Путеводитель по Десяти Заповедям
“Нельзя” - это только для тех, кто спрашивает.
- из Одессы
Никто ведь Еве не сказал,
Что изменять есть “неприлично”.
И слово то никто не знал,
Как и “морально” и “этично”.
Ну изменила. Понесла
И Каин был от Самаэля..
И от того его судьба,
И гены демона имели.
Что Каин Авеля убил
Когда-то в детстве проходили,
Убийством первым случай был
И это мы не позабыли.
Случилось это до судей,
До адвокатов, прокуроров,
И до скрижалей. «Не убей» -
Никто не слышал разговоров.
На что запрета не дано,
Они не знали, что не надо.
Когда-то правило одно -
“Не ешь один лишь плод из сада”.
И потому всё то - не грех,
А грех и самый первородный
Запретный плод сожрать при всех,
На нас лежит, как всенародный.
Одно лишь правило! И то
Было нарушено мгновенно.
Но Бог умнее стал зато -
Скрижали выдал постепенно.
Мы продолжаем нарушать,
Тем более, что нам запретно.
И если, что нельзя нам, знать -
То мы нарушим непременно.
СКРИЖАЛИ
Суть всей Торы заключается в правиле: не делай ближнему своему то, что ненавистно тебе; все остальное – комментарий к этому правилу.
- Гилель
Суровый иудейский Бог -
Он правил миром чрез законы
Скрижали дал и дал каноны,
Чтоб каждый следовать им мог.
За преступление - наказание,
Награда, если ты святой.
Он море раздвигал рукой,
Давал приказы, указания.
Совсем иначе Олимпийцы
Вели себя. Те без морали
Всем миром греков управляли -
Интриги, дрязги и капризы.
Им была лесть весьма приятна
И жертвы им лишь подавай,
Мы узнаём любимый край -
Цивилизация их понятна.
Там все любимчиков имели,
Детей рождённых вне семьи -
Им место тёплое они
Готовили всем с колыбели.
Прошли века. Что посмотри
Напоминает мир сегодня?
Правительство - большая сводня...
Скрижали - для кого они?
КРАТКИЙ КУРС
Привита чуждая идея
Народам северных земель,
Та, что возникла в Иудее
Пророками других людей.
Слова чужие для молитвы -
Довольно странное «аминь»,
Чужие имена, как бритва;
Чужих традиций глубь и ширь.
1. Что Бог один! А суеверия?
О леших, прочих домовых?
Святых добавим без сомнения,
Молись сколь хошь теперь на них.
2. Да не создай себе кумира!
Как без кумира? Это да!
А как же “мудрый и любимый”,
Кто вечно жив в сердцах, умах?
3. Не вспоминай господне имя
Ни в суете, ни впопыхах!
Так ведь привыкли жить мы с ними -
А не божиться - просто страх.
4. Субботу чтить и посвящать
Её молитве в имя Бога…
Но вам конечно лучше знать
Субботник, школа и работа.
5. Люби родителей всегда!
Ну это мы положим знаем.
Но почему вокруг тогда
Старушек нищих мы встречаем?
6. Как «не убий» вдруг уживётся
У викингов? Не странно вам?
«Не укради»! Над тем смеётся,
Что близко викингов сердцам.
7. «Не изменяй» - вот это шутка
Смешна французам и теперь
Но постепенно, с скрипом, трудно
Идеи открывали дверь.
8. А тут ещё: “Не укради!”
Ну явно Он не знал России.
Здесь пусть не нужно, выноси,
“КрымНаш!” недавно голосили.
9. «Люби врага» - ещё труднее,
«Подставь щеку» - казалось вздор
Не клевещи! Как в самом деле?
Пусть хоть о рае разговор.
10. Не возжелай что не имеешь!
Так это же всего нужней.
И хоть лишь мыслью богатеешь,
Что у соседа, то - милей!
Наверно, хороша идея,
Коль в поколениях живёт...
И до сих пор, благоговея,
«Аминь» скрепляет мысли ход.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
ЕДИНЫЙ БОГ
Мы поделили богов, но как они поделили нас?
— Станислав Ежи Лец
Единый Бог явился нам
В далекой пыльной Иудее,
И не ко всем. Решил Он сам
Открыться только Моисею.
Он убеждал его, что "Есть"
Не только мудрыми словами,
В Завете можем мы прочесть
То, что зовём мы чудесами.
Кого избрал - помог уйти
Из рабства, море вдруг раздвинув.
Потом являлся и другим
Пророкам древним, дав им силу.
Он терпеливо ждал века
И вмешивался неохотно,
Когда Потоп, когда война...
Другим богам дал жить свободно.
Как мог терпеть других богов
До появления Моисея,
Ведь много тысяч лет прошло
С Адама, Евы, древа, Змея?
В него поверили не все,
Но постепенно, как завеса,
Ушли Перун, Юпитер, Зевс
Ушли с Олимпа, неба, леса.
Единый Бог потом предстал
Для христиан и с сыном-духом
И в этом виде мир познал,
Что троица всему порука.
Един в трёх лицах этот Бог
С руки святого Феофила.
Догмат не логика, он строг -
Раз сказано, то так и было.
(1) Троица - богословский термин, отражающий христианский догмат о трёх Лицах единого по существу Бога.
(2) Впервые термин «Троица» засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век)
ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
"Да не создай себе кумира,
И идолам не поклонись.
Они не представляют силы
И им бездумно не молись."
Таков завет религий главных,
У иудеев, мусульман,
У христиан всех фракций разных
Известно - символизм обман.
И, тем не менее, иконы
Чтут православные в домах
И в церкви, в храме, и в приходе
Триптих, в окладе, или так.
Католикам - близки распятия,
Мадонны статуи, святых...
Ну как все это увязать бы
О чем в писании есть стих?
Нам символы нужны, наверно -
Есть флаг и герб, и гимн страны.
Есть памятник тем, кто примерно
Жизнь прожили, иль не дожив.
Известен символизм в искусстве,
Любую ветвь его возьми...
Есть символические жесты...
Неужто символы внутри?
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно;
ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Хотя в религиях обычно
Для Бога надо восхваление,
Есть запрещение непривычно
Для тех, кто родился евреем.
Для них, кто следует заветам,
Те знают в иудейской вере
Произношение имя Бога
Не разрешается евреям.
На это важное табу
И третья заповедь советом -
В молитвах, всуе, на бегу
Не звать по имени при этом.
Есть заменитель - «Адонай»
И «Саваоф» и «Элохим»
Чтобы не вспомнить невзначай
И не поссориться бы с Ним.
Конечно есть тетра-грамматон
Согласных букв священный код,
Он сложен, вроде как бы атом
Для всей религии ядром.
Чтоб не отвлечь от важных дел
По пустякам из личной жизни.
Живи как следует. Удел -
Наговоришься после тризны.
ЗАПОВЕДЬ.ЧЕТВЁРТАЯ
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Стремишься с Богом пообщаться?
О том молитва каждый день?
Да, это надо постараться
Забыть про отдых и про лень.
Прямое личное общение
С Творцом, чтоб истину познать
Дано не каждому. И мнение
Что мистиком ты должен стать.
Умей от жизни отрешиться
В себе все чувства подавив,
Чтоб даже сон тебе не снился
И видно не было, что жив.
Реши - какой ты мистик будешь -
Буддист иль дервиш, иль хасид,
Какого Бога ты разбудишь?
Какой вопрос в тебе горит?
Не жди подарка, не случится
Ведь Бог не рыбка и не джин,
Другим заданиям ты сгодишься -
Идти в пустыню, крест нести…
Узнаешь то, что знать не надо,
Увидишь будущего жуть,
Тебе не верить будет стадо
И в муках будет весь твой путь.
Такая участь у пророков
У тех кто избран слышать зов…
Ещё желание есть к высотам?
Поклоны ниже, об пол лоб…
ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Есть мнение, что мы в долгу
Пред обществом и пред народом,
За что, сказать я не могу,
Но говорят, что должен много.
Я должен матери с отцом,
Вот эту часть я понимаю -
Всё что могли - то мне тайком
Хоть сами и недоедали.
Я должен всем учителям,
Хоть нелегка была наука.
Я должен всем моим друзьям
И тем, кто протянул мне руку.
Всё то, что я добыл трудом
Я никому, ничем не должен...
Не лгал, не крал, не брал тайком...
За что же зависть тех их гложет.
Кто от народа говорит
О том, что долг мой не погашен,
На тех клеймо самих горит -
"Забрать хочу всё то, что ваше".
ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ
6. Не убивай.
Жить в соответствии с христианскими заповедями невозможно, в соответствии с ними можно только умереть!
- Андрей Синявский
Убийство или воровство,
Что меньший грех перед Всевышним?
Читал, что спор идёт давно
В кругах интеллигентской ниши.
Ни то дано им, ни другое -
Не позволяют честь и стыд.
Они теорию лишь строят,
Где словесами путь покрыт.
Они все больше атеисты
И Божество им не указ.
Моралью, философией чистой
В дебатах аргументов сказ.
Есть аргументы за и против:
Убить злодея - есть ли грех?
Украсть у тех, кто вор в законе,
Вот - справедливости успех.
Спартак, Марат и Робин Гуды
Идут в очередной пример.
И доводы слоятся грудой
И страсти взведены без мер.
В скрижалях дан ответ, что оба
Есть преступление черты.
Черты, проведённой от Бога!
Её стереть не властны мы.
Убив убийцу - не уменьшим
Число убийц мы на земле,
Числом воров не станет меньше
Чужое коль возьмём себе.
Но если спросим мы у церкви,
Что у неё наихудший грех?
Ответом будет вам - “ неверие”,
Те атеисты - хуже всех!
ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ
7. Не прелюбодействуй.
ПЕРВАЯ ИЗМЕНА
Известно ли вам, что у Адама
Была ещё одна жена. (1)
До Евы, очень это странно,
Но так нас учит Каббала.
Её ЛИЛИТ обычно звали,
Из глины Бог её создал
С характером сварливым самым…
Он поздно это осознал.
Считала себя с мужем равным -
"Из глины я, не из ребра”.
"Мол я тебе дана подарком,
Ты не достоин. Я ушла.”
Она из феминисток верных,
А также слух их Каббалы,
Что Кама Сутру знала первой...
Адам не всё умел, увы.
Ушла от грустного Адама,
И ни угрозы, ни дары
Её вернуться не заставят
Лишь выйдет замуж по любви.
С тех пор ЛИЛИТ есть дьяволица
Всех новорожденных порок.
Она мужьям ночами снится
Адаму бедному в упрёк.
Она женой у Самаэля,(2)
Подругой лучшей Сатаны… (3)
И бывшие мужья немеют
Ведь в ней черты былой жены.
(1) Лилит — первая жена Адама в каббалистической теории. Упоминается в некоторых ранних апокрифах христианства, не вошедших в библейский канон. В еврейском тексте книги Исаии, повествующей о запустении Идумеи после Божественного суда (Ис. 34:14), предсказывается появление ночного привидения (lilith). Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар.
(2) Самаэль - http://www.stihi.ru/2016/10/01/8219
(3) Сатана - http://www.stihi.ru/2016/10/03/6599
ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ
8. Не кради.
Всякий, кто украдёт из казны настолько, сколько стоит верёвка, на той же верёвке повешен будет.
Петр I Великий
Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют…
Салтыков-Щедрин (1826-1889)
Психологи - народ учёный
И знают всё наперечёт -
Нам “воровство” - синдром знакомый
Он им по-гречески - “клекот”. (1)
Зовут болезненным влечением,
Что без контроля над собой.
Мол, здесь желательно - лечение,
И не к чему нам кодекс твой.
Те, кто подвержены синдрому,
Крадут подряд, что под рукой.
По мелочам и по большому.
Понять нам надо, он - больной!
Воруют надо им, не надо;
Болезнь порою так сильна -
И так заразна тем, кто рядом,
Что ей больна одна страна.
Болезнь была во все столетия,
Но ей помог известный клич -
"Всё наше, общее (…междометия…)"
"Народа всё" - сказал Ильич.
Настолько это нам привычно,
Что мы иначе и не ждём.
Коль все больны, то неприлично
Болезнью звать то, как живём.
(1) Клептомания — болезненное влечение к совершению краж
ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Тут чёрт потрогал мизинцем бровь...
И придвинул ко мне флакон,
И я спросил его: "Это кровь?"
"Чернила!" - ответил он...
- А. Галич
Чернила проливали кровь
Намного лучше пулемёта.
И попадали в глаз, не в бровь,
И выбирали жертв с расчёта.
Приказ писался и декрет,
О депортации народов.
Оставлен инквизиции след
Писцом монашеской породы.
Доносы, пусть они в крови,
Чернилам начисто писались.
Меж строк - «из жизни убери»
Там адресатами читались.
Навет и слух, и клевета
Вели в костёр и на голгофу,
В петлю, под обух топора,
Или другую катастрофу.
Под ними царская печать
Иль подпись с веским приговором.
Решали жить иль умирать
Донос читая скучным взором.
Кровь - результат, прийдёт потом.
Исток всегда были чернила.
Папирус нёс в себе закон,
Иль это клинописью было.
ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ
10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Скажет каждый — охотник с Тунгуски
И банкир, покоривший Москву:
Я — завидую, значит, я — русский!
Я — завидую, значит — живу!
- А. Орлов (ОРЛУША)
Не возжелай что не имеешь!
Так это же всего нужней.
И хоть лишь мыслью богатеешь,
Что у соседа, то милей!
Иль “не завидуй”, если проще,
Доволен будь своим добром,
Не важно, тучный или тощий,
Важней остаться при своём.
Что нажито трудом и честно -
Достойно всяческих похвал,
И чем завидовать, то вместо -
Соседу лучше б подражал.
Есть страны, где замков не знают,
И где чужое не возьмут.
Где люди с детства понимают -
Как важен в жизни честный труд.
Из всех заветов этот - важный
И для себя, и для страны.
Из зависти воюют страшно -
“Их земли мне теперь нужны”.
А воровство, чтоб взять чужое,
В России - спокон веков.
И в прошлом, и сейчас устои
У всех, не только у воров.
Межу чужую передвинуть,
Ведь нас сильнее в мире нет!
Лишь нужно брови дружно сдвинуть -
Мы шапками забросим свет.
ЭКСТРА
ЗАПОВЕДЬ ОДИННАДЦАТАЯ
„Одиннадцатая заповедь: «Не прелюбословь!»
— Станислав Ежи Лец
Никогда ни во что не верь, пока это не будет официально опровергнуто
- Отто фон Бисмарк
Слова обманчивы порой
И покупаемся мы часто,
Что смысл вещей совсем другой,
Чем именуют их напрасно.
Газета "Правда", например,
На лжи росла и богатела.
А "Правосудие" - всех мер
К всесильным применить не смела.
Зовём "Победой" - поражение,
А друга, иногда, - врагом
И кибернетику - влечением
И лженаукой - впрямь дурдом.
Найдём причину, что мы правы
И оправдаем ложный шаг
То библией, а то приказом,
Иль запугаем всех подряд.
Слова всё стерпят и притрутся,
Поблекнет их великий смысл...
За "Честь" и "Совесть" уж не бьются,
"Любовь" не стоит и чернил.
Слова так часто прикрывают
Событий и поступков цель
И их умело применяют
С экрана - ты лишь им поверь.
Все чувства матом заменяют...
Я видел и в стихах подчас.
Слова стираются, но знают
Свой тайный смысл и ждут свой час.
ред
Свидетельство о публикации №123120800128
Тем более, что нам запретно."
***
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД
Плод этот сладок и опасен,
Боимся - что там дальше будет?
Но как же вкус его прекрасен!
Ведь мы не роботы, а люди...
http://stihi.ru/2024/11/24/4497
_______________________________
"Все чувства матом заменяют..."
***
Петрович знал всего три слова -
Родного языка основа.
С успехом их употреблял,
Лишь интонацию менял...
http://stihi.ru/2024/06/10/2354
Спасибо, Оскар! Теперь я наконец всё знаю о десяти заповедях.
С уважением, Владимир
Владимир Старосельский 2 17.05.2025 00:24 Заявить о нарушении
Боимся - что там дальше будет?
***
Запретный плод. Его синдром
С библейских пор тревожит души.
Вот важный в клинике симптом –
«Чего нельзя – вот то и лучше!»
Мне кажется, психолог первый
Был тот, кто, зная наперёд,
Сказал: «Не трогать плод запретный!»
И дал последствиям всем ход.
Он знал, как сладко, что запретно,
Что если плод не запретить,
Не нужен был бы Еве вечно,
Зачем Адама ей просить?
.
http://stihi.ru/2020/12/20/6896
______
Литературный век в России
Названием гордым наделён,
Век ренесанса “золотым" был
Ведь Пушкин, Гоголь были в нём.
Был век “железный”, как в угаре
И Достоевский, и Толстой.
Реакция была в ударе -
Победоносцев вёл их в бой.
О век “серебрянный” прекрасный,
Поэтов век и поэтесс.
Затем пришел период “красный” -
Поэтов крови слитой в лес.
Потом был век воды стоячей -
Цензурой вымаранных строк.
Ну разве бардовская песня,
Для нас как воздуха глоток.
Но как сегодня век назвать нам?
Век демократии, свобод…
Когда всё можно, выражайся
Лишь так, как говорит народ.
Пиши, рифмуй. Про многоточия
И звездочки не позабудь,
Как фиговым листком прикроют
Поэта праведного путь.
И правда, как сказать точнее,
Как чувства выразить свои?
Век "матовый" еще сильнее,
Когда положен на стихи.
.
http://stihi.ru/2020/10/19/5945
.
С уважением
Оскар Хуторянский 17.05.2025 14:42 Заявить о нарушении