О фарисеях Из несказанного

Для фарисея, что крест целовать, что жопу - один хрен! ... "
Из несказанного Павлом Флоренским

Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716

***
Фарисеи (ивр. [перушим] или [прушим] «отделившиеся») — религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма; одна из трёх древнееврейских философских школ, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э.), хотя возникновение фарисейского учения может быть отнесено к времени Ездры. Учение фарисеев лежит в основе Галахи и современного ортодоксального иудаизма.

Конфликты между фарисеями и саддукеями происходили в контексте гораздо более широких и давних социальных и религиозных конфликтов среди евреев, усугублённых Римским завоеванием[1]. С одной стороны, основание конфликтов было культурным — между теми, кто поддерживал эллинизацию (саддукеи), и теми, кто сопротивлялся ей (фарисеи). Ещё одна разница — условно «судебно-религиозная»: между теми, кто подчёркивал важность Второго Храма с его обрядами и богослужениями, и теми, кто подчеркивал важность других Моисеевых законов. Также был аспект разногласий, касавшийся различных толкований Торы и того, как применять её к современной им жизни: например, саддукеи признавали только письменную Тору и отвергали такие доктрины, как устная Тора, Пророки, Писания и воскрешение мёртвых.

Иосиф Флавий (37 — ок. 100), которого многие историки считали фарисеем, оценивал общее число фарисеев до падения Второго Храма примерно в шесть тысяч человек[2]. Он утверждал, что фарисеи пользовались полной поддержкой и уважением среди простых людей, по-видимому, в отличие от более элитарных саддукеев, которые были высшим классом. Фарисеи претендовали на авторитет Моисея для своего толкования еврейских законов, в то время как саддукеи представляли власть жреческих привилегий и прерогатив, установленных со времён Соломона, когда Садок, их предок, служил в качестве первосвященника. Выражение «простой народ» в писаниях Иосифа Флавия предполагает, что большинство евреев были «просто еврейскими людьми», не входившими ни в какие группы.

За пределами еврейской истории и литературы фарисеи были отмечены упоминаниями в Новом Завете в связи с конфликтами с Иоанном Крестителем и Иисусом Христом. В Новом Завете также есть несколько упоминаний о том, что апостол Павел был фарисеем. Отношения между ранним христианством и фарисеями зависели от личности человека; в то время как многочисленные безымянные фарисеи изображались как враждебные, в новозаветных писаниях упоминаются некоторые фарисеи, включая Иосифа Аримафейского, Никодима и Гамалиила, которые симпатизируют Иисусу и христианам. Жёсткое обличение фарисеев в Евангелии привело к тому, что понятие «фарисейство» в христианстве и современном обществе часто употребляется как синоним лицемерия.

Название
Название «фарисей» происходит от древнегречес, а оно в свою очередь — от арамейского, во множественном числе), что означает «отделившийся». На иврите это соответствует словам в единственном числе и  во ожественном. Эти слова являются производными от корня , имеющего значение «отделяться», «обособляться»[3][4]. Это может быть ссылка на их отделение от язычников, источников ритуальной нечистоты или от нерелигиозных евреев[5]. С другой стороны, это может иметь особое политическое значение как «сепаратисты» из-за их отделения от элиты саддукеев, причем Ицхак Исаак Галеви характеризует саддукеев и фарисеев как политические секты, а не религиозные[6].

Томас Уолтер Мейсон и специалист по талмуду Луи Финкельштейн предполагают, что «фарисей» происходит от арамейских слов , что означает «перс» или «персидский»[7][8], основанных на демониме parsi, что означает «перс» на персидском языке и далее сродни Парса и Фарс. Ученый из Гарвардского университета Шайе Коэн отрицает это, заявляя: "Практически все ученые сейчас согласны с тем, что название «фарисей» происходит от древнееврейского и арамейского «паруш» или «персуши»[5].

В Евангелии от Матфея сказано, что фарисеи любили, чтобы люди звали их: «учитель, учитель» (Мф. 23:7).

***
Значение словосочетания «целовать крест»
Целовать крест ( ист.) — целуя крест, давать клятву, присягу, присягать.

См. также крест.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Целовать крест кому на чем или в чем (истор.) — присягать.

См. также крест.

Целовать крест кому и без доп. (старин.) — присягать.

См. также целовать.


Рецензии