Джут-казахский голодомор...

К 90 летию голодомора в Казахстане (1932-1933г.г.)
Уважаемые читатели!
На мой взгляд, нынешнее поколение казахов не в полной мере осознаёт всю трагедию, пережившую казахским народом, в годы голодомора. Эта трагедия (1932-1933) в некоторых странах бывшего СССР, стоит особняком от трагедии пережившую этими народами в годы массовых политических репрессий (1937-1938) и память о трагедии голодомора в них отмечается отдельно, ибо цифры потерь казахского народа от голодомора составили около 5 млн. человек, а потери  репрессированных по политическим событиям в Казахской ССР за 1937-1938 годы составили осуждёнными-1284 человека, приговорены к расстрелу 1105 человек, а всего  репрессированных по Казахской ССР, по последним архивным данным О.Мозохина, 120 000 человек. 
Почему такого Дня памяти жертв голодомора нет у нас в Казахстане?
Виной тому: скудость публикаций на эту тему в казахстанских СМИ в том числе и архивных документов, увод в историческую тень от массовых политических репрессий ужасных событий голодомора, а, по словам некоторых, короткая память поколений.
Казахская пословица говорит: «Касиеттi-кiсе белдiк»- у не помнящих историю-нет будущего, и я не поверю, что у казахов такая короткая память.
Вспомним о жертвах казахского народа, хотя бы в год 90 летия тех ужасных событий, прочитав мой стих «Джут-казахский голодомор» в память о тех события!

Джут- казахский голодомор...

«Придет джут- много казахов умрут. 70 лет страна будет жить в безбожном обществе, после 30 лет страну будут грабить. И только после всего этого для казахов наступит благоприятное время, когда жаворонок будет откладывать яйца на овцах».
               Машхур Жусуп-казахский мыслитель,фольклорист,этнограф.(1858-1931)
  Джут(каз.жут)- падёж, пожиратель и означает природно-климатическое явление, вызывающее массовый падёж скота от бескормицы и, как следствие, голод и гибель многих кочевий.      Википедия
 Бай -до первого джута, бытыр-до первой пули.
                (казахская пословица)               
 Число жертв голода в тридцатые годы среди казахов составило 4 миллиона 68 тысяч 480 человек, откочевало по причине голода в сопредельные страны 1 миллион.
                Султан Хан Аккулы-директор НИИ "Алаш" ЕНУ им. Л.Н.Гумилёва               
              1.
Степь казахская- степь кормилица,
Ты в бескрайности велика…
Ты суровая, ты заступница,
Степь Великая- дом степняка!

Пораскинулась ты посреди ветров,
«Текеметом» лежишь на Земле…
Летом зной печёт в миллион костров,
В зиму жизнь замерзает в тебе…

Трудно жить в степи, не любя её…
Выживает в ней тот, кто силён;
Бережёт кто степь, как добро своё,
Кто провидец, заботлив, умён.

Эти все черты у казахов есть-
От того и народ  силён…
Для казахов Степь это мать и честь,
Это жизнь-это связь времён!

И любое вторжение в союзную крепь,
Как на шее удавки жгут…
Так приносят чужие в Великую степь-
«Ак суйека» сильнейший джут!
                2.
Пожиратель скота, пожиратель травы-
Так казахи прозвали джут!
Нет страшнее в степи и опасней беды,
Чем годины бескормицы жуть!

«Жут жеты агайынды»- говорили казахи,
Вспоминая тех «братьев» следы -
Снег, мороз, буран, да безтравия страхи,
Голод, лёд, нет кошар - жди беды!

Всё коварство и гибельность этой напасти
В том, что лёд покрывает, вдруг, зимнюю степь;
И не могут копытами кони добраться
До травы подо льдом чтоб её поесть.

Джут бывает и летом, когда трава
Вся сгорает под солнечным пеклом;
И живому в степи лишь одна судьба-
Степь удобрить от голода пеплом...

…Но страшнее всего- инородцы в степи,
Что приехали степи пахать…
Этим самым они отрезали пути
Откочёвкой казахам от джута бежать…

От распашки Степь посещал БОЛЬШОЙ ДЖУТ-
Гибли лошади, овцы, верблюды…
Что бы выжить, спастись от накинутых пут,
Корешками да лыком питалися люди…

В «Алка-коль сулама»- "сладок" жмых, семена,
И "по вкусу" ползучие, дикие твари...
Чтоб спастись от напасти в такие года
Откочевкой от джута спасались казахи.
                3.
Джут цикличен в природе и, в общем то он,
Был казахским народом предвиден-
И в приметах на небе, и «птичьим гнездом»
И запретами -  Степь не обидеть!

Но был джут самый страшный в Великой Степи-
ДЖУТ ВЕЛИКИЙ в тридцатые годы…
И предвидеть его ни баксы не могли,
Ни живущие степью народы.

Джут тот был рукотворен, как степные пожары-
ПРОДРАЗВЁРСТКА, а проще сказать- ГРАБЕЖИ!
Уводили весь скот со дворов комиссары-
Выживай, если сможешь, не сможешь-умри!

И патронов не надо-голод сделает дело:
«Ашаршылык»! он по тихому сможет убить…
Миллионы погибших пришлой власти уделы,
Чтоб стремление к свободе у казахов отбить...

Были, правда и те, кто в борьбе не смирился,
Кто с оружием стал свой народ защищать,
Но мала была сила, чтоб победы добиться
И пришлось им родные края покидать!
                4
ГОЛОЩЕКИНСКИЙ ДЖУТ- ГЕНОЦИДНАЯ ГИБЕЛЬ!
Слом морали и воли Великой Степи!
Не его ль отголоски я слышу поныне,
Когда недра  казахов скупают свои и чужие купцы?

Нынче "скачет" казах по степи на «Тайоте»,
Топчет шинами редких цветов лепестки…
Не о тучных стадах он сегодня в заботе,
А, чтоб нефти побольше качнуть из родимой земли.

Мир глобален! И джут не такой уж смертелен.
Было б что за рубеж "продавать-торговать"...
Спрятав память о нём глубоко в своих генах,
На просторах Великой Степи его начали забывать.

Постепенно ушло уважение к старшим,
Сострадания к бедным и к старым стали так же редки...
Меценатство богатых, почитание женщин апашек
Снизошло в никуда на просторах Великой Степи!

Возросла ненасытная жажда наживы, мещанство;
И стремление как можно побольше, где можно, урвать...
Не духовный ли джут поразил то пространство,
Где ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ всем казахам была словно добрая мать?!

Неужели тот джут так засел глубоко в поколениях,
Что и связи времён в племенах и родах уже нет;
И Великая Степь лишь осталась, как миф в рассуждениях,
Где за словом пустым  горький прячется след.

... Не озвучены полностью цифры и скорбные мысли
О умерших казахах в рукотворный тот  ГОЛОДОМОР…
Не раскрыты в  архивах секретные списки,
Знаем только, что жертв был тогда не один миллион.

Нет имён палачей- скотокрадов партийцев,
Тех, кто вместо еды клали камень голодным казахам в ладонь…
Лишь сегодня седая шеше шлёт проклятия подлым убийцам,
Да в День Памяти жертв зажигается кое-где "вечный огонь"…

В чём причины всего? Что сказать? Я не знаю.
Но с какой- то надеждой я в небо степное кричу:
-Возрождайся Великая Степь без конца и без края,
Ибо в мудрость казахов я верю! И верою этой живу!

Примечание:
В пятой строфе речь идёт о реформе в Российской империи 1867-1868 г.г., когда казахи не имели право свободного кочевания по традиционным маршрутам из-за передачи земель под пахоты переселенцам.
Голощекин Ф.И.-еврей, с октября 1925 по февраль 1933 –секретарь Казахского крайкома ВКП(б). По воспоминаниям его современников демагог, циник, гомосексуалист и палач. Голод конца двадцатых годов и особенно голод тридцатых на его совести. В Казахстане вспоминают Голощекина с ненавистью, как организатора геноцида казахского народа. В октябре 1941 года расстрелян, а в 1961 году реабилитирован.
Меценатство казахов- большой вклад внесла казахская знать, баи-меценаты в 18-19 веках в открытие школ, оплаты за обучение казахской молодёжи, издательство газет, книг на казахском языке, в казахскую культуру и т.д. В их числе дети бая Мамана, бая Каражана Укибаева, правнук Сарым батыра Салык Омаров и др.

 Перевод встречающихся казахских слов и предложений:
Текемет-тканый ковёр.
Баксы-  колдун, вещун, предсказатель…
Ак суйека жут- сильнейший джут, когда погибает весь скот.
Жут жеты агайынды-  пословица, говорящая о том, что у джута семь братьев.
Алка-коль сулама-народное бедствие.
Ашарщылык-голод.
шеше- ласковое мама. апашка- женщина преклонного возраста (каз)


Рецензии
тяжело читать, ещё тяжелее осознавать,что творят те которые руководили и руководят... Леонид Акимов 2

Леонид Акимов 2   11.01.2024 19:41     Заявить о нарушении
Уважаемый Леонид, спасибо за правильно понятый стих! рад встречи!

Константин Лунин   14.01.2024 17:22   Заявить о нарушении