Записные книжечки

                Записные книжечки
                (Советы молодым мамам)

     Перебираю книги. старые журналы, архив после закончившегося ремонта. В руки попадают две записные книжечки. Книжечки маленькие, но какое в них интересное и важное для меня содержание. Какая память заложена на этих тоненьких листочках.
      Моя дочь - поздний ребенок, воспитывала я ее, по сути, одна, и, конечно, всё внимание, все свободное время уходило на нее. Игры, прогулки, чтение книг, общение - духовно объединили нас на всю жизнь. Когда Надюша появилась на свет, я завела маленький дневничок, где записывала все самые интересные моменты из ее жизни. Она рано начала говорить, и ее осмысленная речь приводила меня вначале в душевный трепет, а потом в искреннее изумление. Появилась интересная мысль записывать все ее, сперва незатейливые, а потом все более разумные слова, предложения, высказывания в тот же дневничок. Так и появились эти две маленькие записные книжечки-дневники.
Вначале записывала на чем придется: на каком-либо листочке, на краешке газеты, на всем, что было под рукой, чтоб не забыть интересное. важное. А когда появлялась свободная минутка, обычно далеко за полночь, все, что накопилось, переписывала в дневничок. До сих пор сожалею, что когда-то, в силу независящих от меня обстоятельств, записи делались все реже и реже. А жаль...
     И дневники надолго остались лежать в шкафчике среди книг, учебников, Надюшиных школьных тетрадей и дневников. Но однажды они мне очень пригодились. Дочь выросла. Окончила два престижных московских вуза. Стала работать. Жила самостоятельно, своей взрослой жизнью. И вот, когда ей исполнялось двадцать пять лет, поехав на юбилей, я прихватила с собой свое сокровище - эти две бесценные записные книжечки.
      Праздничный вечер пролетел быстро. Проводив гостей - подружек, мы с Надюшей забрались на диванчик, я достала свои дневники и начала читать. Какой это был замечательный момент в нашей жизни. Надюша, естественно, не помнила, да и не знала, ничего из того, что я читала. Для нее это было, своего рода, открытием, познанием самой себя в далеком детстве. А для меня была двойная радость. Радость переживания вновь давно забытого, снова ощутить всю прелесть материнства. И радость за то удивление, за то открытие, которое испытала моя взрослая дочь.
      Мы смеялись, плакали, обнимались. Уже светлело, начиналось утро, а мы радостные, возбужденные, вспоминали то одно, то другое из прочитанного и все говорили, говорили   


                Записные книжечки   
                (Выдержки из дневника)

      Мысль записывать свои наблюдения за растущей дочерью пришла, когда Надюшке исполнилось уже четыре месяца. Она быстро росла, изменялась прямо на глазах, в ее поведении каждый день появлялось что-то новое, забавное.

5.08.80 г.  Надюшка научилась визжать. Делает это с большим удовольствием, во всю "мощь" своих маленьких легких. Научилась тянуть ручки, когда подходишь к ней. Неуверенно, но с просьбой в глазах протягивает их навстречу:" Возьмите меня". С большим любопытством и удовольствием рассматривает новые предметы: игрушки, чашку, ложку, погремушки.
10.08. Сегодня был первый сольный концерт. Во время кормления отрывалась несколько раз от груди и "пела" все звуки, которые она уже умела произносить, в разных тонах и вариациях: агы, агу, писк, визг... От удовольствия зажмуривала глазенки и, посматривая на меня, пела.

22.08. Надюша все время разная. Когда сидит, лежит или спит, выражение лица, глаз все время меняется. Выцвели волосы. Были темные, почти черные, потом начали рыжеть, появились золотинки. Теперь она светленькая, только на затылке кончики волос коричневатые. Уже появились вредные привычки. Сосет кулачки и "рычит", причем довольно часто и усердно. Приходится отвлекать ее внимание чем-нибудь другим.
Начинает гоняться за мной. Когда меня долго нет, устраивает бабушке концерт. А ревет она презабавно, словно специально выдавливает из себя визг и плач. Уже знает и различает отдельные предметы, игрушки. Скажешь: "Где у нас Сема-рыжий котик?", и она глазенками ищет его по комнате, в тех местах, где он обычно спит. Очень активная и любопытная девочка.

31.08. Дочь начинает подражать взрослым. Как-то мы долго баловались с ней. Надюша долго смеялась. Спустя некоторое время она стала баловаться со мной - пугает меня, громко рыча, хлопает себя ручонками. При этом смотрит на меня и улыбается. То, что она все время разная, замечают и другие. Сегодня у нас было много гостей, и, хотя был мой день рождения, Надинька - в центре внимания. Все ее хвалят, всем она нравится. К большому количеству людей она уже привыкла, но на руки ни к кому чужому не идет, плачет и ищет меня.

Забегая вперед:
9.12.  Наде восемь месяцев. Вчера по какой-то причине я долго не подходила к Надюше. Она капризничала, плакала, и, когда я подошла, она как-то горько сказала: "Ах, мама!". Это выглядело так трогательно, потому что она впервые произнесла это слово, глядя на меня вполне осмысленными глазенками. А сегодня целый день слышу: "А-мам, мама, ама..."  Милая моя девочка. Начинаем говорить.

8.11. Сегодня Надиньке исполнилось семь месяцев. За последнее время произошло
много изменений, но не было сил взяться за дневник. не стало нашего доброго милого
дедунюшки. Дедушка очень любил тебя, внученьку. Деаже пел все время: "Ты - моя внучка, я - твой дед. Ты моя Надинька, я тебя люблю!" и целовал тебя. Когда уходил в больницу, поцеловал в макушку в последний раз. (Сейчас, взрослая, ты говоришь, что помнишь дедушку и этот  последний поцелуй.)
               
8.12. Надиньке восемь месяцев. Любознательная девчушка. Избаловала я тебя.               
Приучила к рукам. Слишком рано начала показывать, изучать с тобой разнообразный
привлекательный мир вещей. Теперь от этого страдаем все трое - я, ты и бабушка.
Нисколько не сидишь одна, все время просишься на руки. Игрушки, знакомые предметы
тебя уже не интересуют. А сейчас зима, морозно, на улицу пока не ходим. Чем и как
занять тебя? Надежный спаситель - кот Сема, которого ты можешь безжалостно трепать
своими ручонками в любое время, а он терпеливо все переносит, да собака Чара,которую ты кормишь из своих ручек. Еще ты не равнодушна  к газетам и книгам. Но их тебе рано доверять, так как все это в первую очередь идет в ротик, пробуется на вкус. А вчера ты пыталась натянуть на ножку свой носочек. Безуспешно. Ну что ж, зато положено начало к будущей самостоятельной жизни. Солнышко мое, ты стала засыпать на руках не под звуки какой-нибудь песенки, а под стихи. Рассказываю тебе "Тараканище" или "Мойдодыра", а ты засыпаешь. Чем дальше, тем больше гоняешься за мной. Даже к бабушке идешь со слезами. А ведь мне скоро надо будет уходить на работу, надолго, на целый день. Как ты, крошка, будешь отвыкать от меня?
               
18.08.81 г.  Милая моя говорушка!  Каждый день новые достижения. Уже повторяешь даже трехсложные слова, и многие новые слова повторяешь следом очень похоже. Пошли кормить кота, я говорю: "Сема кушать хочет". Ты повторяешь: "Сема куха..."

20.08. "Фу, какой дым"- говорю я, пробегая через полосу дыма горящего костра. "Фу, дим"- повторяешь ты, прижимаясь ко мне.

7.09. С каждым днем у Надюши растет запас слов, понятий. Повторяет, хотя и с искажениями, многие слова. Очень любит чай, при этом повторяет:"Сяй гоясий". Причем, надо слышать с каким выражением, оттенком, четко говорит она "гоясий", выделяя каждую букву. Вчера ходили в гости к Жене (двоюродный братик). Надюше понравились пирожки. После, вечером просит у меня - "пизизи"(пирожки). Утром, проснувшись, просит: "Надень «тяниси". А увидит сандалики, просит:" Мама, надень садай".
На днях пошли гулять, подошла к Семе(коту) и машет ему ручонкой: "Досинади, Сема".
Может говорить и небольшие предложения: "Дядя Аеня, дай кабаси. Дай кабаси Надю".
Бабушка не нарадуется:"Выросла собеседница"

12.09. Надюша практически может повторить любое слово, по-своему его проговаривая.
Любит все делать сама. Катались вчера на троллейбусе, ни за что не хотела сидеть на
коленях: "Сиди Надю сяма, сяма сиди", повторяла она несколько раз. Зашли в магазин за
продуктами. Увидела рыбу в витрине и закричала:"Ибу, ибу Семе, ибу". Любит карандаши, обязательно попросит и бумагу. "Дай каняняси" - и пытается что-то
черкать. Услышала, что Женя зовет бабушку по имени - баба Лена. Надя тоже стала
кричать: "Баба  Еня", и меня по ассоциации - мама Еня, видимо видит в этом что-то
ласкательное, типа - бабуленька.

15.09. Сегодня очень трогательно и нежно прощалась с бабушкой, когда пошли спать:
"Баба Лена, (очень четко получилось у нее) иди баю". Обняла ее, прижалась.
Из Надиного "репертуара" - обезяня, коп-тяп (компот), тиибус (троллейбус),
гуся(груша), аняняс, абусь(арбуз), ябиси(яблоки).
               
8.04.82 г.  Надюше два года. Что можно сказать о ней? Маленькая, хрупкая. Непоседа. Страшная болтушка. Ни минуты не сидит молча. Говорит неплохо. Очень ласковая, но капризная. Хотя легко переключается на что-нибудь другое. Говорит очень интересно, но понятно. Не любит, когда я на неё сержусь. Старается завоевать расположение, исправиться. Когда видит, что я с ней снова не разговариваю, смотрит на меня и спрашивает: "Мама босе не седитча". Был такой случай. Надя нечаянно укусила за
пальчик бабушку. Хотела легонько, но получилось довольно сильно. Бабушка сморщилась от боли, заплакала (сделала вид). Надюшка испугалась, стала уговаривать бабушку, и сама заплакала: "Баба, успокойся, баба не плачь, я больше не буду."
- Любимая сказка сейчас у Нади про тётю врача. Сочиняем сами. Как лечит, кого лечит тётя врач.
- Однажды Надюшу царапнул кот. Я взяла йод и помазала царапинку. Надя смотрит на меня и удивлённо говорит: "Мама что ли врач?" Как-то попросила Надю, чтобы она сама рассказала про тётю врача. Она посмотрела на меня, вздохнула и сказала"Я не умею."
-  Увидела семечку подсолнуха и удивилась: "От какого яблочка семечко?"   
- Обедаем. В тарелку налила суп. Надя просит бабушку:"Пейчем помахай. (Посыпь перцем)".
- Бабушка на кухне. Что-то говорит нам. Мы в комнате. Надя кивает в её сторону и говорит
с улыбкой:"Поговаивает!"
- Пролила чай на одеяло и говорит: "Надя тихонько пролила".
-  Любит собирать со стенки, со шторки воображаемые ягодки и давать нам: "Ядоки кумички (клубнички), ядоки малиновки".
- Окликнула Надюшу:"Куда пошла?" Она тут же перефразиловала:"Куда попёла?" Откуда это словечко?
- Сложила ручки вместе, пальчики веером и машет: "Сивителка (свиристелка) пилетит".
- Растёт словарный запас. Знает птиц: вообушек, синичка, сегилёк (снегирёк).
- Ходили с Надюшей в магазин за хлебушком. Переходим улицу. Взяла её на руки. Надюша прижалась ко мне, сильно-сильно, и говорит: "Маму я никому не отдам!" В этот день она несколько раз повторила эту фразу.
- Надюша растёт, становится "почемучкой". Вопросы: "Это чё? Какая? Каком?" - на каждом шагу.
- Играет со Степкой (игрушка), показывает пальчиком на разные места и спрашивает: "Это чё, это чё, это чё?"
- Появились и новые вопросы:"Что там? Что делать? Для чего?"      
- Надя говорит:" сивино - всё равно; минёско - немножко; пошла уходить - в ответ на моё "уйди отсюда".
- Однажды, надо было кому-то сказать: "До свидания!" Но она упорно молчала, что-то держала в ручках.
- А потом заявила мне: "Как я скажу, ручки заняты."
- Что-нибудь напроказничает и смотрит серьёзно: "Опять Надя провинилась." И, чтобы загладить вину, бежит ко мне или к бабушке и просит: "Полюби! Пожалей!"
- Бегает босиком и кричит: "Надя - бисикомая!"
- Ест апельсинку. Измазалась соком и говорит: "Надя - намандалининная!"
- Собираемся купаться. Наде не хочется. Кричит, сопротивляется. А потом нашла причину: "Опять пальчик загибился, не хочет купаться."
- Надюша переболела, и за время болезни очень привыкла ко мне, что я всегда рядом. Стала ещё больше за мной гоняться. Только потеряет из вида, сразу слёзы: "Маму нада!" Даже в сказках все герои действуют рядом с мамой. Читаем сказку про трёх медведей. И, когда Машенька выпрыгнула из окна и убежала, Надюшка с радостью продолжает: "А там - мама! А бабушка в баню ушла." (Наша бабушка действительно ушла в баню.)
               


Рецензии