Определение Бога из 1 века

"Итак, я утверждаю, что Бог как Причина всего сущего запределен всему сущему; не будучи ни бессущностным, ни безжизненным, ни бессловесным, ни безрассудным, Он, тем не менее, не есть что-либо телесное, поскольку форма, образ, качество, количество и объем у Него отсутствуют и Он не пребывает в каком-либо определенном месте; у Него отсутствуют как чувственное, так и зрительное восприятие, ибо Он не только ничего не воспринимает, но и не есть что-либо из чувственновоспринимаемого; Он не подвержен болезням и свободен от смятения и волнений, являющихся следствием возбуждения чувственных страстей, однако Он не бессилен, не испытывает недостатка в свете и Ему не присущи непостоянство, изменение, искажение, разделение, оскудение, и, обобщая: ничто из чувственновоспринимаемого Ему не присуще и Он не есть что-либо чувственновоспринимаемое.

Обращаясь к той же теме, (дерзаю) утверждать следующее: Бог – это не душа и не ум, а поскольку сознание, мысль, воображение и представление у Него отсутствуют, то Он и не разум, и не мышление и ни уразуметь, ни определить Его – невозможно; Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает могуществом и не является ни могуществом, ни светом; не обладает бытием и не является ни бытием, ни сущностью, ни вечностью, ни временем и объять Его мыслью – невозможно. Он ни знание, ни истина, ни царство, ни премудрость, ни единое, ни единство, ни божество, ни благость, ни дух – в том смысле как мы его представляем, ни сыновство, ни отцовство, ни вообще что-либо из того, что нами или другими (разумными) существами может быть познано. Он не есть ни что-либо не сущее, ни что-либо сущее, и ни сущее не может познать Его в Его бытии, ни Он не познает сущее и бытии сущего, поскольку для Него не существует ни слов, ни наименовании, ни знаний; Он ни тьма, ни свет, ни заблуждение, ни истина; по отношению к Нему совершенно невозможны ни положительные, ни отрицательные суждения, и когда мы что-либо отрицаем или утверждаем о Нем по аналогии с тем, что Им создано, мы, собственно, ничего не опровергаем и не определяем, поскольку совершенство единственной Причины всего сущего превосходит любое утверждение и любое отрицание, и, обобщая: превосходство над всем совокупностью сущего, Того, Кто запределен всему сущему, – беспредельно."
 
"Зная это, богословы и воспевают Его и как Безымянного, и как сообразного всякому имени. Он безымянен, говорят, потому что Богоначалие сказало в одном символическом богоявлении из разряда таинственных видений, упрекая спросившего «Каково имя Твое?» и как бы отводя его от всякого знания Божьего имени: «Почему ты спрашиваешь имя Мое? Оно чудесно» (Быт.;32,;29). И не является ли поистине удивительным такое имя, которое «выше всякого имени» (Флп.;2,;9), – неназываемое, пребывающее «превыше всякого имени, именуемого и в этом веке и в будущем» (Ефес.;1,;21)?

Многоименен же Он потому что при этом Его представляют говорящим: «Я есмь Сущий» (Исх.;3,;14), «Жизнь» (Ин.;14,;6), «Свет» (Ин.;8,;12), «Бог» (Быт.;28,;13), «Истина» (Ин.;14,;6), и в то же время те же самые богомудры воспевают Причину всего, заимствуя имена из всего причиненного Ею, как то: «Благой» (Мф.;19,;17), «Прекрасный» (Пс.;26,;4), «Мудрый», «Возлюбленный» (Ис.;5,;1), «Бог богов» (Пс.;49,;1), "Господь господ» (Пс.;135,;3), «Святая Святых», «Вечный» (Втор.;33,;27), «Сущий» (Исх.;3,;14), и «Причина веков», «Податель Жизни», «Премудрость» (Притч.;9:1; 1Кор.1:30), «Ум» (1Кор.;2,;16), «Слово» (Ин.;1,;1), «Сведущий», «Обладающий заранее всеми сокровищами всякого знания» ( Кол.;2,;3), «Сила», «Властелин», «Царь царствующих», «Ветхий днями» (Дан.;7,;9), «Нестареющий и Неизменный», «Спасение», «Справедливость» (Иер.;23,;61),  «Освящение» (1Кор.;1,;30), «Избавление» (1Кор.;1,;30), «Превосходящий всех величием» и сущий «В дыхании тонком».

Говорят также, что Она в умах, в душах, в телах, в небе и на земле, вместе с тем Сама в Себе, в мире, вокруг мира, над миром, над небом, над сущим; Ее называют солнцем, звездой, «огнем», «водой», «духом», росой, облаком, самоцветом, камнем, всем сущим и ничем из сущего.

 Таким образом, ко всеобщей все превышающей Причине подходит и анонимность, и все имена сущего как к настоящей Царице всего, от Которой все зависит и Которой все принадлежит как Причине, как Началу, как Завершению. В соответствии с Писанием, Она является «всем во всем», и Она по праву воспевается как Основа всего, все начинающая, доводящая до совершенства и сохраняющая, защита всего и очаг, к Себе все привлекающая и делающая это объединение, неудержимо и запредельно. Ибо Она – Причина не только связи, жизни, или совершенства, чтобы всего лишь от одного или другого из этих попечении называться Сверхименной благостью: все сущее Она заранее просто и неограниченно содержала в Себе все приводящими в исполнение благостями единого Своего Беспричинного промысла, и всеми существами по праву и воспевается и называется.

 Таким образом, богословы заимствуют имена для Нее не только от всеобщих или частных промыслов, или предметов предпопечения, но и из некоторых божественных видений, озаривших посвященных или пророков в священных храмах или в других местах. Превосходящую и всякое имя Благость они называют именами то одной, то другой причины и силы, придавая Ей то человеческие, то огненные, то янтарные формы и вид, воспевая Ее «очи» (Пс.90:8,;11:42), «уши» (Иак.5,4), «волосы» (Дан.;7,;9), «лицо» (Пс.;33,;17), «руки» (Иов;10,;8), «спину», «крылья» (Пс.;90,;4), «плечи» (Пс.;90,;4), «зад» (Втор.;33,;23) и «ноги» (Втор.;24,;10)
 Они снабжают Ее венками (Откр.;14,;14), престолами (Иез.;1,;26), кубками, чашами (Пс.;74,;9; Притч.;9,;2–3) и другими полными таинственного смысла вещами."
 
"Нет ведь точного подобия между следствиями и причинами: следствия воспринимают образы причин, сами же причины для следствий запредельны и существуют выше их, согласно самому своему изначальному смыслу. Если воспользоваться примером из нашей жизни, то наслаждения и печали считаются причинами того, что человек наслаждается и печалится, сами же они не наслаждаются и не печалятся. И о греющем и жгущем огне не говорят, что он сам обжигается или греется. И если кто-то скажет, что саможизнь живет, или что самосвет освещается, тот скажет, по моему мнению, неправильно, если только не скажет это в каком-то ином отношении, ибо то, чем характеризуются следствия, заранее в избытке заключено в причинах как свойственное их существу."

(Дионисий Ареопагит был учеником ап. Павла (Деян. 17:34) и первым епископом Афин. Согласно житию, он был послан апостолом Климентом во главе миссии проповедников в Галлию, где и погиб от гонений Домициана около 96 года)
 


Рецензии
Мне очень интересно. Я так давно смотрел средневековые трактаты, что сейчас испытываю приятное чувство.
Можно из такого подхода сказать несколько современнее - что Бог не может иметь причин, являясь причиной всего.
Это даже "очевидно", но беспричинность Бога логическую проблему не решает.
Знаменитая средневековая картинка о монахе, который просунул голову за небесную сферу, нам слишком грубо утверждает, что поиск первопричин не остановится никакими категорическими императивами о беспричинности первоначал.
Я не сказал, что у Бога должна быть причина.
Я говорю о том, что категория вечности есть то же, что категория беспричинности, и "дурная бесконечность" есть постоянный фактор логических поисков, неразрешимость.
Я потому считаю сегодня актуальной парадигму неопределённости, что она на сегодняшний момент знания отвечает на вопрос частным образом.
Бесконечность есть отнесение проблем за предел нашей познавательной возможности.
Я бы назвал знание неким узким кругом освещения, за пределом которого та тьма, которая принципиально - то есть, не только в нашем представлении, являющемся стороной нашего знания, нашим "незнанием", но "реально" не имеет никакой внутренней детализации, вообще, не имеет реальности в смысле сегодня нами изучаемой и представляемой гипотетически.
Мы открываем за горизонтами то, что реально, поражаясь, насколько новое не похоже на прежнее, и именно эта непохожесть дает квазилогическое представление о том, что экстраполяция "по оси времени" "в обе стороны", есть принципиально запрещённый вопрос.
Бог, потому, есть в попытках определений парадокс, и концепция запрета определений Бога в принципе конструктивна, не имеет иной когнитивной альтернативы, то не " временный" способ "объяснения" - это суть того, что "на самом деле" всегда за границами любой когнитианости. Непознаваемое в принципе.
То, что это было сказано прежде - совсем не исключает необходимости обновлений в понимании непостижимого.

Август Май   16.05.2024 04:55     Заявить о нарушении
Мрак исчезает при свете, и особенно при великом свете; неведение прогоняют познания, и особенно великие познания. Принимая это в смысле превосходства, а не лишения, утверждай непреложно, что неведение Бога сокрыто от тех, которые имеют свет и познание о вещах; что этот высочайший мрак Его скрывается при всяком свете, равно как и при Нем скрывается всякое познание. Если кто, увидев Бога, уразумел то, что видел, – это значит, что не Его он видел, а что-нибудь из существующего и познаваемого. Сам Он, будучи выше ума и выше бытия, по тому самому, что не принадлежит к числу познаваемых и случайно существующих предметов, существует сверхсущностно и познается превыше ума. И это в преимущественном смысле совершенное неведение есть познание Того, Который выше всего познаваемого.

)Спасибо за Ваш отзыв

Вар Одис   18.05.2024 20:43   Заявить о нарушении
Каждый ждет свое личное утро.

Август Май   19.05.2024 06:04   Заявить о нарушении