Запоздалая любовь. Рассказ

Декабрь в этом году выдался снежный и солнечный. Город начал подготовку к встрече Нового года – на улицах выросли красавицы-ёлки, витрины магазинов и торговые центры стали «утопать» в разноцветных огнях. Предпраздничные хлопоты пришли почти в каждый дом – заблаговременно должна пройти генеральная уборка жилого помещения, головы заняли мысли о подарках, которые будут спрятаны под ёлки.
Анне Ивановне припомнились семейные встречи Нового года, когда росли дочка с сыном: на наряженную ёлку обязательно развешивались конфеты. Во многих домах и мандарины, которые  впервые были доставлены к нам в страну  в 1963 году. Именно с тех пор мандарины стали символом Нового года у жителей СССР, а затем и у россиян. Анна помнила, что шоколадные конфеты, как правило,  до утра первого дня года, не «доживали» - сынишка ухитрялся ночью их съесть. В семье в день зарплаты покупались: карамельки, кавказкие, ириски, коровки, «морские камушки», леденцы. Шоколадные конфеты были дорогим удовольствием.
Анна Ивановна посмотрела в окно - на улице снова пошёл снег – сначала закружил мелкими снежинками, которые хаотично сновали то вниз, то вверх, но потом он крупными хлопьями устремился к земле. И мгновенно тёмные асфальтовые тротуары превратились в белоснежные дорожки, и оттого ей стало радостно.
Но неожиданно беспокойство тронуло душу. «Что-то видимо не заладилось у кого-то из близких людей» - подумала она. Но просмотрев пришедшие сообщения - успокоилась.
И тут же нахлынуло другое, более раннее,  воспоминание  - из далёкого 1979 года. Тогда к ней – жене, матери двоих детей, пришла запоздалая любовь. Откуда? Зачем? Тогда она не задумывалась над этим. Но теперь, по прошествии не одного десятка лет, Анна Ивановна поняла, что это чувство зародилось намного раньше – когда она была ещё подростком.
Они с Толей жили в одном подъезде хрущевской пятиэтажки. Когда семья въехала в новый дом, ей было 14 лет, а он в это время проходил службу в рядах Советской армии. По возвращении домой, не обратил внимания на шестнадцатилетнюю девчонку, которая выглядела гораздо моложе своих лет – в кинотеатр, на взрослый фильм, ей приходилось предъявлять паспорт. Она тоже не замечала взрослого парня, жившего двумя этажами выше. Но однажды, пробегая по лестнице, увидев её, выходящей из квартиры, Толя улыбнулся и произнёс: «Привет, невеста!». Смутившись, она промолчала и вскоре забыла о «шутке» в свой адрес. Иногда из окошка она видела его на прогулке с младшим братом. На внешность Толя показался ей красивее своего брата. Он был  среднего роста, с вьющимися каштановыми волосами, карими улыбчивыми глазами. Больше они нигде не пересекались.
В восемнадцать лет, в декабре, она скоропалительно вышла  замуж. Через год родила дочку, и когда той исполнилось   одиннадцать месяцев, Аня с мужем будет вынуждена переехать в коммунальную квартиру дома, расположенного по соседству с домом родителей.
Вскоре женился и Толя. У него тоже первой родилась дочка. Аня знала его жену Галину – иногда они прогуливались вместе с детьми. Это была красивая женщина, с большими серыми выразительными, но грустными глазами. Говорила она тихим голосом и у Ани сложилось впечатление, что она чем-то опечалена. Всё в её облике указывало на то, что она не была счастлива.
Как-то Аня, посетив родителей, спускаясь по лестнице, встретила Толю, возвращавшегося с работы. В  тот день на ней было платье красного цвета, длина которого чуть прикрывала колени. Увидев его, она почувствовала, как заполыхало её лицо. «Ну вот, мои щёки, вероятно, стали одного цвета с моим платьем» - мелькнула у неё мысль. Поздоровавшись, она попыталась с ним разойтись, но Толя не позволил ей этого сделать. Опустившись перед ней на ступени лестницы, он обхватил её колени и уткнулся в них лицом. От неожиданности Аня растерялась, а он, приподняв голову, посмотрел в её распахнутые от удивления глаза и произнёс: «Какая ты красивая!». А она в испуге начала повторять: «Поднимись, пожалуйста! - нас могут увидеть, мне будет стыдно перед людьми!». Толик повторял свои слова, а она, безвольно опустив руки, твердила свои. Хлопнула входная дверь и он, поднявшись,пошёл домой вверх по лестнице, а она понеслась вниз – к выходу из подъезда.
Через некоторое время после рождения сына, он с женой пригласил её в гости – взглянуть на  сынишку. Очаровательный малыш был его точной копией. Когда Галя отлучилась на кухню, он шепнул Ане: «А это ведь мог быть наш с тобой сын». 
Через год, намаявшись с беспокойными соседями, вступив в кооператив, семья Анны переехала в отдельную квартиру в другой район города.
Но она часто по выходным дням приезжала в гости к маме, по которой очень скучала.
 Однажды, на обратном  пути,  издалека увидев Толю, Анюта  вдруг почувствовала, что её сердце бешено  застрекотало, а ноги стали ватными. Такое с ней случилось впервые.  Кивнув ему, она поспешила к автобусной остановке.
Однажды мама оговорилась, что Толя спросил у неё: «Почему вы не отдали за меня свою дочь?». Она не нашлась, что ответить.
Так прошёл год. Как-то мама обмолвилась, что Толя поделился с ней неприятной для него новостью. Они с братом давно стояли в очереди на улучшение жилищных условий. И теперь решался вопрос – чья семья переедет на новое местожительства. Галя настаивала, чтобы они – у Миши семья состояла из трёх человек. Толя не смог убедить жену остаться жить в маленькой квартире-распашонке с двумя разнополыми детьми. Мама говорила, что он был сам не свой – обычно говорливый, любитель пошутить, теперь спешил пройти мимо. Аня, наоборот, стремилась его увидеть. При случайной встрече, открыто посмотрев ей в глаза, он признался: «Я не люблю жену и живу с ней только ради детей». В другой раз Толя спросил: «Ты будешь моей?». Она промолчала, но все мысли были о нём.
                Ей припомнилось поспешное замужество: когда  подавали заявление на регистрацию брака, у неё появилось желание убежать. И пришла мысль, что если бы Толя появился на свадьбе – она убежала бы с ним из-под венца.
Аня пребывала в печали, понимая, что запоздалая любовь не принесёт радости – она не сумеет скрыть от мужа свою любовь к другому мужчине, не сможет стать любовницей, не сможет причинить боль Гале. 
 Время шло. Ни заботы о семье, ни работа – ничто не могло заглушить накатившую на неё тоску, которая особенно ощущалась, когда наступала ночь. Она уже знала, что Толя с семьёй переехал в новую квартиру, но часто наведывался к брату в гости.
Ни она, ни он пока не знали, что они больше никогда не встретятся. 
Наступила предновогодняя ночь. Аня отстояла длинную очередь  к телефонной будке, чтобы поздравить родных с наступающим Новым годом! Не успев начать поздравление, она услышала голос мамы: «Твой жених умер!». Она не помнила, как пришла домой. До обращения генерального секретаря оставались считанные минуты. Семья собралась за столом. Детям не терпелось «выудить» из-под ёлки подарки от дедушки Мороза, а Аня стояла в ванной комнате, зарыв лицо в полотенце, чтобы приглушить рыдания. Ей хотелось кричать. Она задавалась вопросом: «Зачем?». Ему было всего 37 лет, но его убил инфаркт.
Позже, она наведается к Мише. Они вместе посмотрят  семейный альбом. И он ей скажет слова, которые не успел сказать Толя: «Брат мне говорил, что он тебя любит!»…


Рецензии
Людмила, какая печальная история! Спасибо за трогательный искренний рассказ!
С наступающим Новым годом! Желаю здоровья и творческих успехов!

Светлана Мутигуллина   09.12.2023 08:49     Заявить о нарушении