Тайна народного единения

      Давненько написано, а, пожалуй, не состарилось.

      В эту начальную ноябрьскую пору, когда младенческий День народного единства почти смыкается с отжившим свой век Днем Октябрьской революции, расколовшей общество, развязавшей гражданскую войну, невольно задумываешься о дальнейшей судьбе России.
      Держу перед собой листки с итогами последней переписи населения в Мурманской области (2002 год). Нас меньше одного миллиона, но больше 120 национальностей. И хотя записавшиеся русскими составляют неоспоримое большинство – 760 тысяч, но кто такие сами русские?
      Еще в середине XVIII века обедневший вяземский дворянин Астафий Коробов записал в своей тетради размышлений:
      «А Русь, как по всему видать, имеет корни в разных народах. Главный из них славянский, а по северу срастился он с финским племенем, так что язык сделался один, и видом уже не разобрать. Сюда же и варяжский княжеский корень примешался, поскольку веками ходили через славян, оседали тут, да и имя принесли, ибо Русь означает дружину воинскую, сделавшуюся наименованием сему народу. А еще сопрягались с ним печенеги, да половцы, да татары, воевавшие его. Затем и немцы разных земель, что покорялись или шли сюда на службу, и многие прочие другие. Так что даже сейчас ещё этот народ образуется, и в том великая его будущность, что без усилий и спесивости принимает в себя племена и народы, обновляясь всякий раз, богатея телом и духом».
      Последние слова Коробова звучат как пророчество,  как завещание и призыв к единению, до которого нам ещё далековато. День народного единства дан российским народам на вырост.
      Что может оказаться основой для подлинного народного единения нашей многонациональной страны?
      Православие? Нет. Россия многоконфессиональна, да и атеистическая составляющая теперь необратима.
      Новая сверхнациональная идеология, обязательная для всех? Вряд ли. Казённое мировоззрение мы уже проходили. Когда идеи прививают как оспу, к идеям возникает иммунитет.
      Я думаю, что россиян объединит, в конце концов, гордость за свою страну: богатую и сильную, справедливую и добрую. А значит – и авторитетную.
Но чтобы она стала таковой – нам придется много и качественно трудиться.
      Впрочем, мурманчане это умеют. А, кроме того, они еще любят и учиться.
Вот, пожалуй, и вся «тайна» нашего народного единения.
 
 


Рецензии
А до объединения в гордости - осознание мерзости происходящего до такой степени, чтобы у каждого смыслом жизни стало созидание, и оттуда пришло умение созидаемое ценить.

Лена Рыхлова   06.11.2023 22:33     Заявить о нарушении
Весьма существенное дополнение. Спасибо, Лена. Как семья?

Владимир Смирнов 25   07.11.2023 05:14   Заявить о нарушении
По-книжному звучат самые простые вещи, до которых доходишь, да? Мы уехали, привыкаем к другой жизни.

Лена Рыхлова   07.11.2023 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.