Ахад хаам-первый еврейский идеолог духовного сиони

АХАД - ХААМ - ПЕРВЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ ИДЕОЛОГ ДУХОВНОГО СИОНИЗМА РОССИИ. ГОРЯЧИЙ СТОРОННИК ВОЗРОЖДЕНЯ ИВРИТА.

Ашер Гинсберг, (1856 - 1927)
Литературный псевдоним — "Ахад - Хаам" — "Один из народа "— стал символом, возглавившим народ.

Он родился в благочестивой и зажиточной Хасидской семье в местечке Сквира Киевской губернии в Черте оседлости. Мать его Ривка происходила из знаменитой семьи Шнеерзонов. Когда отец Ашера Исайя получил должность управляющего большим имением в Киевской губернии, он нанял частных учителей для своего способного сына.
С тех пор молодой Гинсберг всегда был верен культурному наследию Иудаизма.
Он получил традиционное еврейское воспитание и талмудическое образование.
 Говорил ребенок только на Идиш и на Иврите. Но в 8 лет научился читать по-русски.
В то же время Ашер Гинсберг, зараженный бациллой Просвещения, выучил
не только Русский, но и Немецкий, Английский и Французский языки, а так же Латынь и Алгебру! Будучи подростком, Ашер Гинсберг познакомился с трудами средневекового философа Маймонидеса, затем запрещенных просветителей и литературу на русском и немецком языках. Юноша даже читал с большим интересом русского критика нигилиста Писарева.

Женили Ашера Гинсберга в 17 лет на девушке из семьи ребе Шнеерсона. Они имелитроих детей. Хотя Ашер Гинсберг (Ахад-Хаам) родился в зажиточной семье, он видел и знал большую разницу между благополучными ассимилированными евреями Запада и бедными обитателями Черты Еврейской оседлости, так как сам жил в среде, сохранившей вековую религиозную традицию, утраченную евреями Запада.

ОДЕССА

С 1886 года тридцатилетний Ашер Гинсберг поселился в Одессе с родителями и своей семьей и занялся семейным бизнесом.
В 1896 году он становится редактором журнала "Ха Шилоах", превратив его в рупор Сионистских идей.
В 1907 году Ашер Гинсберг переселился в Лондон как управляющий отделением Чайной фирмы Высоцкого.

Основными признаками еврейской культуры Ахад Хаам считал Иврит и Эрец Израэль.
Поклонник Маймонидеса и Спинозы писал свои произведения на Иврите и стал в Одессе основателем Духовного Сионизма. В Одессе у него появился старший друг— Леон
Пинскер, но он не стал его единомышленником. Гинсберг не одобрял тактику "Ховевей-Цион", направленную только на практическое улучшение существования поселенцев в Палестине. По природе своей как человек мало общительный, но интеллектуально одаренный, осознавший значение своей еврейской миссии просвещения еврейского народа, Гинсберг создает небольшое полутайное общество "Бней Моше" - "Сыны Моисея", названное в честь Законодателя Еврейского народа.
Немногочисленные члены общества - проверенные молодые люди, - принявшие клятву верности духовным идеям Сионизма, служили верой и правдой высокой идее Эрец Израэль. Группа Ашера Гинсберга боролась за каждую еврейскую душу.
Он мечтал об Израиле как о Духовном центре евреев всего мира. Ахад Хаам стремился к созданию еврейского государства, а не государства для евреев. В статье "Моисей" Ашер Гинсберг с почтением склоняется перед уникальным историческим, религиозным и культурным явлением Библейского Пророка, сражавшегося только за Правду и Справедливость. Как Моисей, он сам слышал повелительный внутренний голос: " Встань и иди! Иди действовать, иди бороться. Для этого ты создан!"
Ашер Гинсберг довольно часто бывал в Палестине и каждый раз публиковал в сионистской прессе свои критические очерки на иврите, собранные под заголовком: "Льо зе ха Дерех". "Это не путь, а перепутье". Другими словами, правильный путь, это,
прежде всего, - Духовное возрождение народа Израиля после 2-х тысячелетней Диаспоры!

"Да, братья! - патетически утверждал Ахад Хаам - далека, очень далека та пристань, к которой мы стремимся душою. Но тысячелетнему страннику никакой путь
не должен казаться слишком длинным!"
Эхад Хаам считал, что объединить разобщенных евреев мира и пробудить в них любовь к своей исторической родине сможет только труд на Земля Палестины, политой собственным потом.
 
После Первого интернационального конгресса сионистов в 1897 г. в Базеле Ахад-Хаам противостоял Политическому сионизму Герцля, Программе создания "Национального дома" БЕЗ УПОМИНАНИЯ и СОХРАНЕНИЯ Еврейской традиции. Реальными защитниками еврейской традиции на деле оказались Ашер Гинсберг и Зеев Жаботинский, объединившиеся для создания Еврейских отрядов самообороны и защиты евреев от погромов.

Ашер Гинсберг отверг ПЛАН УГАНДЫ как временное убежище от насилия; считая только Палестину Еврейской Исторической Родиной, которая силой ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛИ сможет воспитать в молодежи национальное самосознание и сделает каждого человека частью своей нации, её прошлого и будущего.
Ашер Гинсберг настаивал, что евреи должны жить в Палестине, на своей земле Обетованной, а не в Африканской Уганде.
Еще в 1884 году на Конференции в Катовицах Лионом Пинскером была сделана довольно удачная попытка примирения ассимилированных евреев Запада с традиционным еврейством России.
Но на Базельском Конгрессе в 1897 году противоречия обострились. На съезде
Восточные евреи были в большинстве и
представляли оппозицию идеям Герцля.
 
УТОПИЧЕСКИЙ РОМАН ТЕОДОРА ГЕРЦЛЯ "ALTNEUELAND"
О политическом и общественном устройстве Еврейского государства в Палестине. 1902 год.

Это история одного юриста из Вены, который по дороге на Острова Кука, проезжая по Суэцкому каналу, делает остановку и посещает с другом отсталую и малонаселенную Палестину. Через 20 лет они возвращаются в Европу через тот же Суэцкий канал и совершают поездку в Иерусалим, после того, как евреи снова заселили Палестину.
Основными языками там считается Немецкий и Иврит.
В Иерусалиме заседает Конгресс, работает Академия наук, Опера и Театр. Это была воплощенная мечта Теодора Герцля, где "равнина превращается в цветущий сад , а гниющее болото — в плодородные поля..."
Иерусалим произвел на Герцля неизгладимое впечатление. Он мечтал о нем, как о самом красивом городе мира. В рецензии на книгу Теодора Герцля
Ахад Хаам резко критикует Политический Сионизм Герцля и Ландау, подчеркнув, что автор упустил главное — Еврейские корни и национальный дух Традиции в новом государстве. В полемику с ним вступил соратник Герцля Нордау:
"Ахад Хаам упрекает нас в намерение подражать Европе. Он не может допустить и мысли, чтобы мы перенимали у Европы ее академии, оперные театры... Единственное, что Ахад Хаам хотел бы перенести из Европы, - это методы Инквизиции, но только с переменой ролей — евреи против христиан..."

После очередной поездки в Палестину в 1908 году Ашер Гинсберг переезжает в Лондон как управляющий офисом Чайной компании Высоцкого, не прекращая свой литературный труд. Написанные им на Иврите статьи под псевдонимом Ахад -Хаам способствовали становлению Еврейской литературы и возрождению Иврита, одном из главных принципов Духовного Сионизма... Им написаны на Иврите 10 эссе о Сионизме и Иудаизме.
Ахад Хаам был активным участником "языковой полемики", сопровождавшей основание Хайфского Техниона.

Живя в Лондоне, Ашер Гинсберг встречался с Хаимом Вейцманом и принимал участие в переговорах, завершившихся Декларацией Бальфура.
В 1922-м году он сделал Алию в Эрец Израэль.
К сожалению, путь тысячелетнего странника Ахада Хаама на земле Израиля не оказался слишком длинным. Он прожил в Эрец Израэль только 5 лет и
как выдающийся деятель Духовного Сионизма Ахад-Хаам похоронен в Тель-Авиве на кладбище Трумпельдора.

Продолжение следует.

ББ©2023


Рецензии