Какой кульминации не хватило в Бахчисарайском фонт

Какой кульминации не хватило в "Бахчисарайском фонтане"

Еще две тысячи лет назад, Аристотель в своем знаменитом труде "Поэтика", рассматривал формы и способы создания поэзии и драмы. Он заложил классическое понимание, которое было воплощено в произведениях его времени. С тех пор, ничего не поменялось, и все что мы считаем классикой, создается в духе Аристотеля. В произведение есть вступление, основная часть, кульминация, эпилог. И конечно, знаменитый катарсис, который возносит произведением к высокому художественному уровню.

И совершенно нелепы бывают просчеты поэтов и прозаиков, когда они упускают классическую форму: то у них нет начала, то нет конца, а то нет и кульминации. И особенно досадно бывает, когда у писателя все есть, весь материал, а вот главного, правильное соотношение и расположение, как раз и нет... А в результате пропадает цельное восприятие того, ради чего и создавалось произведение. Вот чтобы вы сказали, если бы Шекспир не написал трагический финал Ромео и Джульетты, или Толстой отправил на юг Анну Каренину, а не бросил ее под колеса поезда?... Кульминация - это апогей истории, которую рассказывает художник. Вот такого финала мы, к сожалению не увидели в достойном стихотворении, которое я привожу с сокращениями.

Бахчисарайский фонтан
Музаооо

- Откуда ты, прекрасная девица,
Ко мне в гарем привезена?
В каком краю могла родиться
Такая нежность и краса?

В моих покоях, как царица,
Как драгоценность, как звезда,
Ты будешь бережно храниться
И будешь счастлива всегда.

Но почему пушистые ресницы
Слезу скрывают от меня?
Скажи мне что могло случиться?
Что опечалило тебя?

- Великий хан, твои светлицы
С садами, где всегда течет вода,
Прекрасны, и не зря гордится
Мой хан строением дворца.

Но мое сердце здесь томится,
Оставив дома мать, отца,
Я без Любви, как в клетке птица,
Прости, мой хан, я влюблена.

Я знаю, мой возлюбленный примчится
За мной сюда, загнав коня.
Пусть милость в сердце пробудится,
Мой хан, ты отпусти меня.
..........................
А ты же, глупая девица,
Витаешь где-то в облаках,
И от меня тебе не скрыться
В своих надуманных мечтах.

Тебе придется покориться
И трепетать в моих руках,
Иди в светлицу помолиться,
И да поможет мне Аллах.

*************************
- Средь ночи кто посмел вломиться?
Кому тут жизнь не дорога?
Мой стражник? Что могло случиться?
Зачем тревожишь ты меня?

- Мой хан, сбежала та девица,
Твоя любимая жена,
Сумела парнем нарядиться
И с новым евнухом ушла.

От нас им все же не укрыться,
Светила полная Луна…
Но удалось им отравиться,
В объятьях крепких умерла…

- Несите тело, чтоб проститься,
Все же любимая жена,
А вам приказываю скрыться,
Печать поставить на уста.

Лежит спокойно, как царица,
С улыбкой нежной на губах.
Ей удалось освободиться,
И в рай летит ее душа…

За что, Аллах, ты так сердиться
Решил сегодня на меня?
А по щеке его катится
Скупая, горькая слеза…

Но почему нет кульминации?.. Ну что такое!.. Все есть, стих блистает образами, интересным сюжетом, красивой и не вычурной формой, но вот только не хватило кульминации!.. Что значит отравились?.. Кульминация должны была быть не с Евнухом, а с тем, о ком говорилось в начале стиха, который пробрался тайно во дворец, и вот настигла их стража, и он сражался в зарубив четырех солдат, а оан увидя павшим своего любимого, кинжалом ударила себя в грудь... Вот что я называю кульминацией, в каком примерно духе она должна была развернуться.

P/S Кстати, если кто-то решит, что евнух и был тем молодцом, в которого была влюблена пленница, то ошибется. Потому что положение евнуха означало лишение детородных органов, что было бы уже недопустимо для храброго молодца, который приехал освобождать девицу. Он бы погиб, но не позволил бы себя лишить мужского достоинства.


Рецензии