Искания и обретение

Искания и обретение
русского монаха иконописца Андрея Рублёва
(попытка реконструкции мысли гения)

Моей жене Ирине, моему сыну Василию, моей семье  п о с в я щ а ю



Шумели на Москве в то лето, но шумели тихо,
среди своих. Долетела до Москвы весть благая,
что, мол, игумен серпуховского Высоцкого
монастыря Афанасий прислал из Царьграда иконы,
купно образующие деисусный чин. Среди
монашествующих и иконописцев на Москве пошёл о
том разговор, часто начинавшийся вопросом: «А
ты уже видел?».

Серпуховской владыка звал и нашу монастырскую
братию Спасо-Андроникова монастыря, что в
Заяузье, на смотрины царьградских икон. Братия
ходила смотреть. Крестились, поклоны клали,
прикладывались к иконам, шептались между собой.
Владыка ревниво наблюдал за этим.

Дороги они были для владыки эти иконы. Долгий
путь они прошли до Руси. Плыли по морю, тряслись
на подводах через Степь, останавливались
степными ордынскими разъездами. Досмотры,
расспросы, опасности прошли иконы эти. А в Степи
любой ханский ордынец на коне и оружно мог
копьём, грязным кнутовищем или сапогом тыкать в
эти иконы и грубо вопрошать стоящих перед ним на
коленях монахов и иноков с опущенными головами,
что это они такое везут с собой и для чего, а
сколько золота там и можно ли то золото
соскоблить с этих разрисованных деревянных досок
и думать про себя, а будет ли ему с этого барыш,
если себе взять? Надежда у сопровождающих иконы
была на заступничество Господа нашего
Вседержителя и Спасителя и Богоматери, да ещё на
ордынскую охранную табличку с кривыми письменами.

Ещё свежи были в памяти русских людей чумные
времена, когда черная смерть косила людей, как
косарь траву на лугу, не разбирая, кто ордынец,
а кто христианин. Помнили, как приходили из
Степи страшные вести о мертвых стойбищах, о
Великой замятне в Орде, о череде ханов,
беклярибеков и мурз, сменяющихся так скоро, что
на Руси устали считать сколько их там
переменилось.

На Руси тоже умирали городами и деревнями.
Опустошались русские княжества и великие, и
малые. Черное пламя чумы обуглило Русь, некому
было по-христиански и похоронить мёртвых. Народ
молился, настоятели храмов и монастырей в
крестные ходы шли, отстаивали службы в храмах,
клали земные поклоны. Чума брала всех. Семьи
великих князей московских полегли, как снопы
ржи, сжатые до срока. Ушёл великий князь
Московский Симеон Иванович по прозванию Гордый
со всем семейством. Малые княжичи, племянники
великого князя, остались сиротами и Дмитрий, сын
великого князя Московского Ивана Ивановича
Красного, и Владимир, сын князя Серпуховского
Андрея Ивановича. Стон и плач великий по всей
Руси слышен был. Обезлюдела Русь. Всем досталось
от черной смерти и господину Великому Новгороду,
и Пскову, куда из немцев и попала на Русь эта
чума, и Тверь, долгий враг Москвы, охрипла от
стонов и рыданий по умершим, и многим-многим
другим без числа.

Род Калиты надломился, но эти два мальчика
Димитрий и Владимир не позволили рухнуть всему
московскому княжескому древу. Как после лесного
пожара, через лета, из обгоревших пней пошли
новые побеги. Задышала Русь! Застучали
плотницкие топоры, ставились храмы об един день,
закладывалось строительство новых монастырей.
Князья, владыки и настоятели разбирали
иконописцев в работу целыми артелями –
расписывать новые храмы, творить иконы. Сила на
Руси осталась, сила прибывала. Только, вот, что
увидит народ христианский в новом храме, на что
лоб свой перекрестит и Богу помолится?

Был и я с братией в Серпухове, видел эти
заморские иконы. Подходил к ним, отходил, вновь
подходил, всматривался в руку мастера,
вглядывался в то, как он работал свет, цвет,
форму мазков, старался почувствовать эти иконы.
Увидел мастерство, но не увидел в них русской
души. Не почувствовал душевного трепета, как от
чудотворной иконы Владимирской Богоматери,
которую князь Андрей Юрьевич Боголюбский привёз
в стольный град Владимир из Вышгорода, что под
Киевом, уже поболее, чем два века тому. Что-то
малое, но такое важное, очень важное, главное
было утрачено в новопривезённых иконах. Нечто
иное, не близкое нашей манере и традиции и, в то
же время, что-то знакомое, узнаваемое было в
этих иконах, как у Феофана, резкое, размашистое,
непокорное… Своё письмо у Грека, своё... Для
него писание икон порой забава, мужиков да баб
на площадях собирает вкруг себя потехи ради. А,
разве так можно, с иконами-то?
 
Хитро были писаны цареградские иконы. Тяжёлое
плотное письмо, лики, как из красной, обожжённой
в печи огненной, глины вылеплены, нету в них
воздуха, неба нашего, свободного дыхания, цвета
нашего русского нет. А где в них наш Дух, наша
Вера, наша Русь? Нет там этого. Вот, придут
русские люди в Храм, дом наш Божий, покрытые
коростой повседневных своих трудов пахотных, и
ратных, увидят эти иконы...

Станет ли им легко на душе, возгорится ли искра
Божья, достанет ли людям новых сил для дел
своих? Народ, он, хоть, и тёмен, но это наружне, а
внутри у каждого Лучик Божественного Света,
частичка наших русских икон. И треба духовная у
народа имеется – укрепить в людских душах этот
Лучик, удержать от затухания, укрепить Веру.
Потому без Веры слеп и глух человек. Да и
человек ли тогда это по образу и подобию Божьему?

А как же тогда наши иконы писать надо? Как
подступиться, с чего начать? Иконописец он и
вольный в своём труде, и невольный. Многие-то из
наших только по прорисям-то и пишут. А тут иначе
надо, по-другому. По-своему! Ежели у меня рука
воспарит, то же и на икону ляжет! Надо избегать
лишнего! Всё лишнее для иконы без пользы.

Вот, ветхозаветная икона «Троица», там три
ангела, пришедшие из пустыни, там и Авраам
ягнёнка приуготовляет к жертве, там и Сара, жена
его, хлопочет над угощением для гостей. А нужно
оставить главное, а главное - это сама Троица,
позы, глаза, лики, чаша, природа и, конечно,
Божественный Свет и цвет иконы. Так надо писать!
И вся икона должна быть Божественным Светом
залита, светлым золотым, лёгким. Можно,
наверное, в одеяниях Троицы добавить в цвет
иконы густоты умеренной, но только для того
чтобы ярче и ровнее подчеркнуть, оттенить общий
светлый радостный колорит иконы. И горний мир
написать, и древо...

- А, сей-то час, чего бы ты хотел после увиденных
царьградских икон, Андрей?
- А хотел бы я всей душою свой деисусный чин
писать и сотворить иконы из тихих цветных тонов,
в противовес красно-коричневым тонам
царьградских. Хотел бы, чтобы в моих иконах была
русская северная прохлада, и лазоревое русское
небо, и лики близкие нашим. И Образы Спаса
Вседержителя, Богоматери, Иоанна Предтечи,
Архангелов и Апостолов наши чтобы были, родные
нам.

- А для чего тебе надо всё это, Андрей?
- Это не мне надо, этого люди русские хотят! Это
им, как вода, как воздух необходимо! Укрепить в
них Веру, передать русским людям своими иконами
Божье благословение и силу душевную и в ратных,
и в мирских делах, и в помыслах. А я, как смогу,
буду помогать им своим иконописанием чтобы, как
завещал в своей духовной грамоте на смертном
одре великий князь Московский Семен Иванович
Гордый: «А записывается вам слово сие для того,
чтобы не перестала память родителей наших и
свеча бы не угасла».
Аминь.

"11" августа 2023 года

Москва преподобного Андрея Рублёва

https://www.youtube.com/watch?v=2uGCjVWbEu0

ОТЗЫВЫ МОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ, не имеющих возможности
оставить свои впечатления на сайте:

1. Лада (город Саратов) 17.02.2024 г.
Здравствуйте,  Александр! Я очень рада Вашему письму ,  - значит, у вас всё в порядке)
Рассказ мне понравился ( жаль, что нет возможности проголосовать) В нем чувствуется дух времени. Хоть и не старославянский , и не стилизация, а вот как будто переносишься в то время и видишь всё  глазами Рублёва.
Почитала ещё Ваши стихи. Я рада, что у нас схожая точка зрения на проблемы современного мира)
Спасибо,  что не забываете, это очень приятно.  Большой привет Вам от Саратова!)

2. Юрий (город Москва) 24.12.2023 г.
Саша, привет.
Как только открыл твое сообщение было понятно, что "на ходу" прочитать - это не тот случай....
Только в эти выходные сложилось время для спокойного  и вдумчивого ознакомления с твоей новой творческой работой.
Честно, меня удивила твоя проработка, особенно словарное многообразие, изложение и тема русского ожидания восприятия икон, как определенный проводник связи с Господом.
Ты большой молодец и награда заслужена, поздравляю и желаю дальнейшей реализации твоего творческого потенциала.


Рецензии
праведно!

Владимир Сафонов 2   18.01.2024 11:08     Заявить о нарушении
Благодарствуйте, Владимир!

Александр Васильевич Орлов   18.01.2024 12:53   Заявить о нарушении