Шуберт. Симфония N8. Неоконченная. Впервые. Автор

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA


Ф. Шуберт. Симфония N8 (Соч. DV 759). Си минор (1822, осень). Неоконченная

Введение
Первая часть. Allegro moderato
Вторая часть. Andante con moto
Финал.  Финал Симфонии N3, ре мажор - Presto vivace [1]

Введение
Не умерла ещё надежда,
И неокончен жизни путь.
Не будет он таким, как прежде,
И прошлое не повернуть,

Но всё же есть на свете радость.
Она зовётся словом жизнь.
Звучит в ней счастия бравада 
И вдохновение любви.

...Всё начиналось романтично,
Под рокотание басов,
Стремящихся задвинуть личность
И медью заглушить звук слов.

Борьба с реалиями жизни
Вела к конфликтам. И душе
Пришлось сражаться светом мысли,
Паря на низком вираже,

Чтоб утвердиться в мирозданье
И водрузить свои мечты
И личные переживанья
На светлый романтичный пик.

Но неокончен путь у песни,
Поющей с грустью о былом.
Не стало счастие беспечно
Вести к победам лиру слов.

Всё ж тема есть и для финала.
Созвучье романтичных лир
Поёт в симфонии о главном -
О невозможности любви.

Что остаётся в свете? Радость.
Она зовётся словом жизнь.
Звучит в ней счастия бравада 
И вдохновение любви.


Первая часть. Allegro moderato
Прозрачны средние регистры.
Их романтический мотив
На фоне быстрого оркестра
Несёт лиричный колорит

Симфонии, чей дух великий
Готов от смерти защищать.
Аккордов грозовые рыки
Готовы в смерч перерастать,

Когда бы не мотив мелодий.
Красивый, элегичный тон
В неведомый мир чувств уводит.
Серьёзен драматичный фон.

Тревожность в звуках нарастает
До громких, резких, громовых.
И постепенно затихает.
И вновь басовый слышен рык

Тромбонов медных, труб конфликтных.
Громоподобный глас ревёт.
Ему ответ приносят скрипки.
В регистрах верхних звук течёт

И убаюкивает споры.
Интимность поэтичных чувств
Мотивом чувственным восходит.
Неся задумчивую грусть,

Спокойно развивает тему.
Глубокий, мелодичный глас
Переживает отношенья
И повторяет свой рассказ,

Которому мешают трубы.
Пассажи резкие, их ор,
Вторгаясь в жизнь, в басы уходят.
Их долгий слышится аккорд.

И вслед за ним всплеск тихой грусти.
Он набирает высоту.
Печаль задумчивая чувства
Не верит в лёгкую судьбу.

Желанья страстные томятся.
Их глубины не передать. 
Серьёзно ожиданье счастья,
Что довелось уму познать.

Трагичны и печальны звуки.
Кручинясь, грустну песнь поют.
Обречены судьбой на муки
И ничего уже не ждут

От этой драматичной жизни.
Звучит страдальческий аккорд.
И безысходность горьких мыслей
Несёт истории укор.


Вторая часть. Andante con moto
Велико призрачное небо.
Красив и ясен горизонт.
Мотив с медлительною негой
И всплесками спокойных волн

Течёт в регистрах величавых.
Поёт с достоинством душа,
Познавшая истоки славы
И кисть лиричную творца.

Меланхоличные картины
Пред взором пламенным встают.
В них романтичность дум невинных
Несёт сознанию уют.

Светло, возвышенно, широко
Звучит задумчиво печаль.
Одолевая грусть тревоги,
Взгляд устремляет ясный вдаль, -

В мир созерцаемых желаний.
Душевные смятенья лет
Оставили переживанья.
Всё одолимо средь побед.

Кисть поэтичная выводит
Свой изумительнейший звук,
Который с чувствами природы
Способен мир перевернуть.

Певучи светлые мотивы.
Их безответна красота.
Чудесных красок переливы
Уносят чувства в небеса

И в дымке кроткой угасают,
В душе оставив ясный след,
Воспоминаньям воскрешая
Глубины лир во цвете лет.

[1] В 1824 г. любительскому музыкальному обществу в Граце, которому и была посвящена симфония, Шуберт представил две её части. В 1865 г. симфония впервые была исполнена на концерте венским дирижёром Иоганном Хербеком. Вместо отсутствующей части и финала прозвучала финальная часть из Третьей симфонии Шуберта ре мажор - Presto vivace.

СС: Ф. Шуберт. Симфония N3. В: МЕЙЕРХОЛЬД Тася. Поэзия. Книга 24. КАК УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ. - Краснодар: Изд-во ‘Елена КОРДИКОВА’, 2022; 336c.; 58 илл.
Tasya MEIERHOLD. Poesy. Book 24. HOW TO MANAGE PEOPLE. - Krasnodar: Publishing House ‘Elena KORDIKOVA’, 2022; 336p.; 58 figs.

24.11.2023. Krasnodar
F. Schubert / Ye. Mravinsky. Symphony N8. Unvollendete. Full Orchestra. TV Channel “Culture”


Рецензии