Пьяная съёмка

Если кто-то считает, что работа видеооператора лёгкая и безопасная, то читайте мою историю, которая произошла не так давно.

Периодически ко мне обращается одна девушка, чтобы смонтировать ей видео. Назовём её Ирина. Это не банальные видеоролики, а не много не мало - короткометражные фильмы. Излюбленная ею тема - война мира милиции с криминалом. Но речь собственно не о предпочтениях в жанрах.

Я каждый раз вставлял свои "5 копеек" по поводу операторской работы в показанных ею фильмах и как оказалось - не напрасно. Не было у неё операторов и камеру брали все кому не лень. Эдакая провинциальная самодеятельность получалась. Хотя после монтажа - выходило можно сказать неплохо.

И вот она в очередной раз решила снимать кино. И в этот раз - полный метр. Дело понятно ответственное, более 20 актёров, куча локаций (мест съёмки) и он попросила меня снять это видео. Ну аппаратура у меня имеется и навык постановки тоже. Дал согласие.

Спрашиваю: "я только оператором буду или мне помогать режиссировать?". Ответ был, что нужно помогать режиссировать съёмку.

Тогда я попросил заранее сценарий. Она сказала, что не может его скинуть по Интернету. Мол это небезопасно и ещё что-то невнятное. Хм, странно - подумал я. Режиссёр будет снимать на ходу, без сценария. Не понять что делать. Какой сюжет... какая фабула фильма. Ну окей)

Главное, что я точно знал заранее, что это будет боевик, а не "немецкое кино" с охами и вздохами. И то хорошо!

В итоге сценарий она пообещала. Отдала она его за час до выезда к месту съёмки (снимать нужно было в Минске). Сценарий был в виде скриншотов сплошного вордовского текста, где были лишь реплики героев и ни намёка на описание действий, мест, списка действующих лиц каждого эпизода. Я в спешке этот "сценарий" распечатал. Нет, не вордовский файл. А фотографии скриншотов) И всю эту кипу листов взял с собой. Думаю: "пока едем разберёмся".

По знакомству цена за работу была не как за кино, а по т.н. "свадебному тарифу". 25 рублей за час работы оператора. Именно работы (нахождения на съёмочной площадке в непосредственном процессе). Ну т.е. обед не в счёт. Но если оператор ставит свет или камеру для эпизода, но камера при этом не записывает, то это тоже считается работой. Если оператор рисует раскадровку (кстати вместо режиссёра), то это тоже работа.

Как оценивать это время? Никто же с секундомером не будет записывать. Я сказал до съёмки так: "камера сохраняет время создания каждого файла, я по итогу смогу по этому времени определить куски, когда мы работали". Вроде честно. Ни себя не обманул ни клиента.

По итогу вышло 14 с половиной часов работы за два дня. В общем 360 рублей. Ну т.е. дешевле, чем снять банальную свадьбу, где от оператора толком ничего не требуется.

При этом ни копейки не взял за то, что пришлось ехать для съёмки из Гомеля в Минск. Да, дорогу оплачивала клиентка, но сам факт езды со всей аппаратурой - тоже изматывает и должен учитываться... Наверное... Кем-то...

И вот час настал. Я на вокзале. Клиентка с коляской. В ней трёхлетний сын. Восьмимесячный сын в животе. Рядом Сергей - гражданский муж клиентки. Едем впятером. Четыре человека снаружи и один в утробе матери.

Я по прежнему тешу себя надеждой хоть как то разобраться в сценарии фильма пока едем в поезде. Но что-то пошло не так...

Гражданский муж этой барышни (грузчик по профессии) решил внести свои коррективы. Он купил огромную бутылку пива и потихоньку её смоктал. Но ладно бы он делал это молча, так у него во первых рот не закрывался, а во вторых они с клиенткой постоянно ругались.

Я не лезу. Кто я им? Чужой человек. Нанятый оператор. Но понимаю, что съёмки выйдут знатные!

Кое как я понял суть первых 10 эпизодов будущего фильма (из 40) и начирикал для себя раскадровку. Раскадровка - это когда схематично нарисован будущий кадр, в котором видно как стоят актёры и где они находятся.

В Минск мы прибыли рано утром. Около 6 утра. Съёмки назначены на 9 утра в арендованном загородном коттедже.

Что-то перекусили на вокзале. В 8 утра открывается прокат видеотехники (нужно было кое-что для съёмок арендовать) и нашли на ходу прокат наручников. Фильм про бандитские разборки как-никак.

Поскольку муж клиентки, похоже, ночью в поезде не только пиво пил, то к утру он был уже "готовый". Брать его с собой было бы не правильно в компанию, где выдают технику в аренду. Нам бы просто решительно ничего не дали. Хорошо что он согласился побыть в машине. Позже вы поймёте почему.

Кстати я назвал его Сергей. Хотя во всех социальных сетях он себя подписал "Ваня". (все имена вымышленные, но события реальные)

И очень уж ему хотелось взять на себя организацию процесса. И с актёрами он договаривался. И телефоны все только у него. И люди его называют по разному. Кто Сергей, а кто Ваня.

И вот этот "организатор" приехал в Минск пьяный в драбадан. Ох, что будет - подумал я... Но надежда - она, как известно, женщина живучая и умирает последней.

Прибыв на место съёмок (коттедж), я принялся готовить съёмочную технику (камера, штатив). Микрофоны были, но Ирина и Сергей никого не взяли на должность звукорежиссёра, кто бы им звук записывал. Я разорваться тоже не мог. Сказал об этом. Ирина сказала, что значит будут потом делать дубляж (накладывать голоса актёров).

Сергей сразу начал заниматься актёрами. Ну как заниматься? Жарить шашлык и приглашать всех к столу. Ну и выпить конечно же. Актёры естественно отказывались. Кто-то вежливо говорил: «Отснимем всё – тогда можно».

В это время я что-то пытался снимать. Ирина сидела тихо в уголочке и гладила живот с будущим малышом. На вопросы мои что-то отвечала невнятно, но понимал я слабо. В итоге как-то что-то снимали.

Одна из актрис, увидев, что я тщетно пытаюсь разобраться в ворохе беспорядочных бумаг, начала тоже помогать.

Но самое интересное началось вечером, когда актёры разъехались.

Сергей уже почти ничего не соображает. Я голодный – за день ни крошки не съел (меня в отличие от актёров к столу не приглашали, а потом всё съели). И тут Ирина говорит: «Помоги мне съездить в магазин – нужно покормить старшего ребёнка». Я естественно согласился, т.к. и сам хотел жутко кушать. Мы поехали на машине одного из актёров. В доме остался один из актёров (Артём), который решил никуда не уезжать, т.к. с самого утра он занят в съёмке эпизода. Решил заночевать в коттедже. Мы его оставили и поехали в магазин.

В супермаркете купили еды и на такси помчались обратно. Ирина с пакетами еды, а я с едой и съёмочной техникой. Да, я её взял с собой, т.к. там кроме моей была арендованная и отвечать за это не хотелось.

Подъезжая к посёлку, где коттедж, я увидел на дороге освещённого фарами парня. Он шёл прямо навстречу нашему такси и махал руками. Это был Сергей.

На лице Ирины появился страх. Я не понял почему. Таксист остановился. Я вышел из машины (сидел сзади) чтобы спросить что происходит. В ответ он бросился в мою сторону с кулаками. Я – трезвый, он – пьяный. Естественно у меня реакция получше и я отскочил. Начали друг от друга бегать вокруг машины. Я ничего плохого не сделал, наоборот поехал помочь купить еды его старшему сыну – он то не позаботился об этом. Но он невменяем. Когда он понял, что меня не догонит – он ринулся к машине. Ирина кричит водителю; «Гони».

Водитель поехал. Сергей уцепился руками за полуоткрытое окно и начал дубасить по машине. Ноги болтались в свободном режиме. В итоге Сергей отпустил руки и упал на траву, а такси уехало вперёд. Сергей снял свои туфли и бросил со злости куда-то в кусты. В темноте не видно куда.

Настроение Сергея поменялось. Он уже начал плакать. Я подхожу аккуратно и с расстояния спрашиваю что происходит. Попутно объясняю, что мы просто поехали в магазин за едой.

Он начал говорить на Ирину, что она «шалава» и что она сейчас будет заниматься интимом с таксистом. Мне и смешно и не очень. Беременная женщина с трёхлетним ребёнком на руках в конце дня будет что-то делать в такси? Но Сергею доказать что-то не возможно. Орёт благим матом.

Звонит ей на телефон – угрожает. Мол, едь в коттедж. Она по понятным причинам боится расправы и не хочет возвращаться. Звоню уже я. Говорит: «я боюсь ехать – он меня убъёт». Я спросил где она – она сказала, что стоят неподалёку с таксистом. Таксист отказывается её везти к этому отморозку, т.к. боится и за неё и за машину.

Мне Сергей орёт в ухо, чтобы я сказал чтобы Ирина не боялась и возвращалась. Потом спустя секунду, выхватывает у меня трубку и опять ей угрожает. Короче цирк! Оказалось, что Сергей Ирину никуда одну не отпускает и жутко ревнует к каждому столбу. А она это терпит.

Мы потихоньку вернулись в коттедж, и на протяжении возвращения, звоним Ирине. Она потиху успокоилась. Таксист её пересадил в другое такси и попрощался. Другой таксист привёз её обратно.

Как только Ирина вошла внутрь, Сергей кинулся к ней, она начала убегать вокруг биллиардного стола. Том и Джерри – не меньше. Я естественно начал его успокаивать. Он устал бегать и сел в кресло…

Ирина спросила: «А где Артём?». На что Сергей сказал: «А нет больше Артёма» и берёт со стола пустую бутылку, и тут же её разбивает о край. «И вас сейчас не будет!» - промолвил он.

Стало жутковато. Пьяный агрессивный мужик с осколком стекла бегает за нами по коттеджу, где больше никого нет. Намекает на то, что Артёма больше нет. Что я должен был подумать?

Тут на наши крики вышел заспанный Артём! Ну уже хорошо – подумал я. Живой. Он просто после трудного съёмочного дня пошёл наверх отдохнуть. И вот мы с Артёмом уже вдвоём успокаиваем взбесившегося ревнивого алкоголика.

Я планировал перекусить, и заняться сценарием, чтобы хоть на следующий день не тратить время на раскадровку. Но моим планам не суждено было сбыться. Той ночью я не сомкнул глаз. Несколько раз я заново складывал хоть как-то систематизированные листы сценария, потому что Сергей их просто в гневе подходил и разбрасывал. Издевался над всеми как мог!

Потом он сказал, что где-то потерял свою обувь. И мы все вместе пошли её искать. Зачем я это делал? Да просто не хотелось злить этого отморозка в таком состоянии. Кое как его успокоили. Почему я не уехал сразу? Наверное из жалости к Ирине, что ей нужно оставаться с этим неадекватом. Хотелось доделать свою работу и распрощаться.

Обувь мы не нашли. В итоге каким-то чудом мы оказались опять в такси и уже ехали по Минску в поисках ночного магазина – купить Сергею хоть какие-то тапочки. Нет, как мы оказались в такси я помню. Чудо в том, что я не понимаю зачем я это делал.

Купили ему чёрные тапки и вернулись в коттедж. Кстати, еду, которую я купил в свою первую поездку, я на тот момент ещё так и не кушал. Голодный и злой.

Сергей, подходя к дому, скинул эти чёрные тапки уже куда-то во двор и снова босый пошёл внутрь. Чего ездили – не понятно.

Потом Сергей схватил ножницы и начал за нами опять бегать. Мы с Артёмом уже вдвоём на него накинулись и обездвижили. Кричит: «Пустите – я не буду». Поверили.

Кое как удалось перекусить. Сна ни в одном глазу. Да и страшно спать. Потом мы пошли все вместе искать его обувь, которую он потерял в начале.

Бегали с фонариками. Одну туфлю нашли, вторую нет. Сергей ещё выпил и пошёл ближе к утру спать.

Уже рассвет. Скоро должны подъехать актёры. Сергей крепко спит. Ирина – нет. Мы с Артёмом тоже не спим. Сидим разговариваем. Спрашиваю: «Ирина, а твой Сергей постоянно так себя ведёт?». Молчит в ответ. Но видно, что девушка живёт с абьюзером.

Утро. Мы перекусили. Оставили часть еды на столе для Сергея (сердобольность зашкаливает). Ирина пыталась его будить – бесполезно.

Приехал актёр. Смотрит на нас, а мы никакие. Невыспаные и перепуганные. Рассказали вкратце что была за ночка. Он за голову хватается. Не может поверить.

А час съёмок всё ближе. Нужно отснять кадры в лесу, в офисах и потом на лодочной станции.

Лес рядом – думаем: ну поехали отъедем пару метров и снимем тут, пока мы не в черте города. Сергея оставили спать. Записку ему с адресом где будем – денег на такси и еды оставили.

Подъехали к лесу. Я говорю Ирине посидеть в машине, чего ей с ребёнком таскаться – мы сейчас сами всё снимем – простые эпизоды с погоней в лесу.

Снимали мы минут 10. Возвращаемся к машине и видим возле машины стоит Сергей и дерёт Ирину за волосы. Оказалось, что хозяин коттеджа пришёл, увидел что никого нет, а этот «шланг» спит и умудрился его разбудить со словами: «давай просыпайся и беги за своими пока они тут рядом и не уехали далеко».

Я со штативом и камерой – бежать не могу а актёры побежали спасать Ирину от побоев.

Сергей увидел, что на него бегут два мужика – тут же отскочил. Предварительно выхватив у Ирины сумку с билетами обратно в Гомель и деньгами. Короче вёл себя как клоун.

Кое как мы все уместились в машину. И тут навстречу идёт хозяин коттеджа и несёт чёрные тапки. Мол заберите своё. Мне тут чужой обуви не нужно, тем более чёрной.

Суеверный какой. Знал бы дядя, что тут ночью было – подумал я. А он оказывается знал. Ему с утра соседи рассказали, что тут ночью были дикие крики.

Потом Сергею приспичило искать свой второй тапок. Утром мы без проблем его нашли в кустах.

В итоге мы погрузилсь в машину и поехали на съёмки второго дня. Из-за всех этих разборок время мы потратили изрядно и не успевали в арендованные офисы по времени. Вернее мы приехали, но уже распаковываться и что-то снять бы не успели. Приняли решение снимать на улице на скамеечках.

Подтягивались всё новые и новые актёры (каждый к своему времени). По «Сарафанному радио» все узнавали друг от друга что ночью происходило. Удивлению не было предела.

В итоге как-то мы добрались до причала, где должны были снимать последние кадры на яхте. Яхта маленькая – в неё влезли только я, три актёра, и капитан. Ирина и Сергей с остальными актёрами остались на берегу.

После того как мы всё отсняли высадились на берег, я увидел, что Ирины нет рядом. Оказалось, что Сергей её отпустил с женщиной-актрисой в город (к женщинам не ревнует, либо алкоголь выветрился), чтобы снять денег в банкомате. Оказалось, что они ещё не рассчитали актёров, которые снимались. И все ждали своего гонорара. И тут я заподозрил неладное.

Изначально я планировал сделать съёмку, и помочь сделать монтаж (напомню, всё это за 360 рублей). Откуда такая благотворительность? Ну просто Ирина когда-то посещала мои курсы по видеосъёмке и режиссуре и была одной из не многих, кто хоть что-то пытался делать на практике. Периодически приносила монтировать свои «боевики». Мне было интересно наблюдать не столько за результатом, сколько за усердием человека.

Представляете, кассир в магазине занимается съёмками фильмов в свободное время. Ну и плюс хотелось помочь беременной. Я решил уточнить финансовый вопрос, но об этом чуть позже…

Минск. Пришло время отдавать арендованную технику. Мы поехали в прокат. Естественно, что Ирина и Сергей внутрь не пошли, а остались, а я пошёл сдавать. Всё сдал – возвращаюсь. Они стоят и что-то упорно ищут. Рядом их сумки. Таксист понятное дело уехал – у него новый заказ. Спрашиваю что ищут. Оказалось, что Ирина потеряла какое-то украшение. Ну видимо Сергей её снова потрепал и оно куда-то улетело.

А у нас уже поезд не за горами. Я спрашиваю: «У кого билеты». Сергей сказал, что у него. Я настоял, чтобы мой билет он мне отдал, а сами пусть выясняют отношения хоть сто лет. А что мне? Во-первых, уже надоело за ними присматривать, технику отдал, материал отснял. Хочу домой!

Сергей отдал мне билет. Я собрался вызывать такси до вокзала. Сергей говорит: «Да, погоди ты, сейчас вместе поедем». Ну вроде смотрю – не шутит. Подождал. Действительно поехали. Действительно на вокзал. Жаль, что я не сам покупал билеты – так бы с ними вместе не ехал. Но не судьба.

В процессе дороги они снова постоянно ругались, а я их успокаивал. Пассажиры смотрели на меня, а у меня в голове мысль: «граждане, вы ничего не подумайте, я к ним мало отношения имею». А сам понимаю, что нас все вокруг считают одной шайкой.

Проводница несколько раз подходила и делала замечание, чтобы тих себя вели.

И тут старший ребёнок Сергея начал капризничать. Его понять можно. Человеку 3 годика и он всё это время наблюдал всё происходящее. И Сергей начинает его бить по рукам, чтобы успокоить! Причём со всей силы! Очень оригинальный способ успокоить, я вам скажу. Ребёнок ещё больше в крик. Понятное дело. Тут какая-то женщина начала угрожать, что сейчас вызовет милицию. Я думаю: «слава Богу». Ну хоть кто-то заметил неадекватность Сергея.

Почему я сам не вызвал? Да потому что, зная всё то, что я знаю – не хотелось рисковать. А тут думаю: «Она вызовет потиху и его скрутят, главное не спугнуть». Но я подумал, что женщина просто припугнула Сергея.

Когда мы подъехали к Гомелю и начали двигаться в вагоне к выходу, я тихонько спрашиваю: «чего же вы не вызвали милицию?». А она говорит: «А я вызвала». У меня облегчение. И всё равно где-то внутри стыдно, почему не я это сделал. Но уже как есть так есть.

Вышел я первый и пошёл уже по своим делам. Оглянувшись, я увидел, что Сергей стоит на перроне рядом с милиционерами. Убедившись, что он попал к ним, я со спокойной душой пошёл домой. Думаю: «Ну хоть посидит в обезьяннике, пока Ирина до дому спокойно доедет».

Утром я из любопытства зашёл в социальную сеть к Сергею и увидел, что он заходил ночью.

Жаль! Значит его отпустили. Легко отделался.

Итак, чтобы мне узнать сколько выставлять счёт, нужно было сбросить материал в компьютер и узнать сколько же его снято. Оказалось, что когда я озвучил сумму, то они (Ирина и Сергей) посчитали, что это дорого. И они отказались платить. Представляете! За съёмку кино (40 коротких эпизодов), умудриться это сделать два съёмочных дня, в другом городе, с монтажём и им дорого!

Естественно, что такую наглость я терпеть не собирался. Я спросил сколько для них не дорого. Сумма уменьшилась в полтора раза. Я сказал, что за эти деньги я ничего монтировать им не буду. Просто забирайте свои исходные материалы и делайте с ними что хотите.

Актёры меня периодически спрашивали в соц.сетях как мой вопрос. Я отвечал, что уже потерял веру получить хоть какие-то деньги. Что я мысленно их подарил и что я купил бесценный опыт. Но на удивление спустя долгое время (когда я уже потерял всякую надежду) – выставленный мною онлайн-счёт был оплачен Ириной. После этого, она (уже родившая) приехала ко мне с жёстким диском, чтобы забрать исходники. Которые я ей и переписал.

Она сказала, что больше с Сергеем не имеет ничего общего. И просила помочь смонтировать.

Я отказался. Я знаю, что из-за того, что они сэкономили на звукооператоре, монтировать фильм снятый без звукового сопровождения будет намного тяжелее. Я был готов это сделать, т.к. во-первых знаю что и как я снимал, а во-вторых просто изначально хотелось помочь. Но после их наглого поведения и угрозе моей жизни и очень нервной съёмке я решил больше НИКОГДА не связываться ни с Ириной ни тем более с Сергеем.

Сильно сомневаюсь, что он от неё отстанет – таким людям нужна слабая и забитая Жертва.


Рецензии