Осень 59-го. Проза

     Осень 1959-го года выдалась, по обыкновению, солнечной и тёплой. От обилия овощей и фруктов магазины с утра выставляли на улице прилавки и торговали до позднего вечера. Особое место занимал виноград. На тротуарах устанавливали целые пирамиды из ящиков с гроздьями разных сортов, цветов и вкусов. Их закупали в больших количествах для изготовления варенья, сока и, конечно же, молдавского домашнего вина. В бочках из-под кваса продавали муст –  вино первого брожения без градусов, практически натуральный сок. Стоил он чуть дороже хлебного кваса и мы вместо школьных булочек, с удовольствием покупали «детское вино».
     Для меня та осень была не совсем обычной. Именно в это время года должен был вернуться мой старший брат, отслуживший три года срочной службы в Закавказском военном округе, и не побывавший ни разу в отпуске. Когда его призывали, мне было шесть лет. И сейчас мне, девятилетнему, интересна было его реакция, на то, как я вырос. Но время шло. Начались ноябрьские дожди. Прилавки с улиц убрали, муст перестали продавать, а брат всё не возвращался.
     Наконец, в конце ноября, когда уже ударили первые морозы, наш солдат вернулся! Радости у всей семьи не было предела. Каждый старался побыть с ним лишнюю минуту и послушать его рассказы. А рассказывать он умел. От него мы ещё в то время узнали о сложном положении в Нагорном Карабахе, где он побывал в составе спец батальона и о том, что в одну ночь они пересекли советско-турецкую границу, углубились на двести километров и вернулись обратно. И ещё он рассказал, что в армии он полюбил стрельбу и даже стал чемпионом округа.
     Но, любой праздник имеет свойство заканчиваться. Отдохнув некоторое время, брат устроился на работу. С первой же получки он купил охотничье ружьё Ижевского завода шестнадцатого калибра, считавшееся в те времена одним из лучших, и всё необходимое для стрельбы: гильзы, капсюли, порох, пыжи, дробь диаметром три миллиметра и несколько мишеней. И с десяток пуль на медведя. Зачем он купил мишени и пули мне было непонятно. Дробь для мишеней не подходила, а медведи в наших краях не водились. Я с удовольствием помогал брату готовить заряды. Засыпал меркой порох в гильзы, забивал пыжи и т.д. Больше всего мне нравились капсюли. Яркого медно-красного цвета, они казались мне драгоценными камнями.
     Мы жили недалеко от реки, где были болота с высоким камышом и огромными стаями ворон. Когда морозы усилились и лёд окреп, мы с братом пошли на охоту. День выдался пасмурным, лёд был скользким, а вороньё, летающее по кругу, многочисленным и крикливым. Такое количество горластых птиц давало надежду на то, что даже дробью невозможно не зацепить одну из них. По праву старшинства, брат сделал два выстрела, но пернатые успешно разлетелись в разные стороны. Третий выстрел был доверен мне. К тому времени я прочёл уже немало книг об охоте и, взяв в руки заряженное ружьё, почувствовал себя настоящим охотником. Я долго целился, замирал, переминался с ноги на ногу. Наконец, собрался и нажал на курок! Не зря говорят, что везёт новичкам и дуракам. Птицы, подняв ещё больший гвалт, разлетелись кто куда. Вдруг мы заметили, что одна из них как-то неестественно опускалась на лёд. Мы подбежали к месту падения и увидели ворону, сидящую с опущенным крылом и открытым ртом. Глаза её, как мне показалось, выражали недоумение и вопрос – за что? Я готов был разреветься, но присутствие брата удержало меня. Осмотрев птицу, мы увидели, что крови нет, а значит и открытой раны нет. Но во рту не оказалось языка! Я еле сдерживал слёзы. Мы решили, что птицу заберём домой и я, как имеющий больше свободного времени, попробую выходить её.
     Наша пострадавшая прожила у нас в утеплённой веранде до весны. За это время крыло пришло в норму, взгляд стал более заинтересованным. С наступлением тёплых дней я настежь открыл двери веранды и птица выпорхнула на волю. А я дал себе клятву никогда ни в кого не стрелять. Стрелок из меня не получился!
     И так сложилось, что за два года моей службы я ни разу не держал автомат в руках. Он не числился за мной. У меня его просто не было!
                29.10.23


Рецензии