Аномальный сонет Серебряного века

.



АНОМАЛЬНЫЙ СОНЕТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (1)







Фёдор СОЛОГУБ (1863-1927)

Триолетно-октавный сонет


Владимир ШУФ (1865-1913) – русский поэт Серебряного века, прозаик, журналист, военный корреспондент


ПРОСТИ.

Был вечер тих, сады благоухали
И яблони стояли все в цвету.
В последний раз, исполненный печали,
Родной земли я видел красоту.

Я уезжал в неведомые дали,
Где дни тревог, где злые бури ждали,

А соловей в сиреневом кусту
Пел молодость, и счастье, и мечту.

Довольно грез! Я знал все сердца муки
И на моём обманчивом пути
Цветам весны беспечно не цвести.

Пел соловей... полны тоской разлуки
Неслись в саду пленительные звуки.
Сад говорил мне доброе «прости»!

_____________________
AbAb AA bb Cdd CCd / 4-2-2-3-3



МРАМОРНОЕ МОРЕ.

Маяк последний скрылся на Босфоре.
На солнце блещет Мраморное море.

Его лазурь вся в струйках ветерка,
Как сладкий вздох, морская зыбь легка.

Легко и мне... Печаль моя и горе –
Исчезло все, как тают облака.
Ко мне волна спешит издалека
Вся в жемчугах и золотом уборе.

Не Геро ли всплывает на волне?
Мне грезится сон счастья позабытый
И тонет вновь в прозрачной глубине.

Но берега лазурной далью скрыты.
Там Геллеспонт, там роща Афродиты.
Мечты любви проснутся ли во мне?

_________________
AA bb AbbA cDc DDc / 2-2-4-3-3


ОСТРОВ ЛЮБВИ

Вот берега лазурного Лесбоса, –
Отражены лазурью волн они,
И лишь стена Левкадского утеса
Теряется в синеющей тени.

Скала суровая... С ее откоса,
Как птичка, ранена стрелой Эроса,

Упала Сафо, –  и Эллады дни,
О ней вздохнув, грустили не одни.

Там край любви, там остров наслаждений,
В красу подруг влюбленных пылко жен.
Вот ветерок доносится весенний...

Лимоном, лавром, запахом растений
Над гладью моря сладко дышит он...
Любовь моя! –  увы, ты светлый сон!

___________________
AbAb AA bb CdC Cdd / 4-2-2-3-3


ПИРЕИ.

Лазурь небес, лазурь под небесами,
И красными алея парусами,

Зарделась даль синеющих морей.
В Элладе мы, и близок к нам Пирей.

Он там, во мгле, шумящей голосами
Машин, свистков, железных якорей.
Лес тонких мачт и корабельных рей
Из волн морских поднялся перед нами.

Весь порт гремит торговой суетой, –
Лишь на холмах в сиянье небосклона
Виднеются руины Партенона.

Так посреди ничтожности пустой,
Где жизнь пестра, шумна, неугомонна,
Душа летит за светлою мечтой.

_________________
AA bb AbbA cDD cDc / 2-2-4-3-3



Вячеслав ИВАНОВ (1866-1949)

Есть мощный звук: немолчною волной
В нем море Воли мается, вздымая
Из мертвой мглы все, что Мара и Майя

И в маревах мерцает нам – Женой.
Уст матерних в нем музыка немая,
Обманный мир, мечтаний мир ночной...
Есть звук иной: в нем вир над глубиной

Клокочет, волн гортани разжимая.
Два звука в Имя сочетать умей;
Нырни в пурпурный вир пучины южной,
Где в раковине дремлет день жемчужный;

Жемчужину схватить рукою смей, –
И пред тобой, светясь, как Афродита,
В морях горит – Сирена Маргарита.

__________________________________
aBB aBaa BcDD cEE / 3-4-4-3
aBBa BaaB cDDc EE(?)



Иван БУНИН (1870-1953)


Багряная печальная луна
Висит вдали, но степь еще темна,

Луна во тьму свой теплый отблеск сеет
И над болотом красный сумрак реет.

Уж поздно – и какая тишина!
Мне кажется, луна оцепенеет:
Она как будто выросла со дна
И допотопной розою краснеет.

Но меркнут звезды. Даль озарена.
Равнина вод на горизонте млеет,
И в ней луна столбом отражена.
Склонив лицо прозрачное, светлеет
И грустно в воду смотрится она.
Поет комар. Теплом и гнилью веет.

_________________________
aa BB aBaB aBaBaB / 2-2-4-6



***

И скрип и визг над бухтой, наводненной
Буграми влаги пенисто-зеленой:

Как в забытьи, шатаются над ней
Кресты нагих запутанных снастей,

А чайки с криком падают меж ними,
Сверкая в реях крыльями тугими,

Иль белою яичной скорлупой
Скользят в волне зелено-голубой.

Еще бегут поспешно и высоко
Лохмотья туч, но ветер от востока

Уж дал горам лиловые цвета,
Чеканит грани снежного хребта

На синем небе, свежем и блестящем,
И сыплет в море золотом кипящим.

________________________
AA bb CC dd EE gg FF / 2-2-2-2-2-2-2


***

В СИЦИЛИИ

Монастыри в предгориях глухих,
Наследие разбойников морских,
Обители забытые, пустые  –
Моя душа жила когда-то в них:
Люблю, люблю вас, келий простые,
Дворы в стенах тяжелых и нагих,
Валы и рвы, от плесени седые,
Под башнями кустарники густые

И глыбы скользких пепельных камней,
Загромоздивших скаты побережий,
Где сквозь маслины кажется синей
Вода у скал, где крепко треплет свежий,

Соленый ветер листьями маслин
И на ветру благоухает тмин!

_____________________
aaBaBaBB cDcD ee / 8-4-2



Валерий БРЮСОВ (1873-1924)

расколотый сонет



Аделаида ГЕРЦЫК (1874-1925)

Господь сбирает дань с Своих садов.
У нас весна, чуть роза зацветает,
На небе осень рано наступает –
Полны корзины огненных плодов.

И ангелы покинули свой рай,
Чтоб жать, сбирать и числить урожай.
О, только бы ко мне не подошли!
В душе бесплодной не созрели
Дары Ему – и даже иммортели
Бессмертные лежат в пыли.

Не возрастет колосьев золотых
В земле, дождем не орошенной,
И, прячась от Него, смотрю смущенно,
Как Он сбирает дань с садов Своих.

______________________________
aBBa ccdEEd gFFg / 4-6-4



Вера МЕРКУРЬЕВА (1876-1943)


Не измени своей высокой ноте.
Прощает Бог почти что всякий грех,
Прощают люди гнев и даже смех,
Но не простит искусство – позолоте
И вычуре искусственных утех.

И, будь вина мала – с лесной орех –
Но не тебе быть в суетной заботе.
Не измени своей высокой ноте –
Не терпит уклоненья строгий цех.

Неверного карая строже тех,
Кто отступил по лени иль в дремоте,
Твой Господин отнимет дар мелодий.
Не хочешь ты соблазном стать для всех? –
Не измени своей высокой ноте.

_______________________
AbbAb bAAb bAAbA / 5-4-5
сонет и сплошной, и закольцованный



Дмитрий ЦЕНЗОР (1877-1947)

ЖЕНЩИНЫ

Печальные, с бездонными глазами,
Горевшие непонятой мечтой,
Беспечные, как ветер над полями,
Пленявшие капризной красотой...

О, сколько их прошло передо мной!
О, сколько их искало между нами
Поэзии и страсти неземной!

И каждая томилась и ждала
Красивых мук, невысказанной неги.
И каждая безгрешно отдала
Своей весны зеленые побеги...

О, ландыши, грустящие о снеге, –
О, женщины! У вас душа светла
И горестна, как музыка элегий...

_____________________
AbAb bAb cDcD DcD / 4-3-4-3



Сергей МАКОВСКИЙ (1877-1962)


ИЗДАЛЕКА

Как ярок  –  ослепительно! Но странно:
он издалека светит весь туманно,

и кажется, что с неба эта мгла
сияющая на него сошла.

Дома, дома и, островами, парки,
а выше  –  звонницы, столпы и арки.

Присмотришься: монастыри, дворцы
и стен полуразрушенных зубцы,

Сан-Пьетро, и  –  похожие на скалы
изглоданные  –  термы Каракаллы.

О, дивное покоище миров,
богохранимый вертоград Христов!

Заворожён прошедшим вечносущим,
каким векам внимаешь ты грядущим?

___________________
AA bb CC dd EE gg FF / 2-2-2-2-2-2-2



__________________________
Данный пост в помощь авторам, ищущим новое в сонетных формах.
Есть большое количество странных людей, которые вросли по умные макушки в каноны так и не поняв их, зато пытаются учить, клеймить и заниматься прочими непристойностями.
Первая подборка (будут еще) показывает, что авторы всегда в поиске. В Серебряном веке еще не было внушительного русского сонетного пантеона и поэтам было, в этом жанре, чувствовать себя относительно свободно,  но… они пробовали и предлагали и иную строфику, и иные системы рифмовки. Т.е. это не «аномальность», а обычность. Возврат к классическим формам поэзии, их возрождение именно в этой обычности, а не в конвейерном производстве ямбов или хореев.   






.


Рецензии
Благодарю Вас за ту огромную работу, которую Вы делаете и тут и ВКонтакте. Читая Вас, кажется прохожу школу, которой мне не хватало.
Однако, в данном посте мне кое-что не понятно:
1. После имён некоторых авторов не следует никакого сонета. Это случайный пропуск или Вы хотите, чтоб читатель сам нашёл соответствующий сонет? Имеется ввиду: Фёдор Соллогуб (триолетно-октавный сонет) и Валерий Брюсов (расколотый сонет). Или Вы позже отредактируете и вставите соответствующие сонеты сами?
2. простите за дерзость, но мне показалось, что закрались опечатки в схеме рифмовок или я чего-то не понимаю.
а) Владимир Шуф Прости - два последних терцета у Вас Cdd CdC, но ведь там Сdd CCd
б) Иван Бунин Багряная печальная луна - у Вас aa BB aBaB aBaBaD, но ведь там нет нерифмующейся последней строки и вместо D должна стоять В.

Простите, если не то сказала. И огромное спасибо за то, что Вы делаете.

Ирина Юзефович Юрьева   03.11.2023 21:41     Заявить о нарушении
Ирина, спасибо.
По п.2 - ошибся/исправил
По п.1 тут вопрос и простой и не простой. У Сологуба триолетно-октавный сонет написан 4-х стопным ямбом у Брюсова расколотый - 6-ти стопным. В Серебряном веке иных аналогов не нашел. Та же проблема будет с Онегинсой строфой (4-х стопный ямб) странно что с данной системой рифмовки есть ряд единичных текстов, но никто не попробовал перейти с 4-х стопного на 5-ти стопный.
.
Т.к. два творческих проекта в одном Сонет и.. 5-ти стопный ямб, из них второй более сложный и объемный, бывают ситуации на которые решений пока нет. Поэтому темы просто обозначил (чтобы не забыть).
.
А найти, да, можно в интернете.

Психоделика Или Три Де Поэзия   04.11.2023 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.