Художник. Глава 6. 1

Художник. Глава 6.1.

До апреля проработала Голда на складе. Обучилась всем премудростям и хитростям,которые должен знать грамотный кладовщик. С началом весенних полевых работ,не смотря на протесты Яковлевича,директор совхоза перевел Голду учетчицей на поля. Пришлось учиться ездить верхом на лошади,так как поля за день пешком не обойдешь,а приходилось в течение дня и по нескольку раз посещать одно и то самое поле. Работа тяжелая,но Голда не жаловалась. Иногда ей приходилось и на тракторе работать,если случалось что-либо с кем-нибудь из трактористов,а работа была срочная. Здоровая,сильная,но в тоже время очень привлекательная девушка,она не раз останавливала на себе восхищенные взгляды мужчин,но всегда при этом она смущалась,отворачивалась и спешила уйти.

Питание оставляло желать лучшего,но все-таки Голда не голодала. Свой хлеб,который она получала по карточкам,она съедала днем в поле,а завтракала и ужинала с Симой,которой за это платила. Еда была простая и скудная:картофель,каши,овощи с огорода,иногда похлебка. Голда помогала Симе сажать и обрабатывать огород,да и во всех хозяйственных делах она старалась помогать Симе. Голда хорошо помнила наставление своей матери,которая не раз говорила ей: «Когда будешь жить у чужих людей,всегда помогай им по хозяйству,и тогда они будут к тебе хорошо относиться». От родных из Новоконстантинова по-прежнему не было никаких известий,но она регулярно получала письма от родственников из  США. Они прислали ей две посылки с вещами,в которых Голда,оставшаяся без необходимой одежды после кражи,очень нуждалась. Постепенно Голда привыкала к жизни в Степном. Все лето и почти всю осень проработала она учетчицей на полях.

Во время уборки сои в совхозе случилось трагическое событие. В Степное распределили на жительство эвакуированных. Их поставили работать на уборку сои. Эти несчастные так изголодались,что стали есть сырую сою. Они ели ее,не смотря на предупреждения местных жителей о том,что сою нельзя употреблять в пищу без термической обработки. Чаще всего ее жарили на сковороде. Через несколько часов у всех,кто ел сырую сою появились сильные боли в животе и рвота. Соя,не прошедшая термическую обработку,очень сильно набухает в желудочно-кишечном тракте,раздражает кишечник и вызывает усиленную перистальтику. Это приводит к кишечной непроходимости-завороту кишек,как говорят в народе. Заболевших отправили в город,но трое из них:двое мужчин и одна женщина,умерли по дороге,и еще одна женщина умерла в больнице.

В конце октября завскладом стал чувствовать себя очень плохо. Из-за одышки он ходил с большим трудом. Как-то вечером он вернулся со склада домой,отказался от ужина и лег в постель. А ночью стал задыхаться. Его жена побежала к директору совхоза просить,чтобы он послал за фельдшером в Биджан. Но когда она вернулась домой,ее муж уже не дышал. Ну губах у него пузырилась розоватая пена. Фельдшер,приехавший через несколько часов,осмотрел труп и сказал: «Болезнь его известная,пороком сердца он страдал. А умер от отека легких,жидкость в легкие пошла».

Голда узнала о смерти Яковлевича на другой день вечером. Об этом ей рассказала за ужином Сима.
-Был человек и нет его,-равнодушно сказала она.
Но Голда искренне сожалела о смерти Яковлевича,который всегда к ней хорошо относился. Вспомнились эвакуированные,объевшиеся сои,скрюченные со вздувшимися животами и искаженными страданием лицами стояли они перед глазами Голды. Ей захотелось заплакать,и не просто заплакать,а завыть в голос из-за трагических чужих судеб и из-за своей тяжелой судьбы. Но она постаралась сдержаться,чтобы не показывать своих чувств Симе.

А утром ее вызвали к директору совхоза.
-Ну,Голда,принимай склад. Будешь теперь постоянно работать завскладом. Сначала нужно переучет сделать. Софья Давидовна тебе поможет.
Софья Давидовна работала бухгалтером в совхозной конторе. Эту пожилую женщину с всегда сердитым лицом Голда побаивалась. Но все сошло благополучно. Сделать переучет не составило труда,так как Яковлевич был очень педантичен в работе.    

 


Рецензии