Мир в замкнутом круге

Ярким сном
 день безрассудный
вторгается в ночь.
Мир в замкнутом круге:
просыпается-засыпая.



"Империя света" (1954)
«У меня появилась идея, что день и ночь существуют вместе, они едины. Это разумно или хотя бы соответствует нашим знаниям: в мире ночь всегда существует одновременно с днём. Так же, как одни люди ощущают печаль в то же время, как другие — счастье», — пояснял Рене Магритт.
Ключевым элементом его «Империи света» стала погружённая в темноту тихая улица, очень похожая на Рю де Эссгем в Брюсселе, где жил художник. Одинокий фонарь освещает сцену, словно маяк, и лишь несколько окон слабо светятся изнутри. Однако этот безмятежный ночной пейзаж венчает залитое дневным солнцем небо, по которому дрейфуют белые облака.
Картина была написана Магриттом в последнее десятилетие жизни, но сразу же стала едва ли не самой популярной его работой. Настолько популярной, что многие коллекционеры готовы были заплатить любые деньги, лишь бы иметь в своем собрании одну из ее реплик. Художник старательно писал многочисленные копии. Всего он создал шестнадцать (!) вариантов «Империи света» маслом и еще семь — гуашью.
Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру? При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. Уютным светом горят окошки на втором этаже, одинокий фонарь дарит свой дружелюбный свет путнику, который мог бы оказаться здесь темной ночью. Казалось бы — обычный, вполне реалистический ноктюрн. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику.
Почему же тогда возникает смутное беспокойство, заставляющее зрителя все пристальнее вглядываться в картину? Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно — небо, вот в чем дело! Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. И это глубокой ночью! Только не спрашивайте, как это возможно, — ведь в мире Магритта ничего невозможного нет.
У выдающегося русского психолога Льва Выготского есть термин «противочувствие», обозначающий столкновение двух противоположностей, несоответствие между формой и содержанием, щекочущее нервы и обостряющее восприятие. Именно из этого конфликта возникает состояние, которое древние греки называли «катарсис» — очищение и возвышение души. Похоже, что искусство Магритта тоже обладает этим свойством.
сам художник объяснял свое произведение гораздо проще: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно — ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо — о дне. По моему мнению, это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. И эту силу я называю поэзией».


Рецензии