У истоков российского сионизма. Леон Пинскер 1821

У ИСТОКОВ РОССИЙСКОГО СИОНИЗМА.

 
ЛЕОН ПИНСКЕР (1821–1891) СОЗДАТЕЛЬ "ХОВЕВЕЙ ЦИОН"- ЛЮБИТЕЛИ ЦИОНА.

Доктор философии, создатель Организации "Ховевей Цион" - (Любители Циона").
Леон (Йехуда Лейб) Пинскер родился в 1821 году. В это же время выдающийся лидер декабристов ПАВЕЛ ПЕСТЕЛЬ организовал ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ РОССИИ ОТ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ.

В целях конспирации Павел Пестель использовал ивритский шрифт и пароль "ХЕРУТ", означающий сладкое слово - "Свобода". Но в программе о правах российского гражданства он выразил сомнение по поводу некоторых "диких кавказских племен" и ... евреев.

Тем не менее, отец Леона Пинскера, просвещённый еврей, педагог, писатель и археолог СИМХА ПИНСКЕР был приписан к одесским мещанам и получил почетное гражданство.
Сын его, Леон Пинскер сначала учился в школе своего отца, потом в классической Одесской гимназии и окончил Ришельевский лицей в Одессе со степенью Кандидата права. Как еврей России, он не имел права работать адвокатом, но был одним из первых евреев, принятых в Московский университет, и получил диплом Доктора медицины.
Будучи сторонником Хаскалы, Леон Пинскер преподавал русский язык в еврейских школах Кишинёва.

Во время Крымской войны 1854 года доктор Пинскер добровольно работал врачом в военном госпитале в Крыму и был свидетелем всех ужасов войны.
Участник Русско-турецкой войны - Лев Николаевич Толстой описал в "Севастопольских рассказах" кровавые военные будни на фоне мирного рассвета над осажденным Севастополем: "...Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть веселым блеском...” А в госпитале "...Вы увидите ...докторов с окровавленными по локти руками и бледными угрюмыми физиономиями.."
При этом Лев Толстой был поражен и восхищен: "Дух в войсках выше всякого описания.
Во времена Греции не было столько геройства".

После Крымской войны доктор Пинскер активно занимается общественной деятельностью и становится одним из основателей журналов "Рассвет" и " Цион".
Первый погром 1874 года продолжался в Одессе з дня, но воспринимался лишь как "местное явление торговой конкуренции", но он оказался прологом к массовым еврейским погромам 80-х гг. прокатившимся по западным и юго-западным губерниям России. Проявление массовой ненависти к евреям резко изменила просветительские взгляды Лейба Пинскера.

После убийства Российского императора Александра II в 1881 году, в центральных газетах России появились статьи с нападками на евреев, обвиняемых в убийстве русского царя и намеками на предстоящие погромы.
В нескольких городах погромы начались почти одновременно и продолжались около
2-х лет. Александр III - Российский император, Царь Польский и Великий князь Финляндский - видел в погромах только проявление патриотизма русского народа.
В России была установлена процентная норма для поступления евреев в средние и высшие учебные заведения: 10% в Черте оседлости, за Чертой оседлости 5%, в обеих столицах - Москве и Петербурге - 3%.

В связи с бедственным положением российских евреев, доктор Леон (Лейб) Пинскер в 1882 году издал за рубежом брошюру "АВТОЭМАНСИПАЦИЯ" с призывом русского еврея к своему народу. Он писал, что для ЕВРЕЙСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ, прежде всего, НЕОБХОДИМА ТЕРРИТОРИЯ.

Вместе с профессором Гейдельбергского университета Гeрманом Шапиро и своим единомышленником Максом Мандельштамом доктор Пинскер основал в Одессе Еврейское общество "ХОВЕВЕЙ ЦИОН", — Любители Циона.

Через 2 года, в 1884 году в Катовицах Леон Пинскер организовал ПЕРВЫЙ СЪЕЗД "ХОВЕВЕЙ ЦИОН", на котором встретились сионисты России, Германии, Польши, Румынии, Франции и Англии из различных кругов — раввины, редакторы газет ,писатели, купцы, врачи, юристы.

Лидеры еврейских общин Западной Европы не хотели покидать благополучную в то время для евреев Европейскую Диаспору, а религиозные представители всех еврейских общин призывали своих прихожан к традиционному терпению в ожидание прихода Машиаха.

Поэтому Пинскер, как опытный политик, на конференции в Катовицах не акцентировал национальные стремления российских евреев, чтобы не оттолкнуть представительство евреев Запада, противников еврейского национального самоопределения.
Он только подчеркнул необходимость евреев вернуться на землю Эрец Израэль, чтобы возделывать ее, как это делали далекие предки. За 60 лет до Холокоста Пинскер красноречиво обрисовал трагическое положение евреев в странах рассеяния, которых объединяет два фактора — "ПРОИСХОЖДЕНИЕ и СУДЬБА".

Речь Пинскера была восторженно встречена делегатами Съезда, убежденными, что единственным выходом из бедственного положения российских евреев может быть покупка земли в Палестине и возвращение евреев в Эрец Израэль, в страну своих далеких предков. Доктор Пинскер, избранный председателем "Ховевей Цион" пользовался поддержкой банкира Эдмона Ротшильда.

С 1882 года Эдмон Ротшильд стал выкупать участки земли в Палестине и активно поддерживать поселенческое движение, спасая евреев России от погромов.
25,000 гектаров земли он передал Еврейскому колонизационному обществу и единовременно вручил ему чек на 15,000,000 франков золотом. Банкир стал Президентом специального Совета по распределению вкладами в Эрец Израэль.

ПЕРВАЯ АЛИЯ (1882 - 1903).
В страну Израиля за десятилетний период приехало 25,000 человек.
Среди репатриантов выделилась сионистская организация харьковских студентов во главе с Белкиндом — БИЛУ, аббревиатура "Бейт Яаков леха ве нелха" - "Дом Израиля , встань и иди!" Биловцы прибыли в Османскую Палестину, чтобы организовать новое сельскохозяйственное поспоселение ,основанное на труде и социальной справедливости.

Объединившись с "Ховевей Цион", первопроходцы Святой земли основали "Ришон ле Цион" — "Первый в Ционе" сельскохозяйственный кооператив. Вслед за ним один за другим возникли на земле Израиля кооперативы в Рош - Пина, Зихрон Яаков и Йесуд - а Маала..

БАРОН ЭДМОН РОТШИЛЬД (1845-1934)

Барон Эдмон Ротшильд, видевший в Земле Израиля единственную возможность спасения евреев, щедро финансировал нужды и проблемы переселенцев. Он закупал земельные наделы для сельскохозяйственных работ, саженцы эвкалиптов в Австралии для осушения почвы, ввозил определенные сорта лозы для виноградных плантаций и выстроил 2 винных завода в Эрец Израэль.

Палестинская община ЙИШУВА ко времени Первой Алии состояла из старожилов 4-х больших святых городов — Иерусалима, Хеврона, Цфата и Тверии.
Новоприбывшие создавали на земле Израиля первые сельскохозяйственные поселения, которые финансировал барон Эдмон Ротшильд. Сотрудничество с сионистами справедливо оценил сам барон де Ротшильд: "Без меня сионисты мало чего достигли бы, но без сионистов мое собственное дело погибло бы."

Post scriptum.

Теодор Герцль узнал о брошюре доктора Пинскера " Автоэмансипация", написанной на декаду ранее, только после выхода в свет его книги "Еврейское государство".

Автор брошюры "Автоэмансипация" доктор Леон Пинскер, умер от сердечной болезни в 1891 году, и был перезахоронен на склоне горы Скопус в Иерусалиме в пещере Никанора.

Продолжение следует.

ББ©2023


Рецензии