Не сотвори себе кумира
Литературное значение Пушкина и Лермонтова, очень мягко говоря, слишком преувеличено пропагандистской машиной СССР, а масштаб их личностей раздут до умопомрачительных размеров. Это и понятно. Человек так устроен, что не может жить без нравственной опоры, внутреннего стержня, без которого он быстро ломается и катится вниз. В царской России такой опорой человеку служила официальная православная религия, в которой он находил утешение от душевных своих неустройств. После Октября церковь была отделена от государства, а человеку предоставлялась свобода не посещать храм даже в дни больших церковных праздников.
Но свято место, как известно, пусто не бывает. И хотя культы Пушкина и Лермонтова стали осторожно создавать ещё в 60-е годы XIX века, основные усилия на этом поприще пришлись на время после революции, а главные торжества по освящению созданного уже к тому времени в общих чертах пушкинского культа состоялись в феврале 1937 года. Самым помпезным из них стало «торжественное вечернее заседание в Большом театре в Москве 10 февраля 1937 года, в котором приняли участие все руководители СССР во главе с И. В. Сталиным. Заседание транслировалось по радио на всю страну. Торжественные митинги, собрания, конференции, спектакли, концерты и вечера были проведены в этот день во многих городах СССР».
Я не утверждаю, что в лице Пушкина и Лермонтова большевики создавали новую религию, но отношение государства и официального советского литературоведения к творчеству и личности обоих сих литераторов было и продолжает оставаться поистине религиозным. Любая критика в их адрес воспринимается, как святотатсво.
Нечто подобное пушкинскому юбилею 37-го года планировалось провести в июле 1941-го. Но освящению также тогда вовсю создававшегося культа литературного Бога Сына помешала война. После её окончания пришлось наверстывать отложенное. Стараются до сих пор.
Свидетельство о публикации №123103101321