Умиление

Поэтам, читателям, писателям,
пишущим друг другу письма,
порой прекрасные и удивительные,
но пребывающие в безвестности и забвении

               

                Мы долгое эхо друг друга...
                Роберт Иванович Рождественский
                (Роберт Станиславович Петкевич), 1977 г.


                Чтоб быть современнику ясным,
                Весь настежь распахнут поэт...
                А каждый читатель как тайна,
                Как в землю закопанный клад...
                Наш век на земле быстротечен
                И тесен назначенный круг,
                А он неизменен и вечен —
                Поэта неведомый друг.
                Анна Андреевна Ахматова
                (Анна Андреевна Горенко), 1936 — 1960 гг.*


                О чем писать?.. Бывает время,
                Когда забот спадает бремя,
                Дни вдохновенного труда,
                Когда и ум и сердце полны,
                И рифмы дружные, как волны,
                Журча, одна вослед другой
                Несутся вольной чередой.
                Восходит чудное светило
                В душе проснувшейся едва:
                На мысли, дышащие силой,
                Как жемчуг нижутся слова…
                Тогда с отвагою свободной
                Поэт на будущность глядит,
                И мир мечтою благородной
                Пред ним очищен и обмыт.
                Но эти странные творенья
                Читает дома он один,
                И ими после без зазренья
                Он затопляет свой камин.
                Михаил Юрьевич Лермонтов, 1840 г.**


Он обращался к ней «Сестрёнка»,
Переживая за неё,
И нежно называл – Алёнкой
Или Алёнушкой – её.

И говорил: « Ты – боевая,
С тобой в разведку я б пошёл...»
Хоть точно имени не зная...
Лишь буквы «Л» и «Г» нашёл...

Она в ответ писала: «Братик,
Готова, только позови!»
И про себя и свои враки
Шутила: «Прям меня спалил...»

И боль и силу он по-братски
Делил с сестрёнкой дорогой.
Твердил: «Сражайся! Не сдавайся!
Пусть даже падая порой...»

Он сам – так жил, живёт и бьётся
И за себя, и за друзей...
«Пока дышу...» – привык бороться,
Хоть против тысячи чертей!

С ног сбитым, стоя на коленях,
В аду или в кромешной тьме,
Без всяких шансов на спасенье,
По горло в ледяной воде...

В уме...в трюмах или в отсеках
Подлодки или корабля –
Где жизни каждое мгновенье
Зависит только от тебя...

И ты, захлёбываясь кровью,
Слезами, потом или льдом,
С надеждой, верой и любовью
Кому-то шлёшь письмо «С теплом...»

Окоченелыми руками...
Когда они творить едва
Способны, – ты их согреваешь,
О счастье сочинив слова...

И когда плохо тебе... очень,
И горестно, увы, совсем...
Ты – к ней в мечтах приходишь в гости,
Чтоб просто рядом посидеть...

«Ты не волнуйся, – она скажет –
В порядке я...и счастлива...»
И как-то уточнит однажды:
«Всегда! До безобразия!»

О, как чудесно высока –
Единства душ родных – отрадность!
Очаровательна, тонка
Их связи хрупкая изящность...
 
Она сквозь даты, судьбы, расстояния
У многих сохранится на устах...
В словах поэтов. В их воспоминаниях
О так и не написанных стихах.

10.10 — 03.12.2023 г.

* «Тайны ремесла» (цикл «Читатель»),
«В «Тайнах ремесла» Анны Андреевны Ахматовой обнажено мировосприятие творческого человека, описаны законы и преемственность поэзии.Цикл создавался с 1936 по 1960 год. Почти весь этот период поэтесса находится в забвении...», 2021 г., © 2007—2023 Литературный Портал "ЛитКульт".

**«Журналист, читатель и писатель»,
«Впервые опубликовано в 1840 г. в «Отечественных записках» (т. 9, № 4, отд. III, с. 307–310). В сборнике 1840 г. «Стихотворения М. Лермонтова» датировано этим же годом.Написано 20 марта 1840 г. в Петербурге, когда Лермонтов находился под арестом на Арсенальной гауптвахте за дуэль с Барантом...
В стихотворении поставлен центральный для поздней лирики Лермонтова вопрос о судьбе поэта в обществе. Следуя Пушкину («Поэт и толпа», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом») в постановке этой темы, Лермонтов еще более драматизирует ее, подчеркивая разрыв между творцом, непонятым и отвергнутым поэтом-пророком, и обществом...В альбоме Лермонтова 1840–1841 гг. есть рисунок, в точности повторяющий экспозиционную ремарку стихотворения; на нем изображен сам Лермонтов в позе Читателя и А. С. Хомяков в позе Писателя. Однако действующих лиц стихотворения невозможно свести к конкретным прототипам.
В. Г. Белинский высоко оценил стихотворение «Журналист, читатель и писатель»: «Разговорный язык этой пьесы – верх совершенства; резкость суждений, тонкая и едкая насмешка, оригинальность и поразительная верность взглядов и замечаний – изумительны. Исповедь поэта, которою оканчивается пьеса, блестит слезами, горит чувством. Личность поэта является в этой исповеди в высшей степени благородною» (Белинский, т. IV, с. 530)», М. Ю. Лермонтов, Собрание сочинений в 4 томах, Том 1, Стихотворения 1828 – 1841 гг. , Издательство «Наука. Ленинградское отделение»,  1979 г., Вступительная статья Т. П. Голованова.


Рецензии
Лев, с удовольствием прочитала сначала предисловие, а потом Ваши строчки. Неожиданные ремарки о стихах Ахматовой и Лермонтова. Благодарю за Ваш труд!-))
С уважением,

Маргарита Астанина   17.01.2024 19:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.