Утонченность 14

14 слов из цикла
Весна Время Открытий
http://stihi.ru/2024/03/03/2446




утонченность
любит
играть
в
прятки
один
два
три
четыре
пять
я
иду
тебя
искать


---------------
19.11.2023

Нашла )
Например,
"Музыка пяти чёрных клавиш"

------- * - - - - - - -

Журнал "ВОКРУГ СВЕТА" статья «Пять нот Востока: как китайская музыка стала частью мировой, не потеряв свою самобытность»
18 сентября 2023 г. :
.
"Китайскую музыку от западной отличает пентатоника —
гамма, состоящая из пяти звуков,
каждый из которых образует с остальными «чистые», благозвучные сочетания.
Такая музыкальная особенность характерна именно для Поднебесной,
тогда как в большинстве стран используется звукоряд из семи ступеней — до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
И далеко не все они образуют благозвучные сочетания.
Понять, как звучит пентатоника несложно — достаточно сыграть любую мелодию на фортепиано только при помощи черных клавиш."

------- * - - - - - - -

Подробнее в комментарии)


Рецензии
Основу китайской гаммы определяют пять тонов:
.
гун,
шан,
цзяо,
чжэн,
юй.
.
В конфуцианской традиции им приписывались магические смыслы — они были связаны с
.
ветром,
воздухом,
деревом,
огнем,
водой,
.
а также обозначали цвета:
.
желтый,
белый,
зеленый,
красный,
синий.
.
Более того, в Древнем Китае музыка использовалась для лечения болезней, очищения души и сознания.
============
.
СЫМА ЦЯНЬ
(родился в 145 или ок. 135 г. до н. э., умер ок. 86 г. до н. э.) — потомственный историограф династии Хань, писатель, астроном.
.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ
ШИ ЦЗИ
ГЛАВА 24
ЮЭ ШУ — «ТРАКТАТ О МУЗЫКЕ»
.
Слушая мелодию в тоне ГУН, люди становятся кроткими, спокойными и более широкими во взглядах.
.
Слушая мелодию в тоне ШАН, люди становятся прямыми и строгих правил, любящими справедливость.
.
Слушая мелодию в тоне ЦЗЮЭ, люди становятся чувствительными к страданиям других и человеколюбивыми.
.
Слушая мелодию в тоне ЧЖИ, люди начинают радоваться хорошему и любят оказывать благодеяния.
.
Слушая мелодию в тоне ЮЙ, люди становятся собранными, соблюдающими порядок и проявляют любовь к обрядам
.
.
Музыка — это то, что рождается из мелодий. А их основа — в чувствах человеческого сердца (души), пробужденных внешним миром.
.
Вот почему, когда сердце человека потревожено печалью, звуки его музыки порывисты и резки;
.
когда на сердце человека покойно, звуки его музыки широки и мягки;
.
когда на сердце человека радостно, звуки его музыки раскатисты и слышны далеко;
.
когда на сердце человека чувство гнева, звуки его музыки грубы и свирепы;
.
когда на сердце человека чувство благоговения, звуки его музыки прямы и сдержанны;
.
когда сердце человека исполнено любовных чувств, звуки его музыки гармоничны и нежны.
.
Эти шесть чувств не заложены в человеческой природе, это — движения сердца человека, порожденные в нем внешним миром вещей.
.
.
Человек рождается, будучи чистым, в этом [дарованная ему] Небом натура.
.
Сталкиваясь с окружающими предметами [внешнего мира] человек приходит в движение, и в его натуре рождаются желания .
.
Вступая в связь с [окружающими его] предметами, человек познает их, в результате формируются чувства любви или ненависти к ним.
.
Когда любовь и ненависть не умеряются внутри — в человеке, а познание [мира] завлекает его вовне — в окружающий его вещный мир и он не в состоянии справиться с собою, тогда [дарованные ему Небом] основы гибнут.
.
Когда вещный мир беспредельно воздействует на человека, а любовь и ненависть человека неограниченны, тогда предметы [внешнего мира] подступают [к человеку], и он изменяется под их воздействием.
.
Когда же человек меняется под воздействием [окружающих его] вещей, в нем погибают [дарованные ему] Небом основы, и он истощает себя в желаниях.
.
Когда земля истощена, то травы и деревья не растут; когда вода взбаламучена, то рыбы и съедобные черепахи не вырастают; когда животворные силы в упадке, то рожденные к жизни существа не развиваются; когда в обществе смута, то обряды и ритуал заброшены, а музыка непристойна. Поэтому звуки музыки печальны и лишены силы, [казалось], радостны, но лишены спокойствия. Небрежность и легкомыслие в музыке ведут к нарушению ее ритмов; расплывчатость и погружение [в ненужное] ведут к забвению основ [музыки]. Тогда широкие ее звуки потворствуют искажениям, короткие ее звуки способствуют [росту] желаний, а когда [человек] откликается на необузданные чувства, исчезают [основы] правильного поведения, поэтому совершенный муж презирает подобную музыку.
.
Всякий раз, когда на человека воздействуют фальшивые звуки, на них отзываются мятежные чувства, а по мере того как чувства непокорности формируются, наступает разгул непристойной музыки. Когда же на человека воздействуют правильные звуки, на них откликаются чувства послушания, а по мере того как чувства покорности формируются, наступает подъем гармоничной музыки. Таким образом, согласно пение находит отклик [в сердцах людей], а возврат к искаженным [напевам] искривляет все прямое, следовательно, каждому явлению определено свое и законы [развития] всего сущего в мире взаимодействуют друг с другом в зависимости от их рода."
.

Мира Полянская   19.11.2023 21:07     Заявить о нарушении
Уважаемая Мира!
Соглашаясь, добавлю, что фальшивые звуки и слова не менее страшный вред приносят и в поэзии, где небрежность и отсутствие гармонии (смысла) оказывают аналогичное действие. Гармония не терпит небрежности. В этом меня убеждают не только мудрость китайских мастеров, но и собственный 20 - летний опыт профессионального занятия классической музыкой.
С дружеской улыбкой, Аслан

Сергей Асланов   19.11.2023 21:14   Заявить о нарушении
PS Кстати, перевод с китайского не волне удачен. В частности, послушание и покорность, здесь в большей мере означает душевное равновесие (более привычная для нас идиома).
С уважением, Аслан

Сергей Асланов   19.11.2023 21:21   Заявить о нарушении
Согласна с Вами, уважаемый Аслан!
Спасибо за отзыв.
С благодарностью,

Мира Полянская   19.11.2023 21:54   Заявить о нарушении
PS Кстати, пентатоника (пентатонный, или пятиступенный лад)- одно из наиболее характерных и частых направлений не только в китайской, но и традиционной восточной музыкальной культуре вообще. В данном случае сложно говорить о безоговорочном приоритете китайцев, как родоначальников данного направления в музыке (которое постепенно переросло в целую ориентальную парадигму аудиального познания и осмысления мира).
С уважением, Аслан

Сергей Асланов   20.11.2023 10:34   Заявить о нарушении
Разумеется, в рамках отдельной статьи обычно рассматривается один локальный вопрос. Я просто чуть-чуть дополнил его сведениями из консерваторского курса гармонии.
Я опять-таки соглашусь с Вами, Мира, что многие пласты человеческой культуры имеют весьма сходные первоосновы. Это ли не лучшее подтверждение божественного происхождения человека и наличия у различных ветвей человечества единого предка.
Так что Вы (целенаправленно или нет) затронули весьма интересную, очень непростую и многогранную тему. По большому счёту, именно так и проявляются скрытые "покровы смыслов", о которых говорят знатоки. Поздравляю, у Вас появляются уникальные вещи.
С одобрением, Аслан

Сергей Асланов   20.11.2023 21:51   Заявить о нарушении
Спасибо!
С уважением и признательностью,
Мира

Мира Полянская   20.11.2023 22:27   Заявить о нарушении
.
Конфуций (около 551 года до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство)
.
Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением какой-то страны и здоровы ли ее нравы, прислушайся к ее музыке,
.
Все люди близки друг к другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания.
.
Случайно удалёны слова Конфуция, вернула)

Мира Полянская   20.11.2023 23:26   Заявить о нарушении