Особый день

ОСОБЫЙ ДЕНЬ.
События произошли в Советское время.

Какой из ваших дней особенный? Можете вспомнить? Который повлиял на всю вашу жизнь. Бывало у вас такое чувство, проснувшись утром, что именно сегодня с вами произойдёт нечто удивительное. Пожалуй самое удивительное, волшебное, необычное, что могло бы с вами случиться. То, чего вы меньше всего ожидали.

Когда вы последний раз просыпались с чувством ожидания чуда?

Именно такой день произошёл в жизни девочки, о которой далее пойдёт речь, что лишний раз скажет нам о том, что в жизни не бывает ничего случайного, и если вам кажется что-то, на первый взгляд, обычным совпадением, недоразумением, знайте, этому предшествуют ряд определённых событий и ничего в нашей с вами жизни не бывает просто так...

Эта история основана на реальных событиях, узнав которую, ты дорогой читатель  поймёшь, что случайности не случайны, поймёшь, как жизненно важно быть благодарным, за все, что у тебя уже есть, как важно проявлять доброту и милосердие к людям, и возможно еще успеешь сделать то, что всегда хотел, найдёшь своё предназначение и пусть тебе на  пути сопутствует успех.

Суббота обещала быть обычным советским днём на неделе, сбором макулатуры у школы и игры с одноклассниками в казаки-разбойники.

Наш рассказ об одном дне из жизни девочки из города, который с трудом заметен на карте, но обладает стратегически важными для страны, объектами.
Город, где соединились две реки Волга и Дон.
Своим рождением Волгодонск обязан строительству Волго-Донского судоходного канала. Попытки соединить Волгу и Дон предпринимались в середине 16 и в конце 17 веков.
Город по сей день гордо носит название этих двух рек - Волгодонск.

Утро выдалось тёплым, несмотря на дождливый сентябрь , хотя в этом году осень радовала местных жителей, и детвора в середине сентября, ещё ходила в футболках с коротким рукавом. Но погода, как и настроение главной героини, могла изменится в любую секунду.

Как тогда 31 августа 1988 года горожане дружно жарили шашлыки, на цимлянском водохранилище, загорали, купались, а утром 1 сентября ударил мороз, улицы покрылись льдом, а накрахмаленные фартуки девочек и шикарные банты, заботливо подготовленные мамочками ко Дню Знаний, были спрятаны под куртки и шапки.

Лея, так назовём нашу героиню, пошла 1 сентября в третий класс.

Утреннее солнце давно проснулось, поднялось высоко и настойчиво пыталось пощекотать длинные, пышные ресницы спящей девочки, сквозь белые кружевные занавески, а ветерок с приоткрытого балкона, помогал разбудить ребёнка, но девочка упорно спала.

В комнате возле окна, между двумя 1,5 спальными детскими кроватями, стоял раскладной стол, на котором дети делали уроки, сегодня он был собран и на нем красовался трёхлитровый баллон с роскошными красными гвоздиками, на которые девочка по утрам смотрела и представляла, что это тюльпаны, её любимые цветы.
Но тюльпаны в сентябре было не достать, и Папа принёс гвоздики своим дочерям.

У стены стояла этажерка с книгами,  напольная лампа с абажуром, 2 ящика с детскими игрушками и шкаф.

Стены были завешаны плакатами Сандры, Си-Си Кейтч, жвачками стиморол, фантиками от юппи и пепси колой. За одним из таких плакатов Лея прятала деньги, собранные от родственников на день рождения, на случай побега из дома и почти каждый день пересчитывала их, прикидывая в уме, сколько ещё нужно скопить для безбедного странствия по миру.

Девочка с раннего детства обладала хорошим воображением, сочиняя на ходу удивительные истории про пиратов, которых она отродясь не видела вживую, но читала в книгах, живо и ярко рассказывала о жителях Франции и Англии, изображая французкий и Английский  акцент, а дети во дворе, слушали её затаив дыхание.

Улица особо не пугала девочку, она могла за себя постоять, больше всего она переживала за то, что ждёт её родственников без неё, если она покинет дом, какого им будет пережить с ней разлуку.

Представляя это, она плакала, шла обнимать бабушку и снова и снова откладывала в долгий ящик свой побег.

Ей казалось, что именно там, за порогом её дома и есть настоящая вольная жизнь без правил и указаний учителей и родителей.

Лея утром просыпалась всегда неохотно. Должно было произойти что-то интересное, чтобы  девочка вскочила с кровати. Это мог быть например, приезд гостей, Лея очень любила, когда дома гости, с ними всегда шумно и весело. А в тишине Лея начинала скучать и шкодить.

Однажды, любопытство девочки довело её до того, что она ножницами распорола диван в гостиной и разрезала единственную мамину каракулевую шубу, на вопрос зачем она это сделала, Лея ответила, что ей захотелось узнать что же там  внутри.

В двух словах, этот «несносный» ребёнок, как говорила её учительница, считала, что взрослые её недооценивают, не понимают, давят своими правилами, загоняют в какие-то рамки, какого-то строя, и вообще мир несправедлив, устроен сложно и непонятно. Зачем усложнять, если можно сделать проще.

По утрам, на стуле возле кровати, Лею ожидала выглаженная бабушкой одежда. Чаще всего это были платья с рюшами, в горошек, в цветочек, которые Лея просто терпеть не могла.

Она со слезами на глазах напяливала на себя ненавистный наряд и чувствовалась себя ужасно некомфортно в этой одежде, ведь согласитесь, очень неудобно в платье, лазать по деревьям, гораздо лучше и увереннее, делать это в шортах.


Лея росла в многонациональной семье. Донские корни, смешивались с Кавказскими горами, в семье говорили на двух языках, армянский и русский. В доме всегда было полно народа, можно сказать проходной двор, двери закрывались только на ночь, а посетители дома, исповедовали разную религию и принимали гостей в этой семье одинаково хорошо.

Была суббота, а ей нужно было идти на урок музыки, а после на Английский, в другую часть района, Мама вкладывала много внимание в образование девочки.

Утром по воскресеньям Мама возила Лею в старый город ДК Октябрь на танцы, а вечером девочка была записана в кружок вязания крючком. 

Просто какое-то издевательство над ребёнком, считала Лея. Почему в свой законный от школы выходной, она должна идти в музыкалку и бренчать там  на Пианино. Но если она пропустит ещё и этот урок, то её ждёт наказание - угол, который она, за эти годы, изучила вдоль и поперёк.

Кстати говоря, девочка не пугалась ни угроз, ни наказаний, в этом плане она была неуязвима, она испытывала к ним презрение, и ни в какую не шла просить прощения у мамы, чтобы выйти из угла. Однажды она простояла в углу 6 часов подряд, там и уснула.

Её Мама говорила - Лея трудный ребёнок. Трудный ребёнок... Папа не лез в воспитательный процесс, и только бабушка отлично понимала, что с девочкой можно договорится.

На днях Лея услышала шум в коридоре, она выбежала посмотреть, увидев как Папа с грузчиками заносят в дом что-то большое и громоздкое, она разволновалась и воскликнула:

- Ого да это же Пианино. Настоящее Фортепиано!

Вот это событие. Дети со всего двора, по очереди приходили на него посмотреть.

Отполированная крышка Фортепиано переливалась и блестела,  наверное от предвкушения удовольствия, наконец-то услышать, на своих новых клавишах, знаменитую композицию Баха или Бетховена. Ведь каждое Фортепиано мечтает издавать великолепное звучание, иначе в чем смысл существования Фортепиано ?


Наконец-то и у неё появился долгожданный инструмент, пожалуй у самой последней из всех детей в музыкальной школе.

- Вечером не уложишь, утром не поднимешь, проворчала бабушка и стянула одеяло с внучки. Вставай.

Лея открыла заспанные глаза и потянулась. Ну почему она должна тратить своё драгоценное время на разучивание нотной грамоты.

Как было бы здорово, никуда не ехать, играть с куклами, или валяться на кровати с книгой. Лея очень любила читать. Её любимая книга была Марка Твена «Том Сойер», которую она уже читала сотню раз, и в глубине души, отождествляла себя с этим свободолюбивым мальчишкой.

Вот бы Учитель просто показал мне клавиши куда нажимать, и моё мучение в музыкальной школе наконец-то бы закончилось, размышляла  девочка вставая с кровати.

Лея, часто задавала себе вопрос о том, для чего она живёт, есть ли от её рождения какой-то смысл или польза, и не найдя ответа сокрушалась, когда вынуждена была играть по чужим правилам или делать то, в чем она не видела смысла, в силу своего возраста.

Ну вот я пошла в школу, затем в институт, потом я выйду замуж и... все? В этом есть смысл моего существования? Ерунда какая-то. Размышляла девочка.

Смахнув остатки сна, Лея прошагала босыми ногами к умывальнику, причесала вьющиеся волосы, поглядела в отражение в зеркале, вздёрнула пальцем нос, рассмотрела себя со всех сторон, покривлялась, и подумала, жаль что я не красавица, как какая-нибудь актриса кино, красивым в жизни легче живётся.

Сделав неутешительный вывод, Лея, надела платье, разгладила подол влажными руками  и села за стол.

Бабушка приготовила на завтрак  сырники со сметаной, и чай.
- Кушай, а то по дороге ветром сдует.
Завтракать не хотелось. Лея повертела сырник в руке, размазала сметану по тарелке, изобразив бурную деятельность,  и как только бабушка отвернулась, выкинула в окно все содержимое.

- Ну Все, я пошла, сказала Лея и поцеловала бабушку.
-
Бабушка удивленно посмотрела вслед.
Между этими женщинами разных поколений, была какая-то особая духовная связь, они не просто были родственниками, между ними была настоящая дружба.

Бабушка почему-то всегда говорила своей дочери, Маме Леи, нельзя её наказывать, будет только хуже, с неё выйдет толк, вот посмотришь.  Какой такой толк увидела бабушка было  непонятно.

Бабушка Нина, так звали бабушку Леи, каким-то чудом находила к ней подход, искренне любила свою внучку, со всеми её недостатками, и пользовалась огромным авторитетом не только у Леи, но и у всех её друзей.

Даже казалось бы в безвыходных ситуациях, когда Лея наотрез отказывалась сделать что-то, то, что от неё просили, бабушка могла с ней договориться.

Мама Леи всегда этому удивлялась. А секрет был прост. Бабушка не воспитывала внучку под себя, не прогибала, для своего удобства, а принимала её такой, какая она есть.

Ведь это очень важно принимать людей такими, какие они есть, предоставлять им бытийность, быть тем, кем они хотят быть.

Вы скажете, а как же воспитание? Позволить людям делать что они хотят?
Я думаю, прежде всего, нужно научиться любить людей и направлять, не навязывая своего мнения.

Друзей у Леи был вагон и маленькая тележка. Понятно, когда компанию Леи украшали красивые, обеспеченные девочки из благополучных семей, с такими друзьями чувствуешь себя гораздо увереннее в жизни, не так ли?

Но когда в эту же компанию Лея брала играть Костика, из цыганской семьи, или Колю с первого этажа, который был беден, как церковная мышь, вечно помятый, взъерошенный, будто только с постели, это вызывало негодование и  недовольство со стороны других благополучных детей.

На вопросы и уговоры приличных подруг  бойкотировать не подходящих, для их компании детей, Лея заявляла, ну  вместе же веселее, чем больше людей, тем веселей. За это ей влетало бойкотом от приличных девочек.

Внутри двора была своя страна, со своими правилами и законами, но удивительным образом, Лея умудрялась внутри страны, выживать по своим правилам, с переменным успехом.

Это постоянное разделение на богатых и бедных детей, на умных, красивых, достойных, популярных в школе, всегда неизменно вызывало внутренний протест в душе Леи, а некоторые учителя этому способствовали, оказывая излишнее внимание детям, чьи родители работали в школе.

В классе Леи тоже был, на её взгляд, несправедливый перевес. Если на перемене скажем играли все вместе, а упал к примеру Игорь Древесников (Мама зам.директора школы) или Юля Шабанова (Мама работала в Гороно) то неизменно доставалось Лее, кстати сказать, светлая, добрая память обоим одноклассникам Леи, эти ребята ушли из жизни молодыми, и сыграли немалую роль в жизни Леи, оставив в душе неизгладимый след.

И это делалось с подачи учителей разумеется. Детям и в голову бы не пришло, играя опасливо озираться по сторонам, и переживать, хоть бы не упал ребёнок вышестоящего начальства.

Именно в школе начинается настоящая жизнь, со всеми её победами и невзгодами.

Лея застегнула сандалии, взяла ноты и вышла из дома.
Возле подъезда она огляделась по сторонам, заметила как собака доедает её сырники, улыбнулась и направилась в музыкальную школу.

Дворовые мальчишки разных возрастов подбежали к Лее, узнать, будут ли они сегодня играть в казаки-разбойники, и получив от Леи утвердительный ответ, радостно вернулись к своим делам, стройке хибары под лестницей.

По дороге она встретила Кирюшу, местного блаженного мальчика, который всегда гулял на улице без родителей, улыбался и разговаривал сам с собой.

Лея часто отгоняла от него мальчишек, откровенно говоря даже дралась с ними, что не подобало её статусу девочки и не соответствовало воспитанию в её семье.

Родители Лею ругали и стыдили, но она неизменно рвалась в гущу событий, когда старшие отбирали у больного мальчика деньги или мороженое.

К слову сказать, во дворе Лею уважали и при ней младших не обижали, некоторые даже боялись, а были и такие, кто за глаза обзывал  её дурой, но связываться не хотел, опасливо сторонясь обходил её во дворе при встрече.

Врожденное чувство справедливости не давало спуску никому во дворе, ни модным девочкам, ни мальчишкам постарше.

- Привет. Махнула Лея Кирюше.
- Привеееет. Промычал в ответ мальчишка.
Хоть бы не увязался за мной, куда я его потом дену, подумала девочка.
Но мальчик был занят своим делом, рассматриванием солнца, через зеленое стёклышко бутылки.

Весь путь её не оставляло чувство важности сегодняшнего дня, во-первых у неё наконец-то получилось лихо сыграть трудный эпизод в менуэте, и она ждала, что Преподаватель наконец-то оценит её старания, во-вторых, у неё есть собственное Фортепиано, и при всей своей лени, она может в любое время играть на нем, и в целом её не покидало чувство важности какого-то события.

Девочка шла улыбаясь, слегка прихрамывая на одну ногу, след от велосипедной спицы, проткнувший щиколотку, который даст о себе знать ещё долгое время и размышляла какой ещё сюрприз сегодня её ждёт.

Дойдя до перекрёстка она увидела лужу, и сначала хотела обойти её, но по какой-то причине вернулась, постояла у края, размышляя над чем-то, наверное очень важным, а после сделала невероятное, взяла и со всей силы прыгнула прямо в середину лужи.

Брызги разлетелись во все стороны, испачкав ноги, сандалии и подол платья, а Лея стояла и довольно улыбалась. Смахнув с платья грязь, а точнее сказать размазав её, хулиганка, как ее ласково называла бабушка, продолжила свой путь.

Чувство, что должно произойти нечто особенное, что изменит её жизнь, стойко преследовало её с самого утра. Не зря же она сегодня проснулась. Должен же быть во всем этом смысл.

Может сегодня она встретит свою судьбу? Случайно уронит книги, а красивый мальчик поможет поднять, и схватившись вдвоём руками за одну книгу их взгляды встретятся... они полюбят друг друга, затем поженятся.

Девочка мечтала и не заметила как дошла до школы. Урок прошёл как обычно, за исключением одной детали. Преподаватель снова не обратил внимания на её старания, а небрежно бросил:
- Ты можешь лучше.
-
Что это за фраза? Ты можешь лучше. Это комплимент или что? Неужели нельзя сказать, молодец, а давай сделаем ещё лучше. Как одна фраза, может либо окрылить либо подрезать крылья человека. 

Девочка разочаровано собирала свои вещи, когда пришла следущая ученица.
Лее казалось, что ни жизнь, ни люди её не любят. Тогда зачем стараться?
Ты можешь лучше. А что было сейчас? Плохо? Ты можешь лучше... Хм а зачем? Ради чего? Ну сыграю я лучше, кому станет от этого лучше? Мысли летали в голове девочки, натыкаясь друг на друга, предлагая одну версию за другой.

Покинув пределы музыкальной школы, она бросила взгляд на окно своего класса, Учитель, склонившись над инструментом, широко улыбался пришедшей после Леи ученицы, кстати говоря, девочке со звучной фамилией русского композитора и пианиста Дмитрия Шостаковича, хм странно, мне он никогда не улыбался, всегда был строг и холоден, имеет ли связь, знаменитая фамилия девочки к улыбке учителя, делала  в голове математический расчёт Лея?
Может сменить школу? Или преподавателя? Может дело в них?

Так в раздумьях над своей странной, не справедливой, казалось бы жизнью, девочка подошла к краю дороги. По привычке,  посмотрела направо-налево, и сделала шаг... тут завизжали резко тормоза, на остановке кто-то испуганно вскрикнул, синяя лада остановилась прямо у ног девочки. Лея вздрогнула.

- Не видишь куда прёшь? Крикнул Водитель.
Лея растеряно и испугано посмотрела на шофёра.
- Ну проходи, проходи. Стал махать рукой Водитель.
Девочка стояла, как вкопанная.

Из открытых окон машины доносились какие-то до боли знакомые звуки, но раньше она их не слышала. Родная, на первый взгляд, Мелодия разлилась по всему телу, полностью захватив внимание девочки, голос певца будоражил и  звучал очень звонко, по-детски звонко, похоже что это поёт ребёнок, это пел мальчик. Было ощущение, что эту песню она знала всю жизнь, но слышала впервые.

На душе стало как-то легко и беззаботно. Все переживания и размышления о своей трудной доли куда-то улетучились. Жизнь заиграла новыми красками и стала какой-то нарядной что ли. Как будто в мелодию вложили что-то магическое, будто в ноты  был заложен особый смысл. Действовало это завораживающе. Девочке во что бы то ни стало захотелось ещё раз послушать эту песню.

Водитель потерял терпение и объехав девочку, скрылся из виду. А Лея как стояла, так и осталась стоять, постукивая пальцами по нотам.

Что это было? Та тада тататам, тадатататам... Лея  бегом рванула домой, снова и снова напевая себе под нос, эту удивительную музыку, боясь забыть её.

Главное ни с кем по дороге не разговаривать, чтобы из головы не вылетело, - сказала сама себе девочка.

Она бежала домой  без остановки сломя голову, чтобы не забыть мелодию, она очень волновалась, что если мелодия вылетит из головы,  то Лея потеряет что-то очень ценное. Но мотив прочно влез в разум и покидать его не собирался.

Забежав в подъезд, и даже не став дожидаться лифта, Лея вихрем влетела по лестнице на 5 этаж и стала тарабанить рукой в дверь. Почему так долго не открывают, нервничала Лея.

Бабушка открыла дверь.
- Бабуля в сторону! Крикнула Лея, на ходу скидывая сандалии.
- Ты куда бежишь как на пожар?
Но Лея ничего не ответила и скрылась в дверях своей комнаты.
Бабушке стало любопытно и она пошла посмотреть, что так взволновало внучку.

Заглянув в детскую, бабушка увидела, как девочка  лихо перебирает клавиши на Пианино и что-то поёт себе под нос.
Тут Лея подняла глаза на бабушку, победоносно  улыбнулась и сказала:
- Смотри, бабуля, я впервые подобрала мелодию на слух.
И заиграла, клавиши издали звуки. Бабушка села рядом, и стала слушать.

Подобранная на слух песня «Белые Розы» была первой личной победой Леи, до этого дня, она даже не знала, что может подбирать мелодии на слух.
Радость нахождения классной песни и гордость за себя, переполняли душу девочки. Теперь эта удивительная мелодия поселилась в её доме.

Гораздо позже Лея узнала, что поёт песню действительно мальчик, сирота, из детского дома, Лея никогда не видела, как выглядит детский дом, но отчего-то ей не хотелось туда ехать.

Мама часто при шалостях, грозилась Лею туда отвезти. А точнее сдать, что вызывало волнение и чувство нестабильности в завтрашнем дне у ребёнка. Лея знала, что она  ни за что не отправиться туда, по этой причине был создан план, пути к отходу, копились деньги и собиралась провизия.

Перед сном Лея думала, наверное грустно вот так засыпать одному в детдоме. И её собственная жизнь ей казалась уже не такой плохой, хотя и не самой счастливой. У неё есть дом, Родители, Сестра, бабушка  и даже пианино.

«Когда-нибудь я обязательно увижу этого мальчика  и расскажу ему, что все не так плохо, как кажется на первый взгляд, и во всем можно найти хорошее». С этими мыслями она засыпала.

Лее хотелось поддержать сироту с чудесным голосом, с которым возможно, никто не хотел общаться. Лея уже тогда понимала, что детдомовец не вписывается в рамки ребенка из благополучной семьи, если он только не богат или знаменит. 

Может у него и вовсе нет друзей, от этого он и поёт так грустно, размышляла  девочка.

Смысл слов песни, Лея тогда особо не понимала, ей просто нравилось слушать и ей становилось хорошо, но она поняла одно - свой смысл жизни. Её смысл жизни - радовать людей, облегчать им жизнь, помогать, делать так, чтобы люди смеялись. Девочке становилось хорошо, когда вокруг люди  улыбались и смеялись.

Ведь когда человек смеётся, ему неизменно становится лучше, а это уже заслуга Леи.

Дословно сформулировать мысль о том, что она уже нашла почву под ногами, она тогда не могла, но осознание этого пришло и сопровождает её всю жизнь.
А как и почему это произошло до сих пор неизвестно.

Сколько раз мы с вами, находили смысл и теряли его, а некоторые до сих пор так и не нашли своё место в жизни. Ведь не может же быть такого, что смысл жизни только поесть и поспать, ведь человек многогранное духовное существо. И самый первый и важный импульс духовного человека - помогать.

И это удивительное субботнее совпадение - музыкальная школа, подаренное вовремя папой пианино, эта машина, из которой доносилась песня белые розы, и стойкое волшебное чувство ожидания чуда, чувства крыльев за спиной, ощущение, что ты можешь все, оказали на характер и жизнь девочки особое влияние - сформировав личность.
Действительно - особенный был день...

Спустя  годы, ей многое стало понятно.
То, что было получено в детстве и благополучно забыто, вдруг по непонятным причинам, вспомнилось, когда она была, уже будучи взрослой женщиной,  за пару месяцев перед кончиной этого удивительного мальчика, сироты, оказавшего влияние на её внутренний мир, ребёнка, с неповторимым, узнаваемым из тысячи голосов голосом, который пел ей тогда из машины.

Захотелось снова это пережить, найти то утерянное с годами, детское воспоминание, когда впервые появился вкус к жизни, смысл жизни, радость жизни, осознание того, что твоя жизнь не так плоха, как тебе казалось, и у других может быть гораздо хуже и нужно уметь радоваться тому, что есть.

Захотелось найти этого мальчика, узнать как у него дела и поблагодарить за то, что пел... за то, что научил её быть счастливой, в любых жизненных ситуациях.

И спустя почти 30 лет она его всё-таки нашла и увидела, в первый и последний раз... но было уже слишком поздно.


P.S. Автор рассказа выражает особую благодарность своей однокласснице Ирине Гончарук, за возможность приходить к ней домой и слушать кассеты песен Юры Шатунова и группы «Ласковый Май»


Рецензии