Юность. 9 класс. Рассказ

Ура! Впереди целая неделя каникул! И подружка Светик будет со мной! И, конечно, я надеюсь на встречу с семьёй родного дяди Пети, проживающего в Ленинграде. 
     Побросав в дерматиновый чемоданчик всё самое необходимое, я с  нетерпением ждала время отправки на вокзал. В нужное время состоялась встреча. Настроение отличное! Объявили отправку, и поезд, не спеша, растянувшись упитанной змейкой, покинул Ленинградский вокзал. Мы быстро обустроились и весь вечер развлекались: то разговорами, то игрой в фанты. Задания придумывались невероятные. Фантазия била ключом. Смех не умолкал. Но в какой-то момент игра застопорилась, потому что участник не смог выполнить задание, которое предусматривало щекотание пятки однокласснице. Мы хохотали до колик, видя, как он тщетно пытался вызвать у неё смех - его старания были напрасны – она не боялась щекотки…
     А мне больше нравилось поглядывать в окошко: смотреть на уходящие за горизонт обширные поля. При этом меня переполняло ощущение простора, свободы: я так бы бежала и бежала по полю, а потом, раскрыв объятья, устремлялась ввысь, как порой взлетала во сне – и у меня получалось!
К полуночи все угомонились. Я забралась на верхнюю полку и быстро уснула под монотонный перестук колёс. Ничто меня не тревожило – впереди сияла радость!
Поутру мы успешно добрались до места нашего временного пребывания - интерната для трудновоспитуемых мальчишек. Тамара Петровна без промедления определила нам условия нашего поведения в этом образовательном учреждении – нам запрещалось общение с хулиганами.
     Из дома ежедневно старались выйти в одно и то же раннее время. Проблем со здоровым питанием в советское время не было. Повсюду находились столовые, в которых можно было разнообразно и недорого поесть. В комплексный обед входило: салатик, первое блюдо, второе, компот и к нему булочка. Всем нравилась сытная, вкусная еда. И только наша правильная Наташа Соловьёва игнорировала обед: вместо него она покупала несколько пирожных. Почему правильная? Потому, что никогда не давала списать «домашку» просто так, а только с условием его объяснения. Это казалось занудством, и все желающие обращались к Саше Шангову, который безвозмездно давал в пользование свою тетрадь…
А теперь я вкратце опишу город и свои впечатления о нём.
Наша экскурсия началась с посещения Дворцовой площади – архитектурного ансамбля, который составляют: Зимний дворец, здание штаба Гвардейского корпуса, здание Главного штаба, Триумфальная арка и упирающийся в небо Александрийский столп, который  воздвигли в память о победе Александра 1 над Наполеоном. Венчает колонну бронзовая фигурка ангела (его лицу приданы черты императора). Дворцовая площадь для Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга, имеет такое же значение, как Красная площадь для Москвы. В вечернее время, когда на город опускается темнота, включается фасадная подсветка здания Главного штаба. Меня поразило завораживающее сказочное зрелище!
     В здании Зимнего дворца расположен Эрмитаж - крупнейший культурно-исторический и художественный музей мирового уровня. В его составе – шедевры живописи, скульптуры, архитектуры, археологии, артефакты, предметы прикладного творчества. Нам, девочкам, была очень интересна экспозиция из парадных владений императорских особ.
Затем мы отправились на место вечной стоянки легендарного крейсера Аврора, сделавшего единственный холостой выстрел перед штурмом Зимнего дворца. Мальчикам было интересно, а мне было скучно в местах, относящихся к событиям того времени. Наверное, потому, что я – девчонка. Помню, при прочтении романа «Война и мир» я пропускала страницы, описывающие баталии – меня больше интересовали взаимоотношения героев и их философские размышления…
     Своё начало город берет от Петропавловской крепости. Вид на неё через Неву открывается с Кировского, ныне Троицкого, моста, а вход осуществляется через Триумфальные ворота. В Петропавловском соборе покоятся все императоры Романовы после Петра Первого. В крепости находится тюрьма Трубецкого бастиона – главное место содержания политических заключенных в царской и послереволюционной России. Тяжёлое впечатление у меня оставил вид крохотной одиночной камеры с кроватью из досок и тоненькой свечкой на маленькой тумбочке…
На Невском проспекте, возле канала Грибоедова, расположился Казанский собор. Его построили для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Перед ним установили памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Главным его украшением явилась колоннада, состоящая из 94 коринфских колон. После Отечественной войны 1812 года собор приобрел значение памятника русской воинской славы. Здесь был похоронен М.И.Кутузов. В 1932 году храм стал Музеем истории религии и атеизма, где на примере редких экспонатов мы узнали обо всех главных религиях мира. Среди экспонатов музея – коллекция православных икон. Но мы, комсомольцы, воспитанные во времена антирелигиозной кампании в СССР (1958-1964) не проявили к ней особого интереса… 
     Заинтересовала меня история Исаакиевского собора. Он назван в честь  преподобного Исаакия Долматского - основатель города Петр Первый родился в день памяти этого святого. В 1710 году он поставил деревянный храм, в котором повенчался с Екатериной Первой. Позднее на этом месте воздвигли каменную церковь, в которой принимали присягу чины Адмиралтейства и офицеры Балтийского флота. Затем построили третий храм и только в 1797 году – настоящий собор. Освятили его в присутствии императора Александра Первого.
     При отделке собора применили различные породы цветного камня – гранита, мрамора, лазурита, малахита и других камней. В нём содержится уникальное собрание живописи первой половины 19 века. Реликвией храма является чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери. Собор меня поразил размером и красотой убранства.
Колоннада собора – главная смотровая площадка Ленинграда. Высота ее – 43 метра. Чтобы подняться по винтовой лестнице, нужно преодолеть 262 ступени. Когда мы поднялись наверх, по периметру крыши увидели четыре колокольни с золочеными куполами, фигуры двенадцати апостолов по фронтам портиков и парных ангелов на углах здания. Нам открылся изумительный вид центральной части города. Все были в восторге от архитектурных достопримечательностей! Преодолев многоступенчатый подъём и спуск по лестнице, мы не ощутили усталости – ведь были молоды и полны сил!...
     В один день с нами в интернат заселились приезжие ребята из Свердловска. По вечерам, возвратившись с экскурсий, мы включали магнитофон  - нам разрешалось танцевать с благонадёжными, по мнению Тамары Петровны, свердловчанами. Мы были не прочь пообщаться и с постояльцами интерната – среди них были очень дружелюбные симпатичные ребята – но мы держали слово, данное учительнице.
Не обошли мы вниманием знаменитую Кунсткамеру. В ней собрана большая экспозиция, которая повествует о быте и жизни разных народов со всех континентов. Присутствуют экспонаты, посвященные человеку и детским патологиям. Этот зал я прошла, можно сказать, с закрытыми глазами – мне было жутко и неприятно. Также меня не привлекли экспонаты в виде заспиртованных животных и некоторых типов уродств. А многие из посетителей подолгу здесь задерживались – им было интересно. Я их не понимала...
     Заинтересовал нас Аничков мост, по которому  Невский проспект пересекает Фонтанку. Он примечателен скульптурными группами с лошадьми. На первой скульптуре юноша держит спокойного коня, на второй - еле удерживает вырывающееся животное, на третьей - он лёжа пытается удержать вставшую на дыбы лошадь, а на четвёртой - мы увидели коня, подчинённого юноше. Нашим мальчикам композиция очень понравилась.   
    Когда мы взошли на мостик канала Грибоедова, нам открылся вид на храм Спаса - на крови (Воскресенский собор) – православный мемориальный однокрестный храм, сооружённый на месте, где в результате покушения был смертельно ранен император Александр Второй. Храм был построен как памятник царю. Его стены украшены мозаикой, от которой исходит лучезарное сияние. На полу из мрамора выложен разноцветный орнамент. Это удивительный по красоте собор!
    На Сенатской площади меня поразил своим величием Медный всадник – монументальный памятник Петру Великому. На нём Пётр Первый гордо взирает на основанный им город. Вместо седла у всадника шкура медведя – символ того, что государь очень близок к своему народу. Лошадь встала на дыбы, под её копытами затоптанная змея.
Перед зданием Михайловского дворца установлен красивый памятник А.С.Пушкину. Это лучший памятник великому русскому поэту в нашей стране!
    Собранная Александром Третьим обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно- прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в основанный императором Николаем вторым Русский музей в память о своём отце. Мне особенно было интересно в залах, где были представлены творения известных живописцев. Запомнились:  «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «9 вал»  И.Айвазовского, « Бурлаки на Волге» И. Репина. Я была поражена, хотя далека была в те годы от веры, величием произведений: «Явление Христа народу» А.А.Иванова и «Тайная вечеря» Н.Н. Ге…
Наконец настал день, в который мне было разрешено посетить семью родного дяди – я его хорошо помнила потому, что мне довелось в детские годы несколько раз побывать на родине отца в Рязанской области -  в поездке он всегда присоединялся к нам. Даже когда ему удавалось поехать одному, он обязательно заезжал к нам на пару дней погостить. Дядя обладал неиссякаемым чувством юмора. Бывало, возвратившись  из школы или прогулки, уже на лестничной площадке я слышала смех, доносившийся из нашей квартиры. Но стоило мне только вставить ключ в замочную скважину, как он прекращался - войдя в комнату, я видела серьёзные лица родных. Родители удивлялись наличию у него неисчерпаемой энергии и оптимизма, хотя в жизни ему досталось много горя. Он остался вдовцом с трёхлетней дочкой на руках, стал  защитником города в годы блокады, а ребёнка, спасая от голода, отправил с детским садиком на «Большую землю» по единственной дороге, которая проходила по не захваченной врагом территории области и акватории Ладожского озера. Эта трасса стала известна как Дорога жизни. Со второй  женой Шурочкой он познакомился в блокадном городе. Любовь не выбирает ни место, ни время – она просто пришла в его сердце и стала жить в сердце любимой женщины – в нём ей нашлось место. Их свидания проходили под гул бомбёжек, под вой сирен, Но они мечтали, строили планы на будущее. Свою Шурочку он называл невестой. После войны они поженились и Шурочка заменила его дочери маму. Им казалось, что их трогательное счастье будет длиться вечно...
     Когда я отправлялась в гости, то  уже знала, что в их дом пришла беда – тётя перенесла тяжёлый инсульт. Мне жаль было всех! Но это было начало болезни, и родных не покидала надежда на её выздоровление. Она не поправится – в течение полутора десятка лет дядя с дочкой будут бережно ухаживать за любимой женой и мамой.
     Отказавшись от предложения дяди у них заночевать, я отправилась в обратный путь. По прибытии в район нашего  проживания меня ждал «сюрприз» - на остановке автобуса я увидела встречающего меня одного из «трудных» подростков. Погода стояла скверной – моросил дождик, буйствовал ветер. Я припозднилась, и мне было неловко перед ним. К тому же меня занимал вопрос, как Тамара Петровна, предвзято относившаяся к ребятам, вдруг доверилась ему? Я извинилась перед Костей – так звали моего попутчика. И он мне поведал о том, что произошло в день моего отсутствия. Оказалось, что наши соседи- свердловчане съехали, не попрощавшись с нами, и при этом прихватили всё, что попалось им под руки из наших вещей и денежных средств. Интернатовские мальчики готовы были броситься вдогонку за воришками, но Тамара Петровна их отговорила, так как была уверена в том, что их уже нет в городе. Было видно, что ей стыдно перед детьми за нелицеприятное к ним отношение. Тогда я поняла, что жизнь и взрослым преподносит уроки. С этого дня свои вечера мы стали проводить вместе, скрасив жизнь ребят -  мы говорили обо всём на свете, много смеялись и, конечно, танцевали…
     Незабываем день, когда мы побывали в Петродворце, ныне Петергофе – городке на южном берегу Финского залива. Главный вход в парк города находится в Верхнем саду, в конце которого виден Большой дворец. Нижний парк тянется по берегу Финского залива. Здесь находятся самые яркие фонтаны и большая часть архитектурных памятников. Территорию пересекают насыпные дорожки, между ними разбиты клумбы с красивыми цветами. Повсюду расставлены скамейки – можно присесть отдохнуть. Налюбовавшись парком, по центральной аллее, вдоль Морского канала, мы вышли к морю. Я его увидела впервые! Слышался тихий плеск набегавшей волны. Мой взгляд устремлялся в морскую даль, где безбрежное небо сходилось с лазурным морем. Я глубоко вдыхала морской воздух и долго не могла им надышаться. Меня укрыли счастье и покой…
     В предпоследний день мы отправились на Пискарёвское кладбище, чтобы отдать дань памяти погибшим в годы Блокады. Это место массовых захоронений погибших мирных жителей и воинов Ленинградского фронта. При входе мы увидели Вечный огонь. На плитах братских могил, которые расположились по обе стороны от Центральной аллеи, выгравированы: год захоронения, лист дуба, звезда или серп и молот. Дубовый лист олицетворяет мужество и стойкость, пятиконечная звезда высечена на могилах защитников города, а серп и молот – гражданского населения. Шестиметровый монумент Родина-мать это  собирательный образ советских женщин. У меня возникло ощущение, что величественная фигура идет, чтобы возложить на могилы траурные гирлянды в виде дубовых ветвей. Здесь, на месте скорби и боли, я едва сдерживала слёзы… 
     В последний вечер нашего пребывания в городе, скинувшись остатками денег, мы отправились в кафе. Заказали чаю и по четыре порожных каждому. И полилась меж нами дружеская неспешная беседа. Мы чудесно провели время! А вот пирожные съесть удалось не каждому. И когда бросили клич - кто хочет вкусной добавки - нашлись две любительницы сладкого - это наша учительница и, конечно, Наташа Соловьёва. Почему Тамара Петровна? Нам в будущем доведётся побывать у неё в гостях. И угощение будет состоять из нескольких видов пирожного, изготовленного ею собственноручно…
     Поздним вечером мальчики интерната, ставшие нашими друзьями, вызвались нас проводить. По дороге на вокзал заранее загрустили – всё больше молчали. Они махали нам до тех пор, пока видели в окошках отходящего поезда наши опечаленные лица… 
На этом закончилась наша незабываемая поездка в Ленинград.
Мы были безмерно благодарны любимой Тамаре Петровне за подаренное счастье!
   И ещё не знали, что в десятом и одиннадцатом классах  нас ждут поездки в Севастополь и Одессу.    


Рецензии