Дитя войны

ВОСПОМИНАНИЯ или
ЖИЗНЬ,
ЗАРОДИВШАЯСЯ ПОД РАСКАТЫ ГРОМА ВОЙНЫ

Прежде чем, начать повествование о себе, о принципах своего существования на Земле, подумала, что не лишне начать разговор с такой истории.
В своё время я преподавала английский язык студентам политехнического института. Для домашнего чтения в книжном магазине выбрала небольшую книжонку «Сотворившая чудо» Уильяма ГИБСОНА. Из предисловия я уже полюбила его героиню…
Елена КЕЛЛЕР – ХIХ век. Стала образованнейшей американкой, знающей немецкий, французский, латынь, и греческий, известная писательница и общественная деятельница. Автор нескольких книг, статей… Лектор. Разъезжала с лекциями по Соединённым Штатам, Европе. Азии, Африке и Австралии.
Сильно преувеличение? Но не это поднимает имя Елены Келлер до небес. Нет! Судьба ей преподнесла шанс стать человеком. Всевышний помог девочке сотворить чудо!  Ведь сразу же после рождения Елена Келлер тяжело заболела. Воспаление мозга. Осталась слепо-глухо-немой девочкой. Ей повезло в одном: родители наняли в гувернантки Анну Сулливан. А, может, ЭТО ОНА сотворила великое чудо? Она без колебаний взялась за воспитание ребёнка. 

Мои студенты все глубоко сопереживали Елене Келлер. Девочки плакали. Я разбила весь текст на главки, чтобы студенты переводили каждый свою часть дома. Home    Reading. Но в аудитории, закончив перевод своей части текста, ребята уже обсуждали весь текст. Очень сочувствовали героине. Мы пришли к выводу: «Неважно, СКОЛЬКО? ты прожил на земле, а КАК! ты прожил». Это стало девизом всей моей жизни. 

Ведь я сама хваталась за соломинку, чтобы жить, а не просто существовать. Когда мне было невыносимо тяжело, я часто болела, приходила к мысли, что надо искать выход. Слух у меня стал падать, а быть, как все – очень хотелось. Никому не подать виду, что, что-то я где-то не расслышала. 
Я – дитя войны. Той самой страшной, бесчеловечной, безумной и абсурдной. Человек – враг! - лишает жизни другого лишь желая захватить территорию. Где тот проживает. И, кстати, ничего не изменилось: в наши дни без зазрения совести всё тот же враг воюет в открытую с Россией. Как с Российской империей, в открытую с Россией. С Советским Союзом. И снова с Россией.
Так вот – Великая Отечественная война проехалась незримо по моей судьбе.
… Молока материнского вкус
мне неведом.
Мать от тифа едва отошла,
Я вскликнула – «Жить!
Жить хочу, чтоб шагать по Земле
своим следом,
А не просто в челне
По течению плыть…».

В школу я пошла, хоть часто болела, в молдавском большом селе. В классах холодно. Печка стояла посередине класса. Кто отвечал – шёл к доске. Остальные, по очереди грелись у печки. Затем мы стали приносить, кто соломки, кто сухих листьев, из лесу хворост. А меня просили хоть чуть-чуть уголька. Только фронтовикам давали малость угля. Сидели в шапках, платках, в рукавицах. В школу я ходила в резиновых сапогах, ведь земля в Молдавии чёрнаяяя, жииирная. Если дождик прошёл, – сапоги оставались в грязи: их засасывала грязь густая. А осенью приходила домой, вытаскивала ноги, потом чулки, примёрзшие к подошвам резиновых сапог. Затем меня отец обул в мужские, мальчуковые сапоги. Но я уже успела «простыть» навсегда.

После окончания педагогического института филологического факультета отделения русского языка, литературы и английского языка, я преподавала русский язык и литературу в школе села Кетросы соседнего с моим районом.
Перебралась в Кишинёв. Устроилась работать в храм науки – в библиотеку Института искусств (потом стал Консерваторией).
Через год я в Кишинёвском университете преподавала библиотечное дело, работая с литературой на всех иностранных языках (родилась на севере Молдавии, ближе к границе с Румынией. В нашем селе все, кажется, были полиглотами. Близость к Венгрии (фамилия чувствуете, как звучит?). Про болгарские, польские, чешские, сербско-хорватские слова и не говорю… Молдавский, румынский для нас – как родные языки. Не могла осуществлять лишь перевод с вьетнамского языка. В Молдавии тогда были студенты из Вьетнама. Переводила через английский.

Потом меня переманили в Университет на кафедру научного коммунизма. Переманили в Библиотеку. Зав. отделом перешла в институт технической информации, забрала меня с собой. Там я стала заведовать отделом зарубежной литературы и преподавать английский в политехническом институте.

Я переехала в Москву - вышла замуж. Работу педагога пришлось бросить. Тут и произошла новая «встреча» с Елен Келлер. Взяла книжечку в руки, я по-новому стала воспринимать её содержание и смотреть на жизнь. Итак:

Когда знаменитого американского писателя Марка Твена спросили, кого он считает самыми выдающимися людьми XIX века, он ответил – Наполеона и Елену Келлер. В другой раз Марк Твен отозвался об Елене Келлер как о самой замечательной женщине со времён Жанны д`Арк.
Кто такая Елен Келлер, заслужившая столь высокую оценку великого писателя? Выше я уже знакомила вас, дорогой Читатель, с этой неординарной личностью.
В 1904 году она с отличием окончила колледж, много работала в различных организациях помощи слепым.
Ведь Елена Келлер почти с самого рождения была лишена зрения, слуха и дара речи.
Существует немало чудесных сказок и легенд о том, как камни, животные, статуи превращались в людей. И вот перед нам чудо, происшедшее прямо на глазах: маленькая глухая, слепая и немая девочка, воспринимавшая мир только посредством осязания и обоняния, стала человеком и не просто человеком, а одной из интереснейших, выдающихся личностей своего времени.

Кто же совершил это подлинное чудо? Кто научил девочку не только читать писать, понимать других, но и говорить? Кто помог ей обрести человеческий образ, полностью раскрыть все её духовные таланты и силы?
Это была скромная учительница Анна Сулливан, также перенёсшая слепоту в детском возрасте… Она совершила свой благородный подвиг.
Теперь вы понимаете восторг и переживания моих студентов? Теперь вы знаете, почему девиз всей моей жизни считаю я – «Не важно СКОЛЬКО прожить! А - КАК!?».

Рекомендую настоятельно Вам  пойти в театр Российский академический молодёжный Театр https://ramt.ru/plays/repertuar/sotvorivshaya-chudo/ на спектакль «Сотворившая чудо».


Рецензии