Зимой на даче венок сонетов

    
         Магистрал

Зимой на даче свет не отличим
От сумрака в оконном трафарете.
И почему-то множество причин
Задуматься о жизни и о смерти.

Я печь кормлю охапкою лучин,
Зевает старый кот на табурете.
В моё окно стучит холодный ветер
И просится погреться у печи.

Зачем ты мне? Здесь есть уже сквозняк.
Живёт в моей душе колючей стужей.
И не прогнать, и не согреть никак,

Закутавшись поглубже в плед верблюжий.
Кота пугает дальний лай собак,
Меня страшит, что дальше только хуже.
____________________________________
1
Зимой на даче свет не отличим
От волнами уложенного снега.
Какого чёрта мы с тобой торчим
В избушке для убогого ночлега!

А по утру проехала телега,
Был кучер в полушубке из овчин
На облучке сидел, как важный чин,
Ну прямо губернатору коллега.

Потом старушка в ботиках из фетра,
Как молью недоеденное ретро.
А после пробежали мимо дети.

Сидим с котом и пялимся в окно.
Но гаснет атмосферное кино
От сумрака в оконном трафарете.
_______________________________
2
От сумрака в оконном трафарете
Я ухожу сидеть в своём углу.
Вникаю в философском раритете
В какую-то логическую мглу.

И мозги будто сели на иглу,
Пытаясь разобраться в аргументе.
Ещё один философ о предмете
Толкает заумь или каббалу.

И довод беспокоит как заноза.
Но как же так, Гольбах, Лаплас, Спиноза
И лучшие умы других мужчин,

В картине мира только казуальность,
Но следствие одно — оно реальность,
И почему-то множество причин.
_________________________________
3
И почему-то множество причин
Сидеть с котом на даче одиноко.
Дровами запечатав печь с бочин,
Я слушаю вокал лесного волка.

Собаки, подхватив его почин,
Протяжно воют. Мало в этом толку.
Заверещал мой кот, взъерошив холку.
Хоть ты-то, брат кошачий, помолчи.

Решёткой защищён проём окна.
Стальные двери, крепкая стена.
За ней пусть скачут по дорогам черти,

Да хоть в сугробах посреди двора.
Ко мне пришла нелёгкая пора
Задуматься о жизни и о смерти.
_______________________________
4
Задуматься о жизни и о смерти,
О том, что так несложно умереть,
Что век прожит мой где-то на две трети.
И соизволят ли добавить треть?

Мошенничество, безусловно, в смете.
Гарантий никаких не будет впредь.
Дрова в печи не думают гореть.
Скажи, мой кот, горюешь ты о лете?

О тёплых днях, о солнце, о стрекозах?
Не думаю, что кто-то о морозах
Кручинится. Где повод для кручин?

Шумит в ушах. Пошаливает сердце.
Мне зябко здесь и хочется согреться.
Я печь кормлю охапкою лучин.

___________________________
5
Я печь кормлю охапкою лучин,
Дымит моя буржуйка безнадёжно
Никак не выговорить ей зачин,
Я угли ковыряю осторожно.

Забрать кота, провизию, ключи,
Уехать в город, вроде бы несложно.
Но сложно говорить пустопорожне.
Мой кот и то толковее урчит.

Я устаю от бесконечных лиц,
В метро смотрю на пуговицы шлиц.
Толпа – как черви в жизненном экскрете.

Живу на быстро варенной лапше,
А друг мой ловит в погребе мышей.
Зевает старый кот на табурете.
__________________________
6
Зевает старый кот на табурете.
А я читаю уйму умных книг,
И не торчу часами в интернете
Веду руками писанный дневник.

И словно мы одни на всей планете —
Вот я и полосатый мой двойник,
Мордахою к поленнице приник.
Как принято в кошачьем этикете.

Стемнело быстро, не видать ни зги.
Мне слышаться какие-то шаги
Тяжёлые, как будто это йети.

Шаги затихли у окна и вдруг...
Но, может, померещился мне стук,
В моё окно стучит холодный ветер.
_______________________________
7
В моё окно стучит холодный ветер.
А, нет! Не ветер, это мой сосед,
А с ним его дружок — лохматый сеттер.
Ну и зачем? Пришли сказать привет?

Шерсть дыбом на коте: он их приветит.
И я даю единственный совет:
Идти домой, и выключаю свет.
Но он, мол, не нуждается в совете.

Я знаю: у него жена, две дочки
И приключения для пятой точки.
«Тук-тук. Я вижу огонёк свечи.

Что с электричеством?» Как он зануден!
Стучится в дом к едва знакомым людям
И просится погреться у печи.
______________________________
8
И просится погреться у печи.
Да щас! Звоню его жене: «Оксана!
Ваш муж нахально в дверь мою стучит.
С собакой, да. Да вроде нет, не пьяный».

Минута, две, и вот она кричит
И бьёт по мягкому, но деревянным.
Сосед ей отвечает покаянным
Баском: «Прошу, не надо, замолчи!»

«Ты душу растоптал, тебе всё мало?»
Вот этого мне только не хватало.
А что если я так порушу брак?

Звонит мой телефон, знакомый номер.
Небось, опять нудить, что кто-то помер.
Зачем ты мне? Здесь есть уже сквозняк.
___________________
9
Зачем ты мне? Здесь есть уже сквозняк
Мне тяжело, мне муторно общаться.
Боюсь я, как панических атак,
В каких-то странных обществах вращаться.

И что? Да наплевать мне на аншлаг.
Я по гостям не собираюсь шляться.
Нескучно мне, найду я чем заняться.
Всего хорошего... Вам тоже благ.

И напрочь выключаю телефон.
Ко мне идёт мой маленький грифон,
Вразвалочку, походкой неуклюжей.

Он мордочку свою о ноги трёт.
И мысль о том, что он умрёт, мой кот,
Живёт в моей душе колючей стужей.
_______________________
10
Живёт в моей душе колючей стужей
Столпотворенья муторных забот.
Стихотворенья как громоотвод.
Стихи мои — ватага верных служей,

Армаментарий безотказных ружей,
А жалкая избушка — мой оплот.
И жалко, что прохожий идиот
В окно заглядывает гнусной рожей.

В тарелке у меня размокли мюсли
А в голове моей раскисли мысли
Наверно, это просто депресняк.

Ледышки чувств в своём привычном русле –
Обида, злость всю душу мне изгрызли.
И не прогнать, и не согреть никак.
_______________________
11
И не прогнать, и не согреть никак
Тяжёлых мыслей горсть и три обоза.
Бастинду и летающих макак
Меняют ли на прелести невроза?

И для ума губителен прозак.
Об этом написал ещё Спиноза.
Или не он? Неважно. Это проза
Реальной жизни. Где-то мой рюкзак.

И роюсь в куче собранных вещей:
Кофт, свитеров, фуфаек и плащей.
Пускай погода зверствует снаружи.

Я достаю и встряхиваю плед.
И думаю, что лучше вещи нет,
Закутавшись поглубже в плед верблюжий.
__________________
12
Закутавшись поглубже в плед верблюжий.
Я выхожу под вечер на крыльцо,
Садится солнце, и заметно вьюжит.
Позёмка петлями, а то кольцом.

И ветерок подул изрядно дюжий.
Неплохо бы накинуть пальтецо.
Вот только бы не с этим огольцом
Общаться. Чёрт! Ну шёл бы мимо, друже.

На улицу зачем мне было надо?
Нашла героя должная награда.
Один дурак, но выпить не дурак,

Меня увидев, повернул с дороги.
И в три прыжка он у моей берлоги.
Кота пугает дальний лай собак.
________________________
13
Кота пугает дальний лай собак,
Меня пугает гражданин поджарый.
Его прикид — с помойки лапсердак,
На всю округу знаемый бомжара.

А не приветить, сделает он так:
Сгорит твоя избушка от пожара.
Дохнув в лицо мне вонью перегара,
Бахвалится, как он во всём мастак.

Живёт ловкач охраной частных дач,
Но рыщет в поисках ещё удач.
И просится чудовище на ужин.

С трудом, но получилось откупиться
Бутылкой водки и сегментом пиццы.
Меня страшит, что дальше только хуже.
________________________________
14
Меня страшит, что дальше только хуже.
Мне не уйти от жизни городской.
Постыло там, но здесь ещё досужей.
Не избежать настырности людской.

А в воздухе снежинки плавно кружат.
И, может, всё пройдёт само собой —
Душа моя помирится с судьбой.
Такой мороз, а на платформе лужи.

С котом домой последней электричкой.
Закончу записи пустой страничкой.
На этой ноте путь наш заключим.

Я в дневнике своём поставлю прочерк.
От белого листа с толпою строчек
Зимой на даче свет не отличим.


Рецензии
Леночка, позвольте вами восхищаться (уж не помню из какого фильма, но в масть)
Дело даже не в том, что он красиво срифмован и ничто не цепляет душу, но вот если только окончание 2 сонета, меня учили, может быть неправильно что он обязательно должен быть закончен, но ощущение цельного произведения, законченного, продуманного и абсолютно достоверного, нигде никаких натяжений, веришь сразу, сходу.
Читается на одном дыхании и так понятно, жизненно, ты как будто сама общаешься с старинным другом. А РАЗГОВОР С КОТОМ - ЭТО ПРОСТО НАХОДКА.
Я много читала сонетов и умных и прекрасно сложенных, но живой только ВАШ!
А там где ощущение достоверности, там и начинается подлинное искусство

Елена Рундквист   29.10.2023 13:47     Заявить о нарушении
Несмотря на то что моему аккаунту в стихире 14 лет, я здесь с 29.09.23. То есть у меня сегодня юбилей — ровно месяц, как я печатаю свои стихи в стихире. И знаете, что меня тут больше всего удручает? Местный этикет. Правила хорошего тона. Так вот, местными правилами хорошего тона предписывается делать реверансы направо-налево. С одной стороны это хорошо. Антагонистом этому — Александр Блок «Поэты» «За городом вырос пустынный квартал На почве болотной и зыбкой. Там жили поэты,- и каждый встречал Другого надменной улыбкой». Это во времена Блока надменные улыбки. Во времена Германа Борисовича Гоппе один поэт другого поэта должен был в говно втаптывать. Гоппе просто науськивал людей друг на друга. Как-нибудь я об этом напишу. Да, тотальная комплиментарность стихиры расслабляет и расхолаживает. Комплименты не зависят от качества стихов, они зависят от твоей активности в реверансах. Бегаешь по соседним аккаунтам, восторгаешься такими не банальными рифмами, как люблю-горю, значит, придут в твой аккаунт и будут восхищаться такими точными рифмами, как нашёл-пришёл. В стихире реально сбиты ориентира, хвалит большей частью не выдающееся, а то, что очень похоже на рукоделие самого хвалителя.
Нет, я в этом хороводе не буду ходить рука за руку вокруг ёлочки. И Гопповская тактика взращивания поэтов убийственна и губительна для поэта. Но елейные комплименты стихиры – это как мухе в патоке, сладкая смерть.

Елена Кальсберг   29.10.2023 21:01   Заявить о нарушении
Если вы будете справедливы, но добры к людям, к вам многие потянутся, здесь многие ищут знания, и будут рады реальной оценке, потому что от сладких рецензий слишком много патоки и толку никакого, никто реально не может оценить себя со всеми плюсами и минусами, и самое главное, поэты, назовем их так, очень ранимы я наверное не поэт совсем, и не буду падать в обморок, с тем что я не талантлива и уничтожать свое творчество, а они будут, и у Блока, я думаю - это была защитная реакция на окружающий мир, потому что он тоже очень ранимый человек. Мне иногда кажется, что поэты - люди без кожи.
Я, например, скорее естествоиспытатель, мне год назад захотелось пересказать Тарковского, спросите зачем, вот эта была задача для ума, я не пересказала фильмы – нет, свое ощущение от них, кому это нужно, да не кому, это не имеет никакой ценности, просто зарядка для ума, делать надо только то, от чего получаешь удовольствие, а я от этого занятия получила удовольствие, правда это был скорее рассказ в стихах, но меня это мало трогало. И когда я получила хвалебные рецензии, на него первые пять минут я конечно почти оторвалась от земли, но живет во мне ехидный ум, который в 5 минут поставит меня на место.
А если мне требуется, чтобы мне реально сказали, как звучит то, что я написала на стихире, есть два человека и их мнению я доверяю, которые мне скажут правду, и вот лично мне этого достаточно, чтобы мне было комфортно. Их совсем мало, но они есть. И таких как я, здесь большинство, народ здесь умный, но редко встречаются люди в розовых очках и абсолютной уверенностью в своей гениальности и ведь как знать, человек ехидного ума внутри меня подбрасывает фразу: «Пришел в этот мир миссия и было ему по вере его!» К тому же тебя тут же находит фраза: «А судья кто?»
А почему не хвалят блестящие вещи, так до них надо дорасти, а, чтобы дорасти нужно учиться!
Если вы думаете, что я пела вам дифирамбы, то вы ошибаетесь, если я говорю, что ваш венок сонетов живой, я это чувствую! Как чувствую в тишине лицо человека, которое собираюсь нарисовать!
И так же зримо я вижу маленькую девочку, сидящую у огня с котом на пару.
Время позднее, доброй вам ночи!

Елена Рундквист   29.10.2023 23:27   Заявить о нарушении
Не, девочка не маленькая, а мм... В самом расцвете пред/пост пенсионных лет. После новогодней едальни/говорильни психанула, забрала кота и уехала пожить на даче. Дочитать, наконец, "Этику" Спинозы. Что там в конце? Дворецкого поймали? Кстати, конец второго сонета

В картине мира только казуальность,
Но следствие одно — оно реальность,
И почему-то множество причин.

Это намёк, что детерминизм, а детерминистами были Гольбах, Лаплас, Спиноза, не вполне прав, отвергая казуальность (случайность). Спиноза свою работу «Этика, доказанная в геометрическом порядке» писал под влиянием геометрии Евклида. Если Евклид привёл в порядок человеческий ум по поводу правильного раздела земли, то почему бы такое не сделать в человеческих отношениях. А множество причин — это множество векторов. Сумма векторов и будет причиной, определяющей реальность. Принцип неопределённости Эйнштейна изрядно подпилил корни детерминизму. Но я не ставила себе задачу силами одного сонета развенчать детерминизм. Так, вскользь, действительность одна, а причин множество. Попробуй ты их сложи по законам сложения векторов, если само вмешательство исследователя уже меняет эту сумму.
Но после второго сонета философская заумь кончилась, и началась заумь житейская. Не получилось дачей отгородиться от социума. Лиргиня поняла свою уязвимость и свалила со своим котом обратно в город. Зверь был только рад. Одно дело летом стрекоз ловить, и совсем другое у печки дым нюхать.

Елена Кальсберг   30.10.2023 01:31   Заявить о нарушении