Маргинальность

До Нобелевский премии критики писали:
"Маргинальность, модернизм, неклассический метр".
После премии:
"В 1957-1961 гг. ритм 5-стопного ямба Бродского, в сравнении с данными по советской поэзии, проявляет тенденции к подчеркиванию «сильных» стоп (I, lll) и ослаблению «слабых» (ll, IV) - естественный ритм. При этом в поэмах Бродского строчки 5-стопного ямба с женскими клаузулами (ЖК), по сравнению со строчками с мужскими клаузулами (МК), сильнее проявляют тенденцию к подчеркиванию этого ритма. В лирике данная тенденция выражена не так ярко.

В 1962-1966 гг. возникает движение к «выравниванию», которое наблюдается в строчках 5-стопного ямба с женскими окончаниями на фоне общей повышенной ударности стоп. В ритмики своего основного размера Бродский оказывается ориентированным не на литературную традицию, а на естественные данные языка".
;

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.

1958 г.

Казалось бы, так много нарушений ритма, и рифмовки, а читается легко.
синим солнцем палимы, (7)
идут по земле пилигримы. (9)

За ними поют пустыни, (8)
вспыхивают зарницы, (7)
звезды горят над ними, (7)
и хрипло кричат им птицы: (8)


Рецензии