Цикл воспоминаний об Ужегове Г. Н. Людмила Шарова

          В 2012 году,  я возвратилась  на свою малую родину в Краснодарский  край  в маленькую станицу,  затерявшуюся среди полей, на севере Кубани. 
 Номер телефона союза писателей края, я нашла в интернете.
 Светлана Николаевна Макарова,   председатель Краснодарского отделения Союза  писателей России, направила меня, в литературное объединение севера Кубани «РОДНИК»  под руководством Генриха Николаевича Ужегова, г. Тихорецк.
          На мой телефонный звонок ответили сразу.  Из трубки донёсся спокойный, размеренный мужской голос, на мой вопрос: «Это литературное объединение   «Родник»? Я хотела бы  показать  свои  строчки ...» Мне не дали договорить, ответили  кратко: «Да, я Ужегов Генрих Николаевич руководитель литературного объединения «РОДНИК». Приезжайте в воскресение, в три часа дня,  г. Тихорецк, ул. Гражданская 32.  Будем рады, привозите свои тексты.  Ждем», и положили трубку.
Воскресенье. Город Тихорецк.
Я иду по улице Гражданской, спрашиваю у прохожих,  где находится ближайшая библиотека, на что люди в недоумении пожимают плечами. И когда передо мной предстал частный  дом номер 32, с высокими воротами и калиткой, я понимаю,  что ошиблась, и уже собираюсь уходить, но калитка  открылось, и мне навстречу вышла  женщина: – «Вы в Родник? - спросила она,- если да, то проходите».
           Я вошла в дом. Меня проводили  в большую  гостиную  с богатой библиотекой, с длинным столом и стульями вокруг. Большое окно было открыто, лёгкая капроновая занавеска каждый раз  взлетала, над диваном у окна, когда хлопала входная дверь.  И я подумала « видно каждый  гость желанный в этом доме,  занавеска и та, готова  в вальсе кружить».
  Позже, я  не усомнилась в этом ни разу.
           Люди приходили, усаживались за стол, тихо переговариваясь между собой. Своё место за столом заняла и я.  На стене, напротив  меня  висел женский портрет со строгими чертами лица, и  от него шла неимоверная сила, которая, казалось,  владеет всей ситуаций  в этой наполненной людьми комнате и хранит Лад.   Позже я узнала, в рамке висел портрет мамы Генриха Николаевича.
           В каждый приезд, я садилась напротив портрета и словно проваливалась в тайны   духовного мира и, всякий раз, с приходом людей  прозрачный капрон взлетал над  оконным стеклом и всё, что было там за окном, где гудят машины, ходят люди, поют птицы, растворялось.
           Ровно в три часа в гостиную вошел высокий, стройный,  уже не  молодой,  мужчина с лёгкой улыбкой и проникновенным взглядом,  поприветствовал всех присутствующих.  Мне показалось, что  он поприветствовал каждого в отдельности. Строгим, спокойным голосом он оповестил нас о последних литературных новостях в крае, лит. объединениях, поздравил победителей в последнем лит. конкурсе, осветил план работы на сей день, и сразу,  воцарилась теплая, доверительная, деловая обстановка. У всех присутствующих начинали  гореть  глаза, и написанные ими строки  с легкостью слетали с их  папирусов, к слушателям.  Каждый читал свои строки, обнажая свою душу, грамотность и безграмотность. Принимать похвалу и  любые замечания, здесь было легко. В его доме  хотелось быть, сюда хотелось бежать, здесь познавалась твоя собственная тайна стихосложения и прозы, твои возможности и способности, твоя принадлежность к этим видам творчества.
          Я помню, когда  я прочитала свой первый  рассказ, Генрих Николаевич, с улыбкой сказал: «Пожалуйста, вот, перед вами местный Василий Шукшин», я понимала, что это шутка, но она помогла мне, на то время, просто выжить эмоционально. «Над стихами тебе, Людмила надо поработать», сказал он, когда я прочитала своё стихотворение «Акварели».
          Его слово было важным для всех. Ни одного желающего писать, он не оставил без внимания и содействия. Все кто хотел совершенствоваться получали  знания от него лично и из пособий, написанных под его авторством. За каждого пришедшего в его дом, он словно нес ответственность. Удачу каждого, он воспринимал как свою. Радовался открыто, искренне. Он был наполненным, любовью, знаниями, которые добывал сам, много работал, ему было что дать, его душа была всегда  устремлена к людям. В конце каждой встречи он читал свои стихи, волновался. Я всегда удивлялась этому.
            Однажды мне довелось побывать в его рабочем кабинете. Он попросил меня привезти флэшку с моими рассказами, чтобы сбросить их на его компьютер.  Валентина Николаевна Богза, я и Генрих Николаевич по крутой лестнице поднялись на второй этаж.  В комнате безупречный прядок и чистота. На полках стоят авторские книги, рабочий стол с компьютером и иконостас с зажженной лампадой. «Здесь я работаю, отдыхаю и молюсь.  Прошу Бога, но больше благодарю» – сказал он, перекрестившись, и лицо его вмиг просияло светом, в глазах сверкнули лучинки.   
            Когда в выставочном зале галереи искусств «Драккар» состоялась моя первая выставка акварелей,  Генрих Николаевич  пришел на выставку (при его - то  занятости), поздравил  меня с «прорывом», сказал теплые слова-напутствия, которые растрогали меня до слёз. Благодаря  Генриху Николаевичу,  творческим встречам, которые он организовывал под крышей  своего  дома,  в мою жизнь пришло  много интересных, хороших, талантливых людей, которые  светом своего творчества, предназначением творить, делают мою жизнь значимой. Я думаю, так полагает каждый, на уровне подсознания, уж точно, кто сидел за столом  в  его гостиной, слушал других и говорил сам.    Я узнала Ольгу Владимировну Немыкину,  Романова Владимира Васильевича, Богзу Валентину Николаевну, Быкову Людмилу, Прокопенко Татьяну,  Чернухина Эдуарда,  Калинцева  Александра, Ольгу Худякову, Марию Смирнову, Людмилу Рогачую, Бориса Старикова, Серегя Мельникова, Наталью Поколоду,  Геннадия Леликова , Светлану Фрейн, Розалину…. список можно продолжать и продолжать.
             Сотрудничество «Родника» с  журналом народной поэзии и прозы  «МАЗАИКА ЮГА»  с главным редактором и учредителем журнала Богза Валентиной Николаевной   укрепляло союз, сплачивало талантливых людей, журнал для многих стал трамплином в  большой мир  творчества. 
           В  сентябре 2022 года мне довилось побывать в  «РОДНИКЕ». Пять лет я не была в Тихорецке.   Многое изменилось.  Появились новые люди. Генрих Николаевич тогда уже сильно болел и на занятии в этот день не присутствовал. То, что я там слышала, приводило меня  в восторг и  творческий экстаз. Поэзия достигла высоких нот и  восхищала. Во время  встречи позвонил  Генрих Николаевич. Спросил, кто пришёл, кого сегодня нет  на литературной встрече.  Ольга Владимировна  Немыкина  доложила обстановку и сказала, что после долгого молчания появилась в «РОДНИКЕ» я, он попросил  передать мне трубку.
 «Здравствуй Людмила, я рад, что ты снова  в  «РОДНИКЕ». У меня к тебе одна просьба.  Пиши!  Пиши! И ещё раз Пиши! Пообещай, что  так и будет!»  Я заплакала.
             В ночь на четвертое октября мне не спалось.  Я несколько раз заходила в интернете в  лит. группу «Родник»,  там и узнала о событии, которое потрясло меня,. Генриха Николаевича Ужегова  не стало. Где то там, в глубине меня звучал его голос, его пожелания. Первые мысли, которая пришли ко мне в ту ночь, долгое время не покидали меня.
«Он ушёл  в то время, когда земля и солнце наполнило закрома пшеницей, из подсолнухов цветущих в июле в сосуды слили янтарное масло, в садах на ветках  красуются зрелые яблоки, груши, айва. Тяжёлые  виноградные кисти источают терпкий аромат. Калина словно девица в шелковой шали играет на ветру. Грецкие орехи, очистившие себя от кожуры, лежат под деревом в ожидании сбора, цветут хризантемы и астры. Вся природа ликует красками, показывая результат своего большого труда. Он ничего не унёс с собой, не расплескал, не растратил, отдал каждому то, что принадлежало ему, столько сколько, каждый мог взять».   
 Людмила Шарова, ст.Укринская. 2023 год.


Рецензии