Эссе 6. Испытание Образа

СТАТЬЯ ЛИШЬ СОЗРЕВАЕТ

     И так, в Эдеме всё БЫЛО уготовано к предстоящему испытанию ОБРАЗованного живого существа. Оно БЫЛО необходимо, ибо у каждой богатой жизнью планеты своя история, свои роды жизни и свой уникальный животный мир со своим "лучшим" представителем.

             "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево,
              приятное на вид и хорошее для пищи,
              и дерево жизни посреди рая,
              и дерево познания добра и зла." (Бытие 2:9)

     Произрастив «деревья, приятные на вид и пищи» в Эдеме, Бог установил в самом Центре райского сада два чудодейственных "древа", соответствующих двум началам положенным в человеке, животному и божественному. Каждое с корнями в раю, но одно древо уходило ветвями в Небо, другое же стелилось по Земле. 

             "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: 
              от всякого дерева в саду ты будешь есть,   
              а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, 
              ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь."
                (Бытие 2: 16-17)

     Ведомо было Богу, что путь ПОЗНАНИЯ, путь опоры на собственный опыт естественен для живого начала в человеке. Опора же на ОБРАЗ для него нова и необычна и абсолютно неясна. Ведал Он, что плоды с древа ПОЗНАНИЯ наиболее доступны человеку, а плоды древа ЖИЗНИ слишком высоки, чтобы срывать их. Но именно их Бог обошёл молчанием. Плоды другого, более доступного, Бог есть не запретил,  но заПОВЕДАЛ человеку об их опасности. Как и подобает в соТворчестве, Он поднаправил ещё неопытного, не владеющего языком человека. Иначе говоря, по соВЕСТИЛ его, предупреждая об опасности одного и не гласно подталкивая к другому. 
 
     В "Бытие" же опасное древо не случайно называется "поЗнанием Добра и Зла". ЗНАНИЕ - плод чувственного опыта, всегда ограниченный. С ним человек действует соЗнанием дела, методом проб и ошибок, продвигаясь "от простого к сложному". Плоды поЗнания дают возможность возвысится над всеми животными силою ЗНАНИЯ, но опора на собственные силы полна неминуемых ошибок и заблуждений, взлётов и падений, совершения Добра и Зла. Зла, совершаемого тем, кто имея ОБРАЗ продолжает жить безОБРАЗно. А вот чего не могут дать плоды Древа поЗнания, так это власти над чувствами, над желаниями и страстями ПЛОТИ, перед искушениями выгодой и гордыней, оттого ПОЗНАЮЩЕГО безОБРАЗно ожидает печальный конец "от рук своих".
 
    Плоды древа ЖИЗНИ "с земли" плохо видны, высоки и трудно достижимы. Ни опытом, ни знание их не сорвать, хитростью не вкусить. Путь к их достижению может подсказать лишь "дыхание НЕБА", преОБРАЗующая человека ВЕРОЙ. Только сила ВЕРЫ способна дать власть над конечными желаниями и страстями, превратить жизнь в путь ВДОХНОВЕННЫХ деяний. ОБРАЗ в человеке всегда СО ВЕСТЬ от Бога. Только в СО ГЛАСии с нею возможно восхождение к НЕБУ, к жизни Богу ПОДОБНОЙ.

     С испытания человека, соЕдинения плоти и ОБРАЗА в нём и начался "день Седьмой". Заповедав человеку о "плодах" ПОЗНАНИЯ и, предвидя трудности встающие перед ним, Бог решает приступить к созданию ему помощника. 

              "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному;
              сотворим ему помощника, соответственного ему." (Бытие 2:18)

      Но прежде создания помощника, приводит к человеку всех животных для наРечения им имён.  Богу важно испытать, не ведавшего языка, человека на Слово-творчество.

              "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых
               и всех птиц небесных, и привел их к человеку,
               чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы,
               как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей."(Бытие 2: 19)

      Бог не даёт человеку РЕЧЬ, но ставит его перед необходимостью наРЕЧения окружающего мира. Ему важно как в ОБРАЗованном им человеке созреют имена для животных, и как в них отразиться Слово, сотворившее животных. ...

              "И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным
               и всем зверям полевым;
               но для человека не нашлось помощника, подобного ему." (Бытие 2: 20)

    "Нарёк имена и, ... не нашлось для него помощника". Странно и трудно для понимания говорит "Бытие". Как не легко давать имена, но человек дал их всем "птицам и скотам". Однако, наречённые имена не стали теми Словами, которых ждал Бог. В них отразились внешние особенности животных, но не Слова сотворившие их. С нареченными именами человек мог "владычествовать" на животными лишь путём приспособления к ним, а не соОБРАЗно "дыханию жизни", не вдохновением с НЕБА.

     Ведь, чтобы имена стали Словами они должны выражать не только отличительные особенности, но то, что могло бы соЕДИНЯТЬ человека с ними и, главное, содействовать преОБРАЗованию их Словом нарекаемым. Ведь только слова вдохновлённые НЕБОМ способны творить "небесный порядок" на ЗЕМЛЕ

     Ещё более трудной задачей для человека является передача ОБРАЗа для очеловечивания других, своих соплеменников и будущих потомков. Для столь сложной задачи человеку и необходим был помощник "под стать", способствующий вдохновению его чувств и облагораживанию страсти.   

     Так что, не увидев желаемого результата наРечения, Бог приступает к созданию ПОМОЩНИКА более "под стать" человеку. Того, с кем он мог соЕдиняться не только для размножения (в чём природа преуспела и, что не требует слов), но для очеловечивания рождаемых, передачи им ОБРАЗа. Ибо Бог "вдохнул" ОБРАЗ в Первого человека и дальнейшее ОБРАЗование его последователей должно было продолжаться "вдыханием в лице" Слов ВДОХНОВЕННЫХ, ОБРАЗ неСущих. (Ну не может ОБРАЗ передаваться ни половым путём, ни по праву наследства.)

             "И навёл Господь Бог на человека крепкий сон;
              и, когда он уснул, взял одно из рёбер его,
              и закрыл то место плотию.
              И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека,
              ЖЕНУ, и привел её к человеку." (Бытие 2: 21-22)

       Теперь уже человеку надо БЫЛО "вдохнуть в лице" пред ним стоящему существу ОБРАЗ Бога, но уже человеческим ОБРАЗом. Для этого нужны были Слова вдохновенные, создающие ЕДИНЕНИЕ. Нужна была РЕЧЬ, направляющая деяния людей соОБРАЗно их Божественному предназначению. И нашёл человек слова вдохновенные и, соЕдинился с приведенной к нему самкой, преОБРАЗившейся в его ЖЕНУ.

             "И сказал человек: вот, (её) кость от костей моих
              и плоть от плоти моей; она будет называться женою,
              ибо взята от мужа."  (Бытие 2: 23)

     И передался ОБРАЗ от мужа к жене. И преОБРАЗились их естественные отношения, инстинкты и чувственность обрели новое качество - "воспарения над Землей". И стали они отныне соЕдинёнными ВДОХновлённой чувственностью - ЛЮБОВЬЮ между МУЖЕМ и ЖЕНОЮ. Чувством соОБРАЗно вдохновлённым, не разделяемым ни тяготами, ни лишениями, ни опасностями, ни соблазнами.

             "Потому оставит человек отца своего и мать свою
              и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть." (Бытие 2:24)

     Произошло чудо! Слово совершило преОБРАЗование - стало из "двоих одна плоть". Стала не на время спаривания, а по жизни наРЕЧЁнной "дыханием жизни", жизни СЛОВО ОБРАЗНОЙ - ОБ РАЗумной.

             "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились."  (Бытие 2:25)

     И не стыдились, ибо "двое одна плоть". Плоть, соЕдинённая сверх естественными узами Любви, неведомой существам животного мира.
            ...


Рецензии