо людей, мимо витрин в пыли
Мимо того, кто так же одинок, как и ты
Суметь услышать сдавленный крик:
Обернись, мне не встать без твоей руки
Обернись, мне не встать без твоей руки
Не услышать биение сердца
Обернись, мне не встать без твоей руки
На холодных ветрах не согреться
Шумные улицы, тесные города
Небо обуглится, скроется в никуда
Шумные улицы, время в большой цене
Небо обуглится, сдавит виски сильней
Обернись…
Обернись, мне не встать без твоей руки
Не услышать биение сердца
Обернись, мне не встать без твоей руки
На холодных ветрах не согреться
Обернись…
—-//
Все-таки это стихи

Алексей Рудов 69   13.01.2024 19:24   Заявить о нарушении
П я в основном романсы писал

Алексей Рудов 69   13.01.2024 19:27   Заявить о нарушении
А вот вам мой , читала группа плин
Не помню название 😀

Алексей Рудов 69   13.01.2024 19:32   Заявить о нарушении
я моделирую бесконечность и посылаю ее в пространство собственной памяти, два перекрученных колечка, два перекрученных рисунка или орнамента. где-то в моих бредовых видениях скрыта твоя отправная точка, точка вины, ее держат стены, стены глаголов и многоточий. Ты или я собираем плоскости, тонкие линии слов, эмоций, это мозаика снов и роста, произрастания. карты, лоции звездного неба и гороскопов, сочетания двух бесконечностей в символах, образах, фотокопиях, прямо оттуда, прямо из Млечного.
ты моделируешь бесконечность и отправляешь ее электронно, смайлы, колечки, спираль из сердечек, все происходит почти синхронно, все происходит и происходит, изображения плавно меняются: в кадрах - мгновенно одето модно, движется тело в изгибах танца, плавает в жарких морях, акваториях. ты ихтиандровоперламутровая. ты моделируешь мне историю. я перекручиваю память утром.
и моделирование бесконечности вдруг переходит опять в многомерность. плоскость растет, расширяясь вечно и растворяется в измерениях. зеркало памяти кадрами полнится и разрастется в символ вечности. стоп -
это просто опять бессонница, время нас топит, оно не лечит.
но моделирование продолжается - линии скручиваются в объемы: круглых миров, миров движения в линиях вечности, где мы, кто мы?

Алексей Рудов 69   13.01.2024 19:32   Заявить о нарушении