Якуб Колас. Сымон-музыкант. Песня о звонах

Якуб Колас. Сымон-музыкант. Песня о звонах

Сымон - музыкант. Отрывок из поэмы.
(В редакции 1925 года)

Часть І.ІІІ
Песня о звонах*


Перезвон гостил в постоях,
Появляясь из звонницы:
Медью с золотом в денницу,
И вечернею порою
Звуки плыли неземные.
После зорьки их встречали
Солнца косы, пряди-стрелы;
Улетали в полдень белый,
В поднебесные печали
И пустоты потайные.
Серебристою росою
Звоны мыли свежи травы,
Яркий луч, дитя забавы,
В той росе своей рукою
Радуге сплетал корону
Из гудящих перезвонов.
Среди прочих на звоннице
Звон один жил необычен,
Нотой голоса отличен,
Тайны знал и небылицы,
И к пророчествам привычен.
Ясный, радостный, игривый,
Он резвился на просторе,
Откликался и на горе,
Был застенчивый, стыдливый,
Проживал разлуки горечь
И предчувствия свиданий.
Переливы-звуки звона
В пустоте не пропадали;
Прозвучав, спешили в дали,
Где в волнах небес бездонных
Птиц весенних развлекали
Чередой воспоминаний.
Звон казался первым громом
Грозового ливня с градом,
В бурю - лязганьем армады,
И шажком над Божьим домом
Из ночного снегопада.
Он сливался в общем звуке
С нежным шелестом тростинки,
С песней лютика, травинки,
Словно брал холстину в руки,
Собирая в ткань слезинки.
И когда в ночи безлюдной
Месяц юный серебрился,
Светом призрачным светился,
А дорожкой изумрудной
Млечный путь на тьму ложился,
Оживал звон, и, казалось,
Струны звона пели сами,
И их чудо-голосами
Лодку месяца качало
С сетью звезд под небесами.
А еще звонарь, бывало,
Золотые ладил струны,
Когда молнией Перуна
С громом тучи разрывало,
И с небес текло безумно,
Но смолкали легионы,
Замирало все, немело,
Буря злобствовать не смела,
Если песня чудо-звона
Добротою сердце грела.
Так звонил он, так звал криком,
Чтоб познать добро едино,
Чтоб отец не мучил сына,
Да для этих его зыков
Время, деда, вышло клином.
Всякий раз, когда от песни
Расцветало все в округе,
Остальные звоны-други
Не желали жизни вместе,
Лишь бренчали в перепуге.
Им обидно было слышать,
Как наш звон судьбу пророчит;
Словно он во мраке ночи
Солнцем ясным к людям вышел
И открыл заблудшим очи.
Но заглушен и отставлен
Звон был звонами другими,
Не такими роковыми,
Его глас забит, раздавлен
Лжепророками чужими.
В той неравной вечной битве
Надорвался звон красивый,
Смолкли песен переливы,
Бесталанный, грубой силы
Пустозвон сипит фальшивый.
В дальней яме за забором,
Тихо плачет звон разбитый
О напевах соковитых,
Что гуляли по просторам,
А сегодня позабыты.
Только голос правды, воли
Не умрет в душе вовеки:
Как родник питает реку,
Так и  тяга к лучшей доле
Будет биться в человеке.

___________________
* Песня о звонах - завершает Часть I.III Поэмы Якуба Коласа «Сымон-музыкант», при этом является самостоятельным законченным (в стилистическом, смысловом и ином наполнении) произведением.
В первом издании 1918 года (отдельной книгой изданы три первые части) «Песни о звонах» отсутствуют, однако в канву произведения включены размышления автора о звонах. При этом первоначально сохранялась общая с остальными частями ритмика и рифмовка. Но при подготовке к изданию 1925 года автор переработал и дополнил общий текст отдельной главкой, изменив по сравнению с первоначальным замыслом структуру, ритм и рифмы «Песни о звонах».
* Состоит из 98 строк. В том числе: З (три) четверостишия, 3 (три) двустишия, 16 (шестнадцать) пятистиший. Возможны иные трактовки по поводу четырех- и двухстиший, но, в таком случае, эти трактовки требуют соответствующего пояснения в построении  рифм.
* Итак, три четверостишия: 1)1-4 строка, 2)6-9 строка 3)11-14 строки. Рифма в четверостишиях опоясывающая (АББА).
* Три двустишия: 1)5 и 10 строки, 2)15 и 16 строки, 3)27 и 33 строки. При этом, только второе двустишие таковым является в классическом понимании. Первое и третье служат продолжением: в первом случае - четверостиший, делая их при этом пятистишиями, в третьем - продолжением пятистиший, становящимися шестистишиями, отсюда и некоторая искусственность в их определении (как двустиший). Скорее это (формально) одностишия, но с совпадающими рифмами (5 с 10, и 27 с 33 строкой).
* Шестнадцать пятистиший: 1)17-21 строки, 2)22-26 строки, 3)28-32 строки, 4)34-38 строки и далее без изменений, каждое пятистишие без изъятий и включений 5)39-43, 6)44-48… 16)94-98 строки. Структура рифмы пятистиший - АББАБ.
Стихотворный размер «Песни о звонах» - 4-х стопный хорей, рифма всех строк - женская (безударная).
* Для удобства читателей автор перевода пронумеровал в оригинальном белорусском тексте Якуба Коласа все строки сплошным порядком.
_______________________________

Частка I.III
Песьня аб званох*

1.  Гудам-звонам срэбна-медным
2.  Звоняць звоны на званіцы.
3.  Звоняць звоны ў час дзянніцы,
4.  Надвячэр;ем ясна-бледным,
5.  Звоняць звоны галасныя.
6.  Іх віталі сонца косы,
7.  Агнявыя пасмы-стрэлы;
8.  Нёсся звон іх у свет белы,
9.  Плыў іх гоман пад нябёсы,
10. У пустэлі патайныя.
11. Срэбралітаю расою
12. Іх віталі краскі, травы,
13. Промень ясны і ласкавы
14. У той росцы ззяў красою
15. І вясёлкам ткаў кароны.
16. Так званілі тыя звоны.
17. Між званамі на званіцы
18. Быў адзін звон незвычайны,
19. Меў ён голас разнастайны,
20. Чараў дзіўныя крыніцы
21. І размовы нейкай тайны.
22. І быў сэрцам ён чуллівы.
23. Срэбраструнны, златагукі,
24. Успрымаў ён радасць, мукі,
25. То маркотны, то шчаслівы,
26. Як пакажа час разлукі,
27. Як павене міг спаткання.
28. І ніколі не маўчалі
29. Струны-гуды звона тога:
30. Неба шыр, зямлі разлога,
31. Залатыя сонца далі
32. На яго адбітак клалі
33. Чары дзіўнага спявання.
34. Аклікаўся ён і громам,
35. Неба плыні віхрабежнай,
36. Буры чорнай і мяцежнай
37. І слядкам над Божым домам
38. Ад хмурынкі беласнежнай.
39. Ён зліваўся ў тон суладны
40. З шумам лісцяў і травінак,
41. З спевам красак і былінак,
42. На ўсё чулы і ўспагадны
43. І прыемны, бы ўспамінак.
44. А ў час ночы глуха-немы,
45. Калі месяц блеск свой кіне
46. У твар ночкавай пустыні,
47. І пад вэльмам ціхай дрэмы
48. Зоры высыплюць, бы іней,
49.Ажываў ён, і чароўна
50.Гралі струны яго самі,
51. І іх спевам-галасамі
52.Месяц цешыўся бязмоўна
53. З хорам зор і небясамі.
54. А калі званар, бывала,
55. Залатыя ўзбудзіць струны,
56. Тады хмарка свае руны
57. Ніжэй к долу апускала,
58. Каб спявалі ў іх пяруны.
59. Ды маўчаў прастор бяздонны, –
60. Навакола ўсё нямела,
61.Бура ўзняцца там не смела,
62. Бо мінута песень звонных
63. Дабратою сэрцы грэла.
64. Так званіў ён, так ён клікаў,
65. Каб пазнаць дабро адзіна,
66. Каб айцец не крыўдзіў сына...
67. Ды для гэтых яго зыкаў
68. Не прыйшла, дзядок, часіна.
69. Кожны раз, як свет здзіўлёны
70. Слухаў спеў той з заміраннем,
71. Праразлівым бразгатаннем
72. Спеў яго глушылі звоны
73. І сціхалі з насмяханнем.
74. Ім зайздросна, дзедку, стала,
75. Што меў дар такі звон гэты,
76. І што свет, у цьму адзеты,
77. Тая песня асвятляла,
78. Як і сонца светліць кветы.
79. І заглушан быў званамі
80. Гэты звон, вяшчун прарочы;
81. Не трывожыць ён больш ночы,
82. Цьмы, залеглае над намі,
83. Каб узвысіць лёс сірочы.
84. У няроўным тым змаганні
85. Надарваўся звон чуллівы.
86. Змоўклі песень пералівы,
87. Зноў пануе бразгатанне,
88. Пустазвонаў клік фальшывы.
89. І смуткуе звон разбіты
90. Аб тых песнях разнастайных,
91. Што ў прасторах у бяскрайных
92. Зоры слухалі сукрыта,
93. Каб пазнаць іх сэнс патайны.
94. Але голас праўды, згоды
95. Не замрэ ў душы ніколі:
96. Будзе клікаць ён да волі,
97. Будзе ў сэрцы жыць заўсёды,
98. Як той вобраз лепшай долі.


Рецензии