Феликс Довжик Творческая интуиция

Феликс Довжик

Творческая интуиция

(Из сборника прозы: «Семья и люди. Часть 5)


Идя по доброй воле
неведомой тропой,
щади свои мозоли –
работай головой.


Подсознание

Когда есть знание и есть сознание,
тогда зачем нам подсознание?

Спросили у одного ученого, который часто выступал по телевизору:
–    Что вы делаете во время бессонницы?
– Жду, когда сон придет, – ответил ученый.
– А помогает ли вам подсознание?
– Безусловно. Я на него всегда рассчитываю. В трудных случаях оно доварит.
– А если не доварит?
– Значит нет решения. Можно заняться другой проблемой.

Спросили у другого ученого, который плодотворно работал в науке, чем он занимается во время бессонницы.
– Работаю, – ответил ученый.
– А когда вы спите?
– Когда не работаю.
– А помогает ли вам подсознание?
– Знаете, я человек занятый. Мне за собой наблюдать некогда. Я слышал, что во время сна можно увидеть проблему с неожиданной стороны, но у меня это чаще случается наяву.


Интуиция

Перекошены в страхе лица -
нагишом земля после плуга.
Интуиция у полиции,
а у нас она от испуга.

Об интуицию сломали немало копий. Занимались ею и философы, и психологи, специализирующиеся на психологии творчества. Каждая из групп пыталась вложить в интуицию свое миропонимание.
Не так важна теория, как следствия из нее. История науки знает немало теорий, не выдержавших испытания временем, зачастую даже надуманных. Но в качестве системообразующего начала они позволили сделать немало полезных открытий. Теории пришли и ушли, открытия остались.

Природа, создавая на Земле человека, дала ему два полушария – правое и левое. Одно в значительной степени отвечает за образный и чувственный мир, второе за словесный и смысловой. Неплохо придумано. Явный прогресс – распределение труда налицо. Человеку, как всякой автоматизированной системе, даны датчики – пять основных чувств: зрение, слух и прочие возможности для осязания, ощущения и обоняния, столь необходимые в жизни и любви со всеми вытекающими последствиями. Но этого мало для выживания. Нужна передача информации и опыта.

Если дети не будут знать, как папаша добывает хлеб, можно заскучать на этом свете. Те картины, которые человек видит и слышит, все, что он осязает, ощущает или с удовольствием вкушает, из глаз в глаза, из уха в уши, из кожи в кожу не передашь. Поэтому, замышляя человека сложнее его предшественников, товарищ, ответственный за это, дал языку возможность не только участвовать в жвачных и вкусовых процедурах, но и болтать без ограничений. И тут началось.

Подробную картину окружающего, которую человек видит, слышит, ощущает, словами не опишешь – слов не хватит. Но можно придумать названия основным предметам, некоторым наиболее существенным действиям, и как-то приблизительно в словесном выражении передать суть упрощенной картины. Возникают слова, термины, определения.

 Например, есть названия семи цветов радуги. Художники могут назвать несколько десятков названий цветов и оттенков. Но свет непрерывен и занимает весь спектр. Где взять столько названий? Всякое определение условно и отражает некоторую степень приближения к реальному миру.

Итак, появились слова, термины, логика. У некоторых логическое мышление неплохо развито, к нему возникает божественное доверие – забывается, что первично, что вторично и что от чего пошло. Но случаются тупиковые ситуации. Буксует логика. Тогда мучительно ищется решение. Вновь и вновь рассматривается исходная картина и перебираются возможные варианты. Так иногда чувствуешь, что в банке что-то вкусное, а не знаешь, как открыть. Поднимаешь крышку отверткой, а надо отвинчивать. Или отвинчиваешь, а надо отжимать.

И вот в какой-то очередной раз, когда уже многое испробовано, нечаянно смотришь на знакомую картину с необычной точки зрения и внезапно замечаешь что-то новое – то, что раньше не замечал или то, на что раньше не обращал внимание. И перед тобой уже не старая картина, а новая, озаренная новым видением. Мгновенно в другое полушарие или в другие отделы мозга предается новое понимание. Вот это и есть творческая интуиция.

Философы вкладывают в понятие интуиции иной смысл. Интуиция по-философски – это прямое усмотрение истины без обоснования с помощью доказательств. Что такое точка, каждый имеет представление, а доказать или вывести точку логически – пупок надорвешь. Не все на свете докажешь, потому что само логическое мышление покоится на базовых понятиях, поставляемых нам образным мышлением.

Чтобы не забираться в дебри, можно предположить, что интуиция по-философски – это работа нашего образного мышления в области базовых понятий. Но не будем на этом настаивать.
Вернёмся к творческой интуиции или иначе - к интуиции в творчестве.

Поскольку интуиция связана со своеобразием работы головы, она есть у каждого нормального человека, но не у всех возникает необходимость пользоваться ею в нужных случаях. Есть она, например, у футболиста. Гонит он пинками несчастный мяч к чужим воротам и понимает, что далеко ему с мячом не пройти – противники не позволят, уже сбегаются к нему со всех сторон. Но тут он боковым зрением замечает, что друг Василий в стороне от него бежит к чужим воротам без опеки, и соображает, что через пару секунд Василий будет в таком месте, откуда мяч от его удара пойдет в верхний угол чужих ворот.

Тогда футболист лупит мяч, но не в ноги Василию, а туда, где Василий окажется, пока мяч до него долетит. Василию хлопают, Василий – герой.

Когда я был школьником, отмечали только тех, кто забил гол. Теперь догадались добавлять – с подачи такого-то Николая. А у Николая, пока он гнал мяч, не только работали ноги, но и голова – информация из чувственно-образных отделов мозга передавалась в логические, оттуда назад и снова.

Подобные процессы совершаются в голове крупного ученого. Но футболисту не приходится ничего переопределять и не приходится крушить основы чужого мировоззрения. Ему надо остро видеть всех игроков и все поле и в считанные доли секунды принимать решение – самому ли вести мяч или кому-нибудь передать.

Крупный ученый вынужден переопределять базовые понятия в зависимости от той картины, которую он увидел, вкладывать в понятия новый неведомый доселе смыл. И тут против него восстает практически весь клан. Не дадим рубить родные осины!

Показать увиденную им картину, передать ее из глаз в глаза не дано природой. Ученый может ее описать словами, терминами, определениями, вложив во многие из них новый смысл, идущий от нового представления, а клан должен по его описанию воссоздать увиденное им, воссоздать то, к чему не привыкли, да плюс к тому у представителей клана в термины и определения вложен прежний привычный смысл, поскольку трудно принять новый, не представив себе его картины.

Так было, например, с неэвклидовой геометрией. Придумал ее Лобачевский (1792-1856). Наш крупнейший и всеми коллегами признанный математик того времени Остроградский ехидно высмеял его детским смехом, а все коллеги подобострастно его поддержали.
Понять и признать геометрию Лобачевского в состоянии был король математики великий Гаусс (1777-1855), но он то ли в штаны наложил, боясь ропота поданных, то ли до слез огорчился, что его опередили и не он автор, а он, между прочим, над этим, хотя неторопливо, но уже работал.

Потом Риман (1826-1866) довел неэвклидовы геометрии до логического конца, но и тут Гаусс поспособствовал, чтобы Риман в молодые годы жил впроголодь и не слишком долго задерживался на этом свете. Впрочем, знающие люди уверяют, что это не умаляет величие открытий короля математики.

В голове молодёжи чистый экран и там можно нарисовать все, что угодно. Только тогда, когда молодежь освоит новые представления, они завоюют мир.

Существует старинный анекдот времен войны в Корее. Попал наш советский летчик в плен к противнику. Пытали его, как умели, но он не выдал тайны устройства своего самолета. В конце концов, враги, пораженные мужеством летчика, отпустили его. На торжественном собрании с будущими однополчанами на естественный вопрос, как с ним обращались, и как ему удалось вернуться героем, он ответил: «Бьют страшно. Учите, хлопцы, матчасть».

Жизнь не только предполагаемый противник, но и вполне реальный. Законы психологии не переплюнешь. Понять чужое открытие тяжелее, чем сделать свое.
Даже чтобы самостоятельно сделать на хорошем уровне свою обычную творческую работу, надо развивать интуицию – умение шевелить мозгами и взаимодействовать образным и логическим мышлением.
Получится – мы почувствуем вкус и аромат вдохновения и успеха.


Интуиция и озарение

Всё в работе имеет значение –
без труда не придет озарение,
а без знания нет осознания
и тем более нет подсознания.

Как решаются задачи?
Сначала мы знакомимся с заданием, осмысливаем условия, узнаем, что от нас требуется. Дальше делаются попытки решить богатым арсеналом средств: угадывание, перебор вариантов, логические рассуждения, применение известных алгоритмов. В простых задачах что-нибудь из этого помогает, в сложных – пробуксовка. В них без интуиции – без взаимодействия образного и логического мышления – не обойтись.

Плодотворным результатом этого взаимодействия является озарение – тот волшебный миг, когда мы находим ключ к решению или возможный путь. А дальше дело техники. Проверки, сомнения, перепроверки, расчеты, повторный просмотр образных или воображаемых картин, логическое обоснование, оформление и ликование.

Озарение – главный плод интуиции – возникает при взаимодействии образного и логического мышления. Возможны две родственные цепочки – от логического к образному и обратно и от образного к логическому и от него опять к образному.
 
Допустим, мы рассматриваем какой-то сложный механизм и не можем понять его устройство. И вдруг, обычно это бывает после долгих и мучительных поисков, когда уже многое очевидное испробовано, какой-то пупырышек, на который мы не обращали внимания, попадает в фокус нашего зрения. Зачем он здесь и что он делает? Вопрос и ответ, перескок к логике и обратно к картине, внезапное открытие (усмотрение) взаимосвязи этого элемента с остальными – вот озарение, если, конечно, этот пупырышек играет здесь ключевую роль.

Подобные процедуры с другими болтиками и шестеренками углубляли наше представление о механизме, но не давали ключа к решению.
Вот пример обратного – от логики к образу.

Решаем шахматную задачу. Хоть убей, не решается. Всё, казалось бы, в разумных пределах за белых испробовано. Внезапно в отчаянии приходит в голову мысль: черт с ними с белыми. Пусть они сделали свой какой-то неведомый ход. Что предпримут черные? Как им спастись и улизнуть от возможной опасности?
Ага, вот их самый сильный ответ. Но мы их прихлопнем конем, если слон перекроет королю вот это поле! Здесь озарение возникает от логики – к картине и обратно.

В решении шахматных задач существует несколько подобных приёмов. Они помогают отыскивать ключ намного быстрее малоэффективного перебора вариантов. Решение доводится до автоматизма, и чувство озарения часто даже не возникает. По-видимому, подобным образом решают математические задачи талантливые школьники – придумывают и запоминают сильные методы, позволяющие раскачать и раскрыть задачу.

Мне рассказывали, как решал задачу сильный ученик физико-математического интерната при МГУ. Когда преподаватели давали задачу сумасшедшего уровня, он – нормальный и умный во всех отношениях мальчик – внезапно прямо на глазах замирал и вырубался из жизни, хоть пушкой пали. Глаза застывали, ни один мускул не дрогнет, лицо без кровинки – становится мертвым и глупым, как у идиота.

Рядом с корпусом интерната способных детей по справедливости находился корпус умственно обиженных природой, и интернатские не понаслышке знали, что такое глупое выражение лица.
Проходит десяток минут. Внезапно лицо ученика начинает оттаивать. Он вздрагивает, будто с того света вернулся на землю: «Всё! Решил!».
Озарение произошло. Ключ найден.

Иногда за один прием, за один день и даже за несколько дней задача не решается. Часто случается, что задачу откладывают на неопределенный срок.
Существует древнее и знаменитое выражение: «Подсознание доварит». Многие сторонники подсознания специально, когда задача не идет, откладывают ее в сторону. Правильно делают. Известные подходы испробованы, новые не приходят в голову, зачем толочь воду в ступе? Через какое-то время задача внезапно решается. Что происходит?

Если после перерыва мы вновь стали бы решать задачу и после трудных поисков решили бы. Похвалили бы подсознание? Другой аргумент. Если подсознание такой молодец, зачем вообще решать задачу? Прочитаем условие и айда играть в футбол. Подсознание доварит.
Голову даю на отрез – нас ждет глубокое разочарование. Задача вылетит из памяти. Наша память не так работает. Чтобы задача засела в печенках и напоминала о себе, ее надо решать и решать. Удачливые сторонники подсознания это знают. Чтобы получилось, надо помучиться.

Что происходит дальше? Раз задача не решена, очевидные подходы использованы, а после перерыва чисто случайно в случайном месте, в транспорте, в очереди, в туалете, во сне, на прогулке, мы возвращаемся к задаче – каким-то случайным толчком, чем-то похожим или подобным, мы вызываем ее из памяти. Мы снова обращаемся к ней, потому что внезапно что-то из окружающего, из наших фантазий или рассуждений напоминает о ней и наталкивает на новый подход, и мы входим в задачу с новой не опробованной точки зрения или обращаем внимание на то, что раньше не считали существенным.

Возникает озарение, а некоторые хвалят подсознание – оно доварило. На самом деле, не подсознание сработало – сознание отдохнуло и ищет новые подходы. Снова работает мышление, работает воображение, работает интуиция – взаимодействие образного и логического мышления. Между вводом задачи и озарением – ощутимый временной перерыв. Он вводит нас в заблуждение. За что же хвалить подсознание?

Если глубоко задуматься, трудно поверить в подсознание, трудно согласиться с тем, что природа самую существенную функцию в процессах творчества и познания спрятала в механизмы, которыми мы не можем управлять и на которые не можем воздействовать. С такими ущербными инструментами далеко не уедешь. Не сковородку же природа проектировала.

Есть, безусловно, шероховатости. Природа не велела отвлекать наши мысли на дыхание, на кровеносную, на нервную и пищеварительную систему, но ведь детородной функцией велела озаботиться. Правильно сделала. Серьезное дело, не котлету переваривать.
Возможно, подсознание – метафора для описания творческих процессов, поэтому имеет широкое хождение в быту и в литературе, но хороша метафора – не окрыляет, а подрезает крылья.

С большой натяжкой можно поверить, что некое подсознание обслуживает автоматические процессы.
Казалось бы, подсознание – неосознаваемые действия – автоматические, механические – возможны в таких ситуациях, как езда на велосипеде или нажатие на кнопку или клавишу выключателя в темной комнате, в которой мы давно не были.

После нескольких лет разлуки мы приезжаем в родительский дом, где прошли детские и школьные годы. Темно, надо включить свет. Мы автоматически без размышлений, так, как мы когда-то много раз проделывали, подходим к стене и щелкаем выключателем. При этом наши мысли и чувства заняты совсем другим. Нас возбуждает знакомый запах и знакомая пространственно-звуковая картина родного дома. Мы его ощущаем и чувствуем.

А в это время память подсказывает прошлые действия. Когда мы включаем свет, фактически работает образное мышление, образное восприятие и ориентация – малая доля одного полушария, и мы это не осознаем, потому что основная часть этого полушария и целиком и полностью второе полушарие заняты совершенно другим. И слава богу, что у нас есть механизмы, которые доводят многие наши действия до автоматизма.

Днем в свете яркого летнего солнца мы едем на велосипеде, а думаем и мечтаем о предстоящей вечером встрече с любимой девушкой. Все наши чувства и мысли заняты мечтою о том, как сделать, чтобы она была не только любимой, но и любящей. Мы крутим педали, а сами проигрываем в воображении сценарии возможного свидания – как будем одеты, как встретим, что скажем, какой выигрышной шуткой вызовем ее чарующую улыбку.

Мы представляем ее лицо, ее фигуру, и это представление возносит нас на высоту блаженства. А в это время по пути на дорожке возникает узкий спуск с крутым поворотом и огромным булыжником посередине. Мы мгновенно образным мышлением оцениваем ситуацию и, не прибегая к рассуждениям и расчетам, принимаем решение – слева или справа объехать камень, притормозить или ускориться и какой наклон дать своему телу.

Что здесь произошло? Наши глаза визуальную картину передали в наш генеральный штаб, спрятанный под черепной коробкой, а оттуда, мгновенно приостановив наше воображаемое общение с любимой девушкой, немедленно стали поступать сигналы, управляющие работой мышц рук, ног и корпуса тела. Опасный поворот преодолен, и мы, как ни в чём не бывало, продолжаем мечтать о приятном.

Что нас спасло? Подсознание? Образное мышление? А может быть, это одно и то же, но названо разными терминами. Один термин – подсознание – с налетом таинственной мистики, связанный с прошлым науки, другой ближе к современным представлениям об устройстве и работе нашего мозга.

Не так важна теория, как следствия из нее.
Если мы примем подсознание, значит, в решении творческих задач от нас ничего не зависит. Сиди и жди, пока задача доварится. Если мы примем образное мышление и интуицию, тогда танцы другие, тогда все зависит от умелого взаимодействия наших полушарий.

Тренируй, развивай, напрягай образное и логическое мышление. Решение не принесут на блюдечке с каемочкой. Фантазируй, воображай и всматривайся, шевели извилинами и не стесняйся, если в этот момент у тебя лицо круглого идиота. Результат окупит затраты.


 Память, подсказка и озарение

Не суетись ты, как волчок,
ну нет идей – не кисни.
Подсказка – правильный толчок
для каждой свежей мысли.

Наша память хранит океан информации. Мы помним много событий и фактов со времён глубокого детства, из школы, из вуза, из нашей прожитой и окружающей жизни, из прочитанных книг и учебников, из рассказов друзей и знакомых. Всё это многие годы хранится в библиотеке нашей памяти, которая размещена всё в том же единственном нашем мозгу.

Вспомним школу. Нам накануне задали выучить стихотворение, а утром нас вызвали прочитать его наизусть. Читаем по памяти и вдруг стоп – забылось начало очередной строки. Ворошите свою память, а она вам ничего не выдаёт. Что вам сейчас нужно? Подсказка! Одно единственное начальное слово, дальше вы вспомните всё. Скорее всего, это слово лежит в библиотеке вашей памяти рядом с остальным текстом, но вы потеряли к нему дорогу.

Решается сложная задача или проблема. Всё для решения есть, а решения нет. Что нужно, чтобы решить? Подсказка! Но дороги к ней нет. Бывает редкий счастливый случай, подсказка сама приходит. Иногда во сне после долгих мучений найти решение, а иногда без мучений она возникает из случайных побочных ситуаций, но чаще всего к подсказке движешься сам, ворочая горы и разгребая завалы.

Как-то великий математик Пуанкаре долго не мог решить сложную математическую проблему. Вероятно, такое случилось с ним впервые в жизни. Он был страшно раздосадован этим и занялся другой работой.
Ученые могут работать и думать везде и всюду. Однажды в дороге, ступив ногой на подножку автобуса и что-то в своей голове представляя, он внезапно возвратился к проблеме и нашел решение. Пришла подсказка – произошло озарение.

Пуанкаре посчитал, что сработало подсознание. А чем он ещё мог объяснить этот факт сто с хвостиком лет тому назад, ничего не зная в то время о работе нашего мозга.

Химик Кекуле долго не мог понять молекулярное устройство бензола. Однажды во сне ему приснилась круговая цепочка обезьян, держащих друг друга за хвост. Круговую цепочку молекул он в своих комбинациях не использовал, перебирая десятки других, а тут подсказка и сразу озарение. Он объяснил это подсознанием. А как по-другому объяснять в ту пору?

Между прочим, та же подсказка могла прийти к нему другим путём. Он мог бы увидеть детскую книжку с подобными рисунками обезьян или цепь велосипеда, если велосипеды тогда уже были.  Вот не пришло же в голову ни Кекуле, ни Пуанкаре: то, что они посчитали подсознанием – всего лишь подсказка, самому себе найденная в процессе работы нашего мышления наяву или даже во сне.

Пуанкаре был большим поклонником подсознания, наверно не без влияния Фрейда, предложившего эту диковину. Мы все родом из детства и юности, многие наши пристрастия и предпочтения идут оттуда, хотя мы это часто не осознаём. В популярных статьях и в письмах Эйнштейна о подсознании я ничего не встретил, хотя своё представление о мышлении он от друзей не скрывал. Странно, некоторые даже крупные физики поверили математику Пуанкаре, но это их дело и их пристрастие.

Меня иногда пускали в книгохранилище технической библиотеки нашего НИИ. Очень хорошая была библиотека и сотрудники доброжелательные. Очень часто по дороге к нужному стеллажу я останавливался возле других и иногда находил там книгу, о которой даже мечтать не мог. Я тут же забывал, зачем я сюда пришел – в книге обсуждались более важные для меня вопросы. Возможно, подобным образом мы общаемся с библиотекой нашей памяти и случайно находим подсказку, а от неё – озарение. Так где же тут подсознание?


Рецензии
Еле долистал до конца. Artificial Intelligence аналитические задачи решает пока что крайне плохо. Есть шанс для человечества, зацепиться за край пропасти...

Алексей Прохладов   02.12.2023 20:08     Заявить о нарушении
И спасибо за честность Вам...

Алексей Прохладов   02.12.2023 20:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.