Могилы живым во Франции

Это было целым открытием, сопровождающимся шоком и смехом.
Наша новая жизнь во Франции была разнообразна и удивительна, причём не всегда в хорошем смысле.
Начинать жизнь с нуля в чужой стране, о которой ты знал и судил только по книжкам и по фильмам, дело не простое.
Устроился мой муж подрабатывать к одной бабушке француженке. Добрая душа, порядочная, с хорошим чувством юмора для своих 72 лет и хозяйственная.
Хозяйственная от слова "всё в хозяйстве пригодится", ничего не должно пропасть даром. Поэтому дом был завален массой вещей, которые просто просились на свалку : непомерное количество сломанных настенных часов, поломанных бритв мужа ( коллекция, собранная за всю жизнь). А также сумок, ночных рубашек и прочей домашней утвари...
Изначально, пригласила она моего мужа для работы в саду. Обрезать розы, да кусты, обкопать, вобщем подготовить сад к зиме.
Муж выполнил всю работу, работник ей пришёлся по душе и тут бабушка подумала, что отпускать ей его совсем не хочется. И предложила она ему покрасить стены в коридоре дома.
Покрасил.
Затем она спросила, а смог бы он сделать ремонт в спальне, а потом в ванной комнате, а потом, а потом и на ближайшие полгода, как оказалось муж был работой обеспечен, а мы значит хлебом насущным.
Частенько бабушка мне звонила, справлялась о наших делах. Я на страшно ломанном французском пыталась ей что-то объяснять, а она пыталась что то  понять из моих нечленораздельных звуков.
Частенько она нам передавала баночку супа как гуманитарную помощь. К сожалению, кулинария была не её конёк, но от души это точно. Суп обычно состоял из вареного лука порея, каких то зелёных растений и доброй порции уксуса.
Уксус у неё входил во все блюда, поэтому шансов попробовать что нибудь другое, кроме уксуса не было.
Вобщем, подружились мы.
Когда все ремонты завершились, а она понимала, что нам очень трудно с двумя детьми выстоять на нелегальном положении, наша добрая душа делала вид, что ей то срочно надо отремонтировать старую бритву мужа, которая ещё Наполеона видела, то зашить старую сумку, завалявшуюся в сарае или починить другую старую рухлядь.
На самом деле ей очень хотелось нам помочь, но она не хотела унижать нас простым предложением денег, а делала всё, чтобы мы чувствовали, что эти деньги были заработаны и мы не испытывали угрызений совести и чувство "должников" до конца жизни.
И вот однажды наша бабушка говорит моему мужу " Пойдём ка на кладбище, поможешь мне мою могилку убрать".
Ну, мой муж понимал по французски ещё хуже, чем я и решил, что он просто не правильно понял сказанную фразу.
Видимо, решил он, надо прибрать могилки родственников. И спокойно согласился.
Она по дороге рассказывала, что за "свою могилу" она платит муниципалитету 3 000 евро в год, но зато она спокойна, она "застолбила" себе место на этом и на том свете.
Пришли на кладбище... Подходят к указанной могиле и бабушка говорит "Всё, пришли, это здесь". У моего мужа случился столбняк. Смотрит он, стоит себе гранитный памятник с плитой, на граните выгравирован портрет рядом стоящей живой бабушки, ниже дата рождения и тире, а на плите красивая кованая табличка "Дорогой маме и бабушке от детей и внуков".
Шок !
После всех наших примет, суеверий, ритуалов и традиций, от которых мы конечно же ещё не отвыкли (да и возможно ли это?), в голове произошла революция. Муж на какое то мгновение уже не был уверен, что рядом с ним стоит живая бабушка. А она подбадривает : " Давай, не бойся, нам надо управиться до темноты".
Да, уж... Действительно очень желательно управиться до темноты и желательно успеть ещё накатить сто грамм за здоровье бабушки и для лечения нервов.
По ходу уборки могилки, бабушка ему показывала направо и налево на разные другие такие подобные... Так что, если вы думаете, что это исключение из правил или что у бабушки проблемы с головой, то вы ошибаетесь. Могилку её мужа, который был жив здоров и любил пропустить бокальчик вина с моим супругом тоже убрали. А как иначе ?
Так мы начали "интегрироваться" в европейское общество.
А учитывая, что в Париже продуктовые  пайки и горячий суп для эмигрантов, за которыми выстраивались огромные очереди, раздавали почему то под воротами огромного городского кладбища, Пэр Лашес, где нашли свой покой все знаменитые и выдающиеся личности Франции, то мы поняли , что интеграция начинается с того света, чтобы найти своё место на этом.
К слову сказать, прошло более 20 лет, бабушка жива здорова, ей уже 95 лет, мы с ней дружим до сих пор и на могилке её так и остаётся надпись даты рождения и тире...
Так что наша бабушка, которая уже стала просто родной, живее всех живых.
И Дай Бог пусть так и будет ещё долго !

25 12 2023


Рецензии