О палеонтологии. От древнейших позвоночных...

Как говорил когда-то
академик Юрий Александрович Орлов –
один из замечательных,
активно развивавших ПИН* его директоров,
«палеонтология – наука не гвардейская».

Да. Это так.
Однако значительно важнее то, что
палеонтология – наука фундаментальная.
На материалах (в основном скелетах
давно исчезнувших животных)
она рассказывает об эволюции,
то есть о процессах сложных
и, с появлением развитого интеллекта, опасных.

Замечу, что многими читателями,
от палеонтологии далекими,
эта наука связывается с фильмами,
щекочущими нервы показом динозавров.
Хотя события в сюжетах не реальны,
но фильмы смотрятся легко.
А сами динозавры
показаны вполне похоже на живших в мезозое,
и двигаются хорошо.

Понятно, что подогревания
интереса к динозаврам –
лишь опыты коммерческого использования палеонтологии.

На самом деле, эта наука не о злобных чудищах,
питающихся, с аппетитом, людьми.
Она полна очень серьезными проблемами. Какими?
Действительно, какими?
Проблемами, имеющими отношение
к древней истории Земли.

Но, по мнению многих,
какое до них нам дело?
Зачем нам знать о чем-то,
происходившем так давно,
когда и человека еще не было?

Вот здесь – ошибка. Поэтому поговорим
о жизни и о времени.

Что же такое жизнь?
Для очень многих это не так уж сложно:
родился – пожи;л – умер. И всё.
Но что такое жизнь не индивидуальная,
а в целом? – В истории планеты?
Вот в чем главный вопрос и интерес!

Жизнь на планете прежде всего –
очень длительный и сложный процесс.
Первые следы жизни
(одноклеточной)
известны из докембрия (из протерозоя).
С тех пор прошло 1200–1300 миллионов лет.

Жизнь, развиваясь,
совершенствуясь и усложняясь,
осваивает нашу планету и в наши дни.
Мы и все остальные – все живые – меняемся, эволюционируем
и эволюционировали.

В биологических системах живых существ
человек, люди – это позвоночные животные
(имеющие позвоночник).
Среди позвоночных мы (человечество)
относимся к челюстноротым – то есть к позвоночным,
вооруженным челюстями.
Среди челюстноротых мы являемся млекопитающими.

На современном этапе эволюции
нашей планеты, сейчас,
из всех, живущих на Земле, человечество – самая продвинутая,
и, в целом, самая высокоинтеллектуальная часть.
Но как сформировался человек
и как он приобрел такую власть?

Без данных палеонтологии,
без данных об истории живого мира,
едва ли мы могли бы
об этом что-нибудь сказать.
Но мы уже довольно много
знаем о биографии планеты...
И все-таки, с чего же нам начать?
Думаю, что – с появления позвоночных.

Возраст самых древних их находок
(я говорю о тех, известных, древней которых на сегодня нет)
составил около 470 миллионов лет.

Древнейших позвоночных, появившихся (что важно!)
еще до рыб, палеонтологи назвали «бесчелюстные».
Эти существа, в основном небольшие,
населяли моря примерно до конца середины палеозоя.
Они были очень разнообразные,
и это можно увидеть на помещенной в книге схеме (рис. 1)**.

Их строение
проще, чем у рыб.
Как ясно из названья,
бесчелюстные не имели челюстей.
Они не были способны хватать или кусать
и даже проглотить кусок достаточно большой.
Без челюстей пищу они могли только втягивать.
Такой способ питания был еще очень примитивный, простой.

Не обладая челюстями и зубами,
бесчелюстные были к тому же
еще совсем несовершенными пловцами.
Защитой от некоторых
крупных беспозвоночных, от врагов,
служил лишь панцирь.
Он состоял из древней кости и дентина,
такого же, как дентин наших зубов.
Панцирь закрывал переднюю часть тела –
от переднего края головы
до хвостового отдела (рис. 1).
____________

Примерно 50 миллионов лет спустя,
после появления бесчелюстных,
в силуре появились рыбы –
тоже исключительно водные животные,
но более продвинутые.
Меняясь и совершенствуясь,
они дожили относительно благополучно
до сегодняшнего дня.

Чрезвычайно важным событием
в эволюции, в палеозойской глуши,
стало освоение позвоночными
новой среды жизни – суши.

Древние амфибии (земноводные: стегоцефалы,
что значит – крышеголовые)
уже не только в воде жили,
но и на сушу выходили (точнее выползали).
Этим они напоминали
современных амфибий – тритонов, лягушек, жаб.
Однако делали они это крайне неловко,
а удалялись от воды и ненадолго, и недалеко.
Предками древних амфибий стали рыбы,
получившие название кистеперых.
По мнению специалистов, в их парных плавниках
есть сходство с конечностями четвероногих
позвоночных.

Затем в эволюции позвоночных произошел решительный
прорыв – выход на землю.
Суша стала населяться позвоночными.
Пресмыкающиеся (рептилии) порвали
обязательную (у амфибий) связь с водой.
К рептилиям относятся и гиганты,
уже упоминавшиеся динозавры (что, в переводе, означает –
ужасные ящерицы).

В мезозое некоторые из рептилий – хищные динозавры –
достигли впечатляющих размеров, до 10-ти метров высоты
(то есть 3 современных этажа!),
а растительноядные – до 30 метров длины.
Это трудно себе представить! Поэтому ссылаюсь
на «Основы палеонтологии»
(т. «Земноводные, пресмыкающиеся и птицы», 1964).

Между прочим, многие современные ящерицы –
эти совсем небольшие существа –
потомки некогда огромных динозавров.
Рептилии дали начало птицам.
Древнейшие из птиц ещё
имели общие признаки с рептилиями.
Рептилии дали начало и самому успешному,
разнообразнейшему
классу животных – млекопитающим.

В последовательности появляющихся в эволюции
групп позвоночных: бесчелюстные, рыбы
амфибии, рептилии (и птицы), млекопитающие –
заметно, что их строение усложняется.
Также заметно, что возрастает
их адаптированность (приспособленность)
к разнообразию сред обитания.

Особым результатом эволюции
челюстноротых позвоночных (имеющих челюсти)
стал мозг млекопитающих;
он чрезвычайно усложняется у человека.

Конечно, эволюция к человеку и человека осуществлялась
в преобразованиях не только мозга, но
захватывала в целом его строение.
Отмечу лишь приобретение
способности к членораздельной понятной речи;
изменения руки,
становившейся все более способной создавать то,
что придумывалось и
разрабатывалось мозгом.

Уровни эволюции позвоночных –
конечный на сегодня – человек
и палеозойский – бесчелюстные,
настолько ошеломляюще различны
строением и, конечно, адаптациями,
что возникает вопрос:
может ли человек быть результатом
процесса эволюции, начавшегося от уровня строения
древнейших позвоночных – бесчелюстных?

На палеонтологических материалах есть доказательства
(и однозначные) того, что – может
(Книги автора: 2015, 2021, статьи).
Эти доказательства
основаны на фактах –
на признаках внутреннего строения.
(Не на гипотезах).

Но в мировой литературе как обстоят дела
с определением родства
челюстноротых позвоночных?
Согласия относительно их происхождения нет.
Суть спора в том – какие бесчелюстные –
имевшие две раздельные ноздри (например, гетеростраки)
или имевшие одну ноздрю (остеостраки)
были ближайшей родственной группой
для челюстноротых? Иными словами:
какая группа бесчелюстных
стала базовой для появления челюстноротых?

Ответ на этот вопрос дает сравнение
строения ископаемых и
современных позвоночных.

Современные позвоночные
делятся систематиками на две ветви,
о которых мы говорили и говорим:
ветвь челюстноротых
и ветвь круглоротых.
Челюстноротые, а именно их вершина – человек –
могут влиять на состояние планеты и влияют.
Круглоротые (а это очень своеобразные
миноги и миксины) не оказывают
никакого влияния на нее. Они почти что
незаметны в биосфере.

Каждая из ветвей имеет свои
фундаментальные признаки строенья.
Особенность этих признаков
в том, что они сохраняются на протяженьи
всей геологической истории ветви,
на протяжении сотен миллионов лет.
____________

Если сравнить строение челюстноротых,
со строением бесчелюстных,
то выяснится, что у двуноздревых бесчелюстных
(у гетеростраков) имеются все те же
фундаментальные признаки,
что у челюстноротых позвоночных, включая человека.
(См. стихотворение «Экскурсия во времени»).

Отсюда очевиден вывод:
ветвь челюстноротых позвоночных
начала формироваться на основе строения
двуноздревых бесчелюстных. Примером
строения двуноздревых служат гетеростраки.

Ветвь круглоротых позвоночных
можно сблизить по фундаментальным признакам
только с одноноздревыми бесчелюстными. Примером
строения одноноздревых служат остеостраки.
____________

Заканчивая краткую оду своей науке – Палеонтологии,
хочу сказать,
что только изучение древних материалов и их
сравнение с современными может показать
путь эволюции. В том числе путь, ведущий к человеку.

Важно привлечь внимание к тому,
что путь к человеку
это не только эволюция от уровня приматов,
как это принято считать.
Путь к человеку был во много раз длиннее.
Он начинался от архаичных позвоночных –
от двуноздревых бесчелюстных.

Если бы «доприматная» часть эволюции
оказалась не такой,
какой она была, то и группа приматов могла бы
не возникнуть или была бы какой-то совсем другой.
А значит: доприматная часть эволюции
(считая от бесчелюстных)
осуществившаяся в условиях Земли,
это – необходимая часть пути к человеку.
Только она, эта часть эволюции, могла к возникшей на Земле
группе приматов привести.

Затем, в дальнейшей эволюции,
на подготовленной уже основе
произошло формирование человека и человечества.
То есть, это важно, поэтому я повторю,
хотя в других стихотворениях этого сборника
об этом говорится:
в истории Земли для появления
современного человека потребовалось
около 500 миллионов предшествующих лет эволюции
(почти полмиллиарда!)
в свойственных только Земле
физических условиях: близость к звезде,
диапазон температуры,
освещенность,
состав атмосферы,
гравитация, вода...
и другие физические качества
планеты Земля.

                * * *
Итак...
Закончу обращеньем.
Направленный вперед в своих технических стремленьях,
всегда спешащий, агрессивный современный человек,
задумайся над этим: над временем,
потребовавшимся планете на путь к тебе.

Задумайся о том, что на Земле,
по-своему жизнь уникальна,
что на бесчисленных планетах в Космосе
жизнь (там где она есть)
может быть только другой.
Поскольку не может быть и нет
одинаковых планет.
Скорее всего, жизнь вне Земли (а человек о ней мечтает)
окажется для человека
не просто слишком сложной,
а невозможной и даже непривлекательной...

Отсюда вывод очень простой:
на своей планете, Земле, надо,
по крайней мере, достойно жить –
беречь планету,
ее не разрушать,
не уничтожать (до невосстановленья) Природу
и этим жизнь вида Человек разумный
продолжать,
готовясь к появлению вида следующего.
Какого? Как знать...

Новые поколенья дают возможность
некоторые черты нового вида
попытаться угадать.
Но прежде всего, хотелось бы, чтобы
и себя мы в нем могли узнать,
несмотря на всю его (следующего вида)
сверхпрогрессивность.

Иначе новому виду будет не только сложно,
но даже невозможно
понять людей
предшествующих поколений.
А понимание важно для истории,
для тех, кто будет на планете жить после нас,
а также и для тех, кто живет на ней сейчас.

Нашу планету надо сохранить
и для того, чтоб виду, идущему на смену нашему,
нам было что оставить,
а то, что оставляем, было не стыдно предъявить.

2021

____________
* ПИН – Палеонтологический институт Российской академии наук.
** Для удобства читателей в стихотворениях «О палеонтологии», «Об онтогенезе», «Экскурсия во времени» дана отдельная последовательная нумерация рисунков (рис. 1 и т.д.).


Рецензии