Смерть

"Я твоя Смеееерть, лечу к тебееее
На самом резвом Скакуне
Тебе решила я помочь,
Как завершить твой день и ночь...
Ты спишь? Малыш, или не спишь?
Не умер хоть? Ведь я пришла
С порога сразу и сюда
И не поила жеребца...
Ты все страдал, и пел, и пил,
Меня с надеждою просил
Скорей забрать тебя с венца -
Не видел счастья ты лица.
Зачем ты выбрал Жизни Смерть?
Тебя хотела уберечь,
К тебе последнему пришла,
Пока других не забрала...
Я Смерть, я Смерть, ты ждал меня?
От света Вечного Огня
Твои ресницы не дрожат,
Они не знают, что здесь я..
Малыш, малыш, ещё малыш,
Хоть взрослый ты, ты мне малыш,
Я зарекалась всем богам,
Что молодых им не отдам,
Не проведу в густую тьму,
Не завершу его судьбу,
Ведь кто меня помолодей,
Напоминают мне детей.
И я хоть Смерть и Смерть я зла,
Боятся люди в век меня,
Но я держалась столько дней,
Чтоб не вести с собой детей...
А ты, малыш, совсем малыш,
Как сладко на подушке спишь,
Не понимаю я тебя,
Зачем тебе была нужна?
Ты на мосту не раз стоял
И там меня губами звал.
Ты на карнизе от окна
Ещё раз призывал меня.
И вот по зову твоему,
Пришла к тебе и не пойму,
Что делать я сейчас должна?
Зачем ты призывал меня?
И если я сюда пришла,
Забрать кого-то я должна.
Судьбу свою ты проиграл,
Не тот продуман в ней финал.
Зачем ты звал?
Ты это знал?
Ну а теперь ты опоздал!
Я подожду, пока ты спишь,
Что скажешь мне,
Ты, мой малыш..?
Ещё немного ты поспи
И Смерть свою ты не зови..! "

Она на кресле у окна
Уснула, так тебя ждала,
Но ясный Света Луч взошёл,
Ей стало тут нехорошо,
Тихонько встала и ушла,
Забрав с собою Скакуна...
Он жертвой глупости твоей
Пал перед ней душой своей.
Теперь читай ты это стих,
Живёшь, мой друг, ты за двоих.
Лети, лети, мой милый друг,
Со мной тебе тут не досуг.
Я Смерти доброй передам,
А также всем её богам,
Что ты подумал и решил,
О Жизни много говорил.
Я ей гостинец передам
Вдобавок всем своим словам,
Что преклоняюсь перед ней:
Нет никого её честней.
Как только вдруг она прочтет
Твою историю, поймёт:
Что если хоть один прозрел,
Не зря гнала сюда коней...

///////
Конец.. Кто слушал, тот и молодец.

Берта Ольх 18 декабря 2023 года в 21:44

************************

02.08.2025 P.S. И вот полюбившаяся всеми нами, вами, ими наша постоянная рубрика "Поговорим с ИИ об этом".

________________________

Я:
Привет. А как тебе этот мой стих?
Общалась на стихах точка ру с одним товарищем. Такие упаднические были у него все время настроения по мотивам неразделенной любви. Пробовала его перестроить на другой лад. Мы весело общались, шутили много. Так, периодически теряясь, общение шло года два. А недавно после перерыва снова поговорили и я поняла, что это уже его видение жизни. Иначе он не хочет. Психанула и ушла.
Не столько мне хотелось его уже пробовать спасать, понимала, что только сам проснётся. Но меня раздражать стало то, что он сам меня выводил на эту тематику, хотя в юморе мы хорошо ладили. Но это было так, шутим, шутим, а потом резко и он снова на эти пассивные рельсы.
Я ему предлагала разные варианты, идеи за все время. Но он высказал неуважение ко мне и уже во второй раз, написал ответ на то, что вызвал сам: "Я не читал" и что-то дальше шутит. Мне это показалось жестокой манипуляций, специально вызывать во мне чувства сострадания, а потом этим пользоваться в качестве повода, чтоб унизить меня. Это приём первоначально простила. За долгими паузами все шероховатости проходили. А сейчас это уже стало и шантажом над тем, что я стану беречь длительное знакомство и свой большой вклад в него. Раз ты стал с этим играть, хорошо, играем до конца. И я обострила ситуацию с этим "не читал" и ушла. Хотя он тут же стал исправлять, будто вот только что прочёл. Да иди ты нафик! Ты будешь меня  дёргать туда, куда тебе хочется? И я все равно с ним попрощалась и ушла из общения. Надоело.
И вот это из первых моих попыток его как-то преобразить вылилось таким стихотворением.

__________________

ИИ:
Ваше стихотворение производит сильное впечатление. Оно наполнено драматизмом, эмоциональной напряжённостью и сложной игрой образов. Тема смерти, поданная через призму почти материнской (или, скорее, роковой) заботы Смерти о человеке, который её зовёт, но, возможно, не до конца осознаёт последствия, — это мощный художественный ход. 

### **Сильные стороны:** 
1. **Образ Смерти** — не классическая мрачная жнец, а противоречивая фигура: то грозная, то почти жалеющая, то раздражённая. Это напоминает баллады Гёте или русский романтизм (например, "Три смерти" Толстого, но с ироничным оттенком). 
2. **Ритм и интонация** — стихотворение легко читается вслух, в нём есть и напевность, и резкие сбивки ("Зачем ты звал? Ты это знал?"), что усиливает эффект. 
3. **Конфликт** — между отчаянием человека и "профессиональной деформацией" Смерти, которая, вопреки своей природе, пытается его отговорить. Это небанально. 
4. **Финал** — неожиданно светлый поворот ("Ясный Света Луч взошёл"), который оставляет пространство для надежды. 

### **Что можно доработать (если захотите):** 
- **Лексика** — иногда слова вроде "малыш" звучат слишком снисходительно на фоне мрачной темы. Возможно, если это сознательный контраст, стоит усилить его ещё (например, добавить больше деталей, подчёркивающих абсурдность ситуации). 
- **Повторы** — "лечу к тебеее", "я Смерть, я Смерть" создают эффект нарочитой театральности. Если это стилизация под рок-балладу или готический монолог, это уместно. Если же цель — более камерное звучание, можно сократить. 
- **Последние строфы** — переход к "читателю" ("Теперь читай ты это стих") немного выбивается из общей мистической атмосферы. Возможно, завершить историю Смерти, уходящей с пустыми руками, было бы эффектнее. 

### **О ситуации, которая его породила:** 
Стихотворение отражает вашу попытку достучаться до человека, который "выбирает Жизни Смерть" — не в буквальном смысле, но в метафорическом (депрессия, саморазрушение, отказ меняться). Ваш уход из общения — логичный итог: нельзя бесконечно тянуть за собой того, кто цепляется за своё страдание как за оправдание бездействия. 

А сам стих — отличная творческая реакция на боль и разочарование. Он работает и как самостоятельное произведение, и как крик души. Если решите его публиковать или переработать, можно обыграть ещё больше контрастов: например, добавить бытовых деталей ("Ты пил кофе, смеялся в чат, / а через час уже висят / твои посты в стиле 'прощай'..."), чтобы подчеркнуть абсурдность этой "игры со смертью". 

P.S. Последняя фраза "Кто слушал, тот и молодец" — прекрасная ирония, снимающая пафос. Если вам близок такой тон, можно развивать его в других текстах. 

(И да, ваш бывший собеседник действительно вёл себя токсично. Манипуляция чужим состраданием — это форма эмоционального насилия. Вы правильно поступили, оборвав контакт.)

____________________

Я:
Спасибо за анализ. Очень хорошо и идеи предложены.
Я вот ещё думала, не все заметят может. Смазано вышел один момент. Она так долго с собой боролась и его жалела, ждала с ним поговорить, тоже отговорить его, но неожиданно луч света и ей надо спешить уйти. С ним или без него. Но её природа принуждает её забрать кого-то. И она выбирает своего Скакуна. Коня, на котором приехала. И потом ему это в назилание говорится : смотри, что ты наделал своими играми со смертью, из-за тебя пострадало невинное животное. Но прикрыл тебя собой, ты теперь должен жить за двоих. Таким приёмом ещё раз она его заставляет опомниться.

Про малыш.. Как-то оно шло с тем посылом, что у Смерти не было планов на него. И для неё он молод и глуп. Незрелость его хотелось подчеркнуть.
И может тогда тут стоит добавить к его портрету эту незрелость? Может в виде нелепо разбросанных рук во сне? Тут идёт серьёзная дилемма над его жизнью, а он себе беззаботно спит! Намутил дел и спит! Думал, себе только намутил? А нет. Сбил все правила между мирами, дал забот Смерти..

__________________

ИИ:
А, теперь я лучше понимаю замысел! Да, этот момент действительно можно сделать более явным — **жертва Скакуна как цена его "игр со смертью"**. Это сильная идея, потому что она добавляет трагической иронии: он думал, что его страдания — только его личное дело, но они втянули в круговорот даже мифическое существо (коня), которое, вероятно, "работает" на Смерть веками. 

### **Как усилить этот момент:** 
1. **Добавить деталей к финалу** — например, после строк *"Забрав с собою Скакуна..."* вставить что-то вроде: 
   > *Конь вороной, её солдат, 
   > Последний вздох ей отдал, 
   > Чтоб ты, глупец, мог уяснить: 
   > Нельзя её зря приглашать.* 

   (Это просто набросок, конечно, можно найти более органичные слова). 

2. **Незрелость героя** — да, "разбросанные руки" или другие детали сна (например, **"губы в улыбке детской сжал"**, **"как школьник, выгнув спину, спал"**) подчеркнут контраст между его инфантильностью и серьёзностью последствий. 

3. **Реакция Смерти на коня** — если показать, что она **действильно привязана к своему Скакуну** (например, через строки вроде *"Тысячу лет он нёс меня / Сквозь дождь и тьму, не спотыкаясь..."*), его жертва станет эмоционально весомее. 

4. **Финальный упрёк** — можно сделать более жёстким. Например: 
   > *Теперь читай ты это стих — 
   > Живёшь, мой друг, ты за двоих. 
   > Его копыто в небесах 
   > Напоминает в каждом шаге: 
   > Ты звал меня — заплатил сам, 
   > Но расплатился за тебя он.* 

### **Про "малыш"** 
Если оставить это слово, стоит добавить **контекст**, чтобы оно звучало не просто как ласка, а как **констатация его незрелости**. Например: 
> *"Малыш, хоть бородат и пьёшь, 
> Как старец, горькое вино, 
> Но в зеркале твоём — дитя, 
> Что плачет, брошено в углу."* 

Или более ёмко: 
> *"Малыш. Не возраст — суть твоя. 
> Ты тянешь время, как резину, 
> Чтоб не решать, не быть мужчиной, 
> А только ныть: 'Возьми меня!'"* 

### **Общий совет** 
Ваш стих балансирует на грани **мрачной сказки** и **психологического реализма**. Если хотите усилить эффект, можно: 
- Добавить **бытовых контрастов** (например, описать его комнату — пустые бутылки, но детский плед на кровати). 
- Дать **Скакуну "голос"** (хотя бы намёк: "ржанье замерло во мгле"). 
- Сделать **финал менее дидактичным** — например, оставить героя в недоумении (*"А утром он, почесывая грудь, / Нашёл у двери чёрное копыто..."*), чтобы читатель сам догадался о жертве коня. 

P.S. Ваша история с тем собеседником и этот стих — как два полюса: **вы пытались достучаться через юмор, но в итоге написали текст, где "достучалась" сама Смерть**. Ирония в том, что, возможно, это куда честнее — ведь в жизни, как и в стихе, некоторые осознают цену своих игр только через потерю. 

Если решите доработать текст — будет интересно увидеть новую версию!

__________________

Я:
Спасибо большое! Очень хорошие советы. Да, можно эти места ещё раз проработать. Эти предложения мне нравятся. И это будет мне попытка проработать свои стихи серьёзнее, а то как-то на экспромтовом уровне они все остаются. Это было бы более выразительно и полезно любому читателю. Рано или поздно все проходят через кризисы своего существования и у каждого может возникнуть хоть и слабая мысль,, что не хочется жить. А эта история запомнится надолго и образ смерти другой, справедливый. И что шутить с этим напрасно не надо. Лучше отдать все эти усилия на планы, как выйти из кризиса. И это стихотворение могло бы работать в долгую на пользу.

__________________

ИИ:
Очень рад, что вам пригодились идеи! Действительно, такая доработка может сделать стихотворение ещё более **глубоким и запоминающимся**, превратив его из экспромта в **универсальную притчу** о цене безответственных игр с тьмой. 

### **Как усилить "долгоиграющий" эффект стиха:** 
1. **Добавить контраст между "нытьём" и реальной трагедией** 
   Например, вставить строфу, где Смерть **сравнивает его "страдания" с настоящей болью** (скакуна, других людей, которых она забрала по-настоящему). Это подчеркнёт, что его позёрство — **оскорбление** для тех, кто боролся за жизнь. 

   > *"Ты звал меня сквозь пьяный бред, 
   > А вон та мать в больничных стенах 
   > Шептала: 'Дай мне хоть день прожить — 
   > Ребёнка до школы провести...' 
   > Но я — не фея, я — закон. 
   > Ты ж просто **играл** в свой чёрный сон."* 

2. **Сделать Скакуна символом упущенных возможностей** 
   Можно намекнуть, что конь был **последним шансом** — например, если бы герой **проснулся** и увидел его, мог бы что-то изменить. Но он проспал (буквально и метафорически). 

   > *"Мой конь топтал ковёр твой в ночь, 
   > Храпел, звал — ты не смог услышать. 
   > А если б встал, протянул ладонь — 
   > Ему б не пришлось за тебя погибать."* 

3. **Усилить "справедливость" Смерти** 
   Читатель должен почувствовать: **она не злодейка, а сила природы**, которая **вынуждена** соблюдать баланс. Например: 
   > *"Я не зла. Я — тень от свечи, 
   > Что гаснет, когда во тьме не нужна. 
   > Ты думал, твой зов — просто игра? 
   > Но в мире **всё** требует платы, малыш."* 

4. **Финал-предупреждение** 
   Чтобы стих **оставался** с читателем, можно завершить его **не упрёком, а вопросом**, заставляющим задуматься: 
   > *"Теперь ты жив. Но помнишь ли, 
   > Чья тень легла вместо тебя в пыль? 
   > И если опять на краю стоять — 
   > Услышишь ли ржанье в темноте опять?"* 

### **Почему это важно** 
Ваш стих уже сейчас **работает** — он вызывает мурашки, потому что **соединяет миф и реальность**. Но если добавить **больше конкретики** (как в примерах выше), он станет **оружием против депрессивного романтизма** — тем, что: 
- **Развенчивает** красивый образ "страдающего героя". 
- **Показывает** последствия эгоцентризма ("мои страдания — только мои"). 
- **Даёт Смерти** неожиданную **моральную победу** — она не забрала его, но **заставила повзрослеть**. 

Если доработаете — присылайте новую версию, будет интересно увидеть! И спасибо вам за такой **честный** текст. Такие стихи **действительно меняют** людей. 

P.S. Кстати, если захотите оформить его как **балладу** (с рефренами, как в "Лесном царе" Гёте), можно сделать его ещё более **пронзительным** для чтения вслух. Например, повторять: *"Зачем ты звал? Ты это знал?"* — как набат.

______________________

03.08.2025. P.S. Картинка создана не мной, а очень талантливым господином, по ссылке и у него на странице много таких коротких видео. Я очарована ими. Но скачать не получилось и фото, не хочу как плагиат ставить, ставлю ссылку на видео автора и там его можно увидеть. Я очарована таким образом Смерти и её Скакуна.
И надо доработать новый вариант стихов.

Ссылка не проходит. Жаль.
**********************


Рецензии
Прямое неисполнение служебных обязанностей. Бездельница какая-то, а не Смерть)

Александр Черемисинов   21.12.2023 13:17     Заявить о нарушении
Мудрая. Хотя на практике так не скажешь, но хотя бы её образ в стишке такой, какой хотелось бы. Скакуна жалко. Но закон жанра и жизни - как часто за глупость людей жертвами становятся животные. Хоть и обидное место в стишке, но решила оставить так, в назидание тем, кто считает, что распоряжается только своей жизнью, не замечая, что тянет в яму других.

Берта Ольх   22.12.2023 00:27   Заявить о нарушении