Добрые дела никто не отменял

- Дама, у вас пакет, похоже, порвался. Ваши апельсины катятся по дороге. А я иду за вами и их собираю.

Женщина обернулась лениво и давай смеяться надрывно. Смех получился диким и совсем не здоровым. Но поднятые фрукты Иван Семёнович вручил-таки хозяйке. А мог бы и себе оставить. Давно такие витамины не лежали на его столе. Всё больше яблоко для геркулесовой каши, которую он всегда готовил на воде. Вон они, родимые, растут у подъезда, рви сколько хочешь.

- А вы, наверное, ещё авоськи помните?

- Они крепче были. Это правда. У меня и сейчас авоська лежит в кармане. Хотите посмотреть?

Незнакомка неловко держала в руках пакет, и из него вообще все продукты упали на асфальт. Иван Семёнович никогда не расставался со своей авоськой. Память от матушки и из его детства. Сколько раз он с ней бегал в магазин и махал в разные стороны её содержимым. И только один раз неудачно бутылка кефира задела о железную дверь и разбилась. Но это случилось при выходе из магазина. А дома он авоську помыл и следы замёл.

- Могу предложить вам свою сетку, вот только с возвратом, голубушка. Память, понимаете ли...

Они шли рядом. Женщина семенила за Иваном Семёновичем и стучала каблучками, иногда всматриваясь в лицо доброжелателя.

- Я провожу вас до квартиры, если вы позволите, тогда вам не придётся со мной снова встречаться и терять своё время. Голубушка, у вас что-то случилось? Простите заранее, если мой вопрос вам покажется бестактным.

- Случилось... А может, мне хочется снова с вами встретиться и не потому, чтобы вернуть вам ваш раритет. Вы мне напомнили человека из прошлого. Да вы проходите, не стесняйтесь. Сейчас мы с вами будем пить чай, и я вам всё по порядку расскажу. Видите, мы живём с вами недалеко друг от друга, а повстречались впервые за много лет. Такое бывает в большом мегаполисе.

- Бывает.
Заинтриговали вы меня. Чай совсем не обязательно, а вот поведать историю из прошлого... Жду с нетерпением.

Квартира дамы, которая так и не представилась Ивану Семёновичу, была скромно обставлена, и ничего в ней ему не напоминало. Если только присмотреться к портрету, который стоял на комоде. Как он ни старался напрячь свою память, у него плохо получалось.

- А вот и чай. Я сегодня как знала, что будут гости, и напекла блинчиков. Заодно и маму помянем. Сегодня ровно год, как её не стало. Этот портрет вам никого не напоминает? Эти глаза, в которые вы влюбились с первого взгляда, вам тоже ни о чём не говорят? А на меня посмотрите! Ведь я же ваша копия, чёрт побери! Где вы были столько лет и зачем сейчас попались на моём пути?

Иван Семёнович смотрел на женщину и не мог произнести даже слова. Его руки задрожали, в горле появился большой ком.

- Молчите? Неужели хотите себя оправдать и ищите ответы? Только перед смертью мама призналась, кто мой отец. Она ждала вас всю жизнь! Так и не вышла замуж. И не говорите, что не знали о моём рождении?

- Не скажу. Знал. И более того, хотел и желал принимать участие в твоём воспитании. В вашем, простите. Степанида не позволила мне этого делать. Когда мы с ней познакомились, на тот момент у меня уже была семья. Ваша мама знала об этом. Виноват, конечно, я, что позволил себе увлечься красивой девушкой, будучи женатым. Господи, вся моя жизнь пошла наперекосяк после рождения вас. Я места себе не находил. И дома было невыносимо, и ваша матушка меня гнала. А когда она переехала в другую квартиру, то и искать уже не стал. Оказывается, район вы не поменяли.

- Не поменяли. Мама оставила себе небольшую надежду на светлое будущее. И что она в вас нашла? Не понимаю.

Иван Семёнович ещё долго вытирал слёзы на глазах старым носовым платочком и чувствовал, что в этом доме ему не будут рады. Он взял с тарелки один блиночек, вспомнив свою Степаниду, перекрестился и съел его.
В его кармане снова лежала старая авоська, а слёзы душили его, и он вышел прочь, так и не узнав имени дочери.

Иван Семёнович еле-еле дошёл до дома ватными ногами. Открыв входную дверь, он насторожился. Не бежит навстречу его любимый кот и не ласкается, как обычно.

— Не встречаешь меня, Борис? Ленивец такой. А я тебе рыбки купил. Выходи, шельма! 
Большой осадок остался после встречи с дочерью. На душе паршиво. А тут ещё кот обделяет вниманием хозяина.

На диване было пусто. На шкаф кот никогда не прыгал, а больше ему и прятаться негде. Диван был у них один на двоих. Как их оставила хозяйка дома и ушла, хлопнув дверью, в доме всё меньше и меньше становилось мебели. Когда вконец было ободрано котом кресло, хозяин квартиры просто от него избавился. А на днях неугомонное животное повалило новенький телевизор, и тот неудачно свалился с комода. 
Недолго грустил по этому поводу Иван Семёнович, а просто снёс его на помойку. Старость брала своё, и уже многого ему не хотелось, а только малого и то самого необходимого. Целый вечер прошёл в раздумьях.

— Борис! Ты хоть мне душу не рви! Где ты? 
Неужто сбежал, когда я выходил в магазин? 
Придётся искать тебя, Борька.

Иван Семёнович поднялся этажами выше, потом снова спустился пешком до первого этажа, и всё тщетно.

— Кого ищем, дедуля?

— Да вот кот от меня сбежал, паршивец! Чёрный такой, а на лбу белое пятнышко. Не видели?

— Как не видел, видел. Только что прошмыгнул мимо меня. Наверное, погулять захотел!

— Как же так мы с ним разминулись? А, ну да... Я лифтом ведь добираюсь до пятого, а Борька...

Когда Иван Семёнович вышел на улицу, он только услышал визг тормозов и грубый мат водителя.
Под колёсами старенького Жигули лежал Борька. Машина его просто переехала и потом только затормозила.

- Зачем так, Борька? Оставил меня и не подумал, как я теперь буду одна жить дальше?

- Зачем кота выпустили, отец? А если бы авария произошла из-за вас?

- Поезжай ты отсюда по добру, по здоровью и помоги лучше мне Борьку достать из колёс твоей развалюхи!

- Отъеду, сам заберёшь! Нервные все, понимаешь! По твари он плачет.

Когда водитель ещё раз переехал кота и рванул со двора, Ивану Семёновичу просто стало плохо. Собрался народ и быстро вызвали скорую помощь.

**********

- Отец, как же ты нас всех напугал! Так и до сердечного приступа недалеко. Ты прости меня, пожалуйста, что не успела тебя догнать. Нагрубила тебе сегодня. Борьку, конечно, жалко. Но у меня тоже есть кот. Только зовут его Васька. Отец, ты меня слышишь?

- Слышу, дочка, слышу тебя. Только до сих пор я не знаю твоего имени. Доченька моя.

Иван Семёнович не стыдился своих слёз и держал за руку свою единственную дочь.

- Мама назвала меня Светланой, и отчество у меня Ивановна. Ты не поверишь, и муж мой тоже Иван! Папа, у меня большая семья, и тебе не будет скучно, поверь мне. Сейчас все на даче: и дети, и внуки мои. А твои правнуки. Как выпишут тебя, то обязательно отправимся тоже на дачу. Там воздух свежий и сад есть! Мой Иван посадил огромный сад, где одних яблонь десять штук и вишни не меньше. А малину ещё мамочка сажала. Она и жила там все последние двадцать лет. Поэтому вы и не пересекались. Не судьба, наверное.

- А как же ты меня признала, Светочка?

Папа, ну посмотри на меня и на себя. Как мне тебя не признать? Фамилия у тебя Самохвалов?

Иван Семёнович разрыдался. Пришёл врач и сделал ему укол с успокоительным действием.

- Не тревожить, как минимум три часа. А потом только положительные эмоции, дорогие родственники. Никаких потрясений! Иван Семёнович заснул, так и не ответив на вопрос Светланы.
- Доктор, ваш пациент из первой палаты, Самохвалов, как долго ему ещё лежать у вас?

- Самохвалов? Вы что-то путаете, уважаемая. Самойлов его фамилия. Несколько дней ещё его понаблюдаем, а потом можете забирать.

Светлана сделала вид, что нечаянно исказила фамилию отца, и вышла из кабинета врача. Ни за что ни про что обидела пожилого человека. Набросилась на него с укорами. А ведь он, как перст, один на этой земле, и даже кот его покинул.

Прошла неделя. Светлана поделилась своими мыслями с мужем, и было принято решение забрать к себе Ивана Семёновича. А ещё помочь найти его дочь, если это будет возможным. Столько лет прошло. У неё, вероятно, другая фамилия, да и город она могла покинуть, если не страну. Разговор предстоял волнительный, но без этого никому не обойтись.

- Светочка, спасибо тебе за всё! Что не бросила старика в трудную минуту. Но раз уж произошла путаница, то я не стану вам досаждать своим присутствием. Старые люди всем в тягость.

- Иван Семёнович, мы посовещались всей семьёй и решили, что вам и правда у нас будет лучше. Дом большой, опять же удобства там имеются. Живём мы небогато, но дружно. А добрые дела никто не отменял. Правильно я говорю?

- Хорошая ты, дочка! А может, и жив ещё твой отец, и вы сможете, успеете увидеться.

- А это, как будет Богу угодно. Так что собираемся и к нам на дачу?!

- Не знаю, как надолго я у вас задержусь, и я тут подумал, раз уж так вышло, может, мы мою квартиру тогда сдадим? И вам подспорье, и мне спокойнее. Я чужой хлеб есть не собираюсь. Так что вот тебе ключи от моего жилища, и адрес запиши. А вещи потом привезёшь необходимые. Без Борьки я там и правда один одичаю.

- Борьку вашего мы на даче захоронили. Так что, если будет желание, можете с ним поговорить.

- Вот она какая жизнь со своими сюрпризами и преградами. Но мы справимся, дочка. Нам не впервые.

Автор Валентина Назарова (Ломова),2023г


Рецензии